«Фильм торжественно заверяет: не забыты герои прошедшей войны, как не забыты и дезертиры, отступники. Ничего не значит, что прошло двадцать семь лет», —
это слова кинокритика Виктора Дёмина о фильме «Расплата», вышедшем в 1971 году. Драма подняла непростую тему: можно ли прощать предательство, можно ли смириться с тем, что человек, на которого ты всегда равнялся и считал образцом, на самом деле трус и изменник, выдавший врагу товарищей? И как теперь жить с осознанием того, что герой — вовсе не герой, а подлец, пусть и отбывший наказание?
Сценарий фильма написал писатель и поэт Анатолий Софронов. В его активе тогда уже были не только стихотворные сборники и проза, но и несколько довольно популярных песен. Да и в кино он не был новичком: в середине шестидесятых вышла блистательная и запомнившаяся зрителям комедия «Стряпуха» (1968). А вот следующий сюжет, созданный Анатолием Софроновым, оказался куда серьёзней и тяжеловесней: в нём была не только мирная, энергичная, полноценная жизнь семидесятых, но и отголоски войны.
Итак, гидроинженер Алексей Платов, молодой, но уже успешный, уже успевший поработать на большой стройке в Сирии (в кадре почему-то при этом показывают строительство Асуанской плотины в Египте, но спишем это на сложности с поездкой в Сирию). У него есть красавица-невеста Катя, биохимик, оканчиваающая аспирантуру, на которой он в ближайшее время собирается жениться. Мама Алексея — заботливая и любящая женщина, медсестра в больнице, которую считают незаменимой.
Отец Алексея геройски погиб на войне и с самых юных лет сын гордится им. Для Алексея погибший отец — мерило всех его достижений, человек, которым он гордится и на которого стремится быть похожим.
Отец его невесты Кати тоже погиб, её воспитал замечательный отчим, но про отца она тоже не забывает и тоже им гордится. И даже в предсвадебное путешествие Алексей и Катя едут в Волгоград, где сложил голову её отец, и именно там они расписываются в ЗАГСе. Но как раз во время это счастливой беззаботной поездки приходит страшная новость — мать Алексея скоропостижно ушла из жизни. И это не единственный удар, который предстоит вынести Алексею. Его ждёт письмо, написанное матерью накануне кончины. И в этом письме — тайна, которую женщин хранила всю жизнь. Оказывается,
отец Алексея Михаил не погиб. В последнем своём бою он сдался фашистам и выдал и своего боевого товарища, и суть боевого задания.
Расстрела Михаил избежал, так как судили его уже после войны, когда не действовали законы военного времени, отсидел и сейчас работает на целине в Казахстане. Эта новость переворачивает жизнь Алексея. И Катину тоже. Перед обоими встаёт вопрос — что дальше?
Режиссёр картины Фёдор Филиппов на главные роли взял молодых, но уже ставших любимцами аудитории актёров — Олега Янковского (Алексей) и Викторию Фёдорову (Катя).
Интересный факт:
почти параллельно Олег Янковский и Виктория Фёдорова снимались в мелодраме «О любви» (1971), где тоже были романтической (почти) парой. Любопытно, что в «Расплате» Виктория Фёдорова — блондинка, и это удивительно, ведь от природы она яркая брюнетка, каковой и появляется в «О любви».
Пара получилась по-настоящему красивая, элегантная, гармоничная, это как раз тот самый случай, когда актёры, что называется, «монтируются» в кадре. Через несколько лет Виктория Фёдорова и Олег Янковский снова снялись вместе в картине «Гнев» (1974).
В роли Евгении Платовой, матери Алексея, — Любовь Соколова, которая в очередной раз сыграла взрослую умную, проницательный женщину,
в роли Михаила Платова — Леонид Кулагин, которого немного непривычно видеть без усов (бритым он предстаёт в ретроспективных военных сценах).
Ещё один интересный факт:
между сыгравшими сына Олегом Янковским и отца Леонидом Кулагиным разница в возрасте — менее пяти лет,
но благодаря гриму Леонид Кулагин выглядит заметно старше.
В роли боевого товарища Михаила Семёна Богуша, того самого, которого он предал, но который всё же выжил и всю жизнь продружил с Евгенией Платовой, — Армен Джигарханян.
На втором плане — прекрасные советские артисты старой школы: Руфина Нифонтова и Николай Волков (родители Кати),
Елизавета Никищихина (подруга Кати) и Иван Лапиков (начальник отдела кадров в организации, где работает Алексей),
Лариса Виккел (Евгения Платова в молодости), Кира Головко, Рудольф Рудин, Валентин Брылеев, Николай Досталь, в будущем — режиссёр.
Отдельно отмечу соседку Платовых по коммуналке радушную и добросердечную Аннушку. Это последняя роль невероятно талантливой, но так рано и так драматично ушедшей из жизни Екатерины Савиновой.
Основная часть съёмок «Расплаты» прошла в Москве, но часть сцен снимали в Волгограде, в том числе на Мамаевой кургане. Также небезынтересно, пусть и мельком, без особых подробностей, взглянуть на строящуюся Асуанскую плотину.
В прокат «Расплата» вышла в 1971 году. Виктор Дёмин, представлявший ленту в журнале «Спутник кинозрителя», писал:
«В фильме мы встретим весь набор выразительных средств так называемого «современного кино»: эффектные чёрно-белые ретроспекции рассекают ткань цветного повествования, резкие повороты интриги соседствуют с плавными, замедленными кадрами «размышлений», оптимистические сцены за богатым пиршественным столом или на фоне балетных номеров на льду контрастно оттеняют трагические паузы на кладбище или у внушительных монументов Волгоградского мемориального комплекса скульптора Е. Вучетича. Все средства мобилизованы, чтобы аргументировать авторскую мысль».
Подводя итог, скажу, что работа как минимум умная и актуальная, несмотря на то, что ей уже больше полувека. Соглашусь, однако, с теми, кто называет ленту обрывочной: действительно, тут много эпизодов, логически не связанных, будто пропущены какие-то куски, кое-что приходится додумывать. Но за саму идею и за отменный актёрский состав фильму этот недостаток простить можно. И, конечно, любуемся красивой парой — Олегом Янковским и Викторией Фёдоровой, которая уже совсем скоро навсегда уехала из СССР.
А как вы думаете, простил ли Алексей отца? Ведь вообще-то сам отец его не обманывал, а мысль о его геройстве в Алексея заложила мать.
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: