Режиссёр Александр Згуриди придумал передачу «В мире животных» и был её первым ведущим. В его фильмографии — десятки документальных лент о природе, но снимал Згуриди и художественное кино. Тоже, конечно же, о природе и животных. В 1985 году вышел его фильм «Любимец публики», вольная экранизация рассказа русского классика Александра Куприна «Белый пудель». Режиссёру на тот момент было 80 (и это была далеко не последняя его работа!).
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сценарий для фильма Згуриди написал совместно с супругой и давней соратницей Ниной Клдиашвили.
Картина задумывалась не как полноценный перенос рассказа на экран, а как созданная по мотивам.
К тому же ей придали некоторую идеологическую направленность, хоть и весьма деликатно. Шарманщик, герой Куприна, превратился в циркового клоуна с революционными наклонностями, за которые он и пострадал. Справедливости ради стоит сказать, что выпады в сторону царского режима в фильме показаны мимолётно и в целом его ничуть не портят. Цирк, к слову, в действии занимает немало места, поэтому консультантом Александр Згуриди позвал Юрия Никулина, тогда уже бывшего директором и худруком Цирка на Цветном.
Центральную роль, клоуна Никита Лопатина, в «Любимце публики» получил Анатолий Ромашин. Для актёра это был новый опыт: в фильмах про цирк ему сниматься ещё не приходилось.
Его племянника Серёжу сыграл Кирилл Головко-Серский, юный актёр, наследник актёрской династии. У десятилетнего Кирилла, внука известной советской актрисы Киры Головко, было уже несколько ролей, в том числе главная, и в том же 1985 году вышел ещё один привлёкший внимание зрителей фильм — «Как стать счастливым», где Кирилл сыграл сына главных героев.
Позднее Кирилл подумывал отказаться от творческой карьеры, но потом вернулся к актёрству и сейчас служит в театре и снимается в кино.
На съёмках «Любимца публики» рядом с маленьким Кириллом были и родители: Наталья Головко и Александр Серский сыграли тут эпизодические роли.
В третьей главной роли (дрессированный пудель Арто, питомец Никиты и Серёжи) появился белоснежный королевский пудель по кличке Стёпа. Съёмочную группу он покорил дружелюбием и понятливостью, а Александр Згуриди отмечал, что Стёпа «улыбается всё время, как дельфин!».
Также в картине появились Альгимантас Масюлис в образе придирчивого директора цирка, Ия Нинидзе, Нонна Терентьева, Георгий Куликов, Юрий Саранцев.
А Игорь Кашинцев умудрился сыграть тут две роли: шпрехшталмейстера в цирке и доктора капризного мальчишки Трилли, который захотел стать хозяином Арто.
И, разумеется, не обошлось без настоящего циркача: фокусника изобразил Амаяк Акопян.
Снимать картину Александр Згуриди решил там, где обитали герои Куприна — в Крыму. Писатель познакомился с бродячим шарманщиком, ставшим героем рассказа, отдыхая на даче в Мисхоре, туда же и направилась группа.
Эпизоды создавали в Ялте, где часть сцен сняли в Никитском ботаническом саду, Судаке, Мисхоре.
Правда, режиссёру, художнику и оператору пришлось непросто: повсюду была современная застройка, так что найти нетронутые уголки, которые изобразили бы Крым почти столетней давности, было непросто. А старинную дачу, где устроил истерику барчук Трилли, нашли посреди огромного ялтинского санатория, застроенного бетонными корпуса с огромными окнами.
Особняк с башенками и витражными окнами сохранился посреди урбанистической санатория чудом, зато стал эффектной декорацией для фильма о событиях начала века.
А вот эпизоды в цирке снимали в Москве, в современном шапито, установленном в Измайловском парке. Здесь серьёзно помогли работники московского цирка и сам Юрий Никулин, который специально для Згуриди восстановил и поставил старый номер из репертуара Владимира Дурова.
Зрители увидели фильм «Любимец публики» в 1985 году. Нельзя сказать, что он стал большим событием, но для юной аудитории это была история интересная и захватывающая, ведь рассказывала она не просто о людях и животных, а о том, как важны отношения между ними. Сам Александр Згуриди, бережно и с настоящей глубокой любовью относившийся к окружающему миру, отмечал, что намеренно не стал «очеловечивать» Арто и оставил его пусть сообразительным и самостоятельным, но всё-таки псом. А свой фильм он охарактеризовал так:
«Нам хотелось, чтобы, посмотрев фильм и обратившись к сегодняшнему дню, зрители задумались о том, что нельзя быть высокомерным по отношению к животным. Ведь, в сущности, мы все — и люди, и птицы, и звери — хозяева природы и нашей земли. <...> И здесь очень важен адрес картины, обращённой прежде всего к детям. Мы призываем их к большей любви, к большей ответственности перед животными. Если твой друг попал в беду — нельзя отмахнуться, надо помочь, спасти!».
А как вам любимцы публики Лопатины и Арто?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке: