Режиссёра Сергея Тарасова заслуженно считают родоначальником рыцарского кино в нашей стране. В 1975 году он снял фильм о благородном английском разбойнике Робин Гуде, в основе которого были английские легенды, и картина стала своего жанровым рода открытием для зрителей. Позднее появились удачные экранизации рыцарских романов Роберта Льюиса Стивенсона и Вальтера Скотта, причём к прозе последнего Тарасов обратился дважды. Сначала появилась «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (1982), а спустя шесть лет и фильм по роману «Квентин Дорвард», вышедший с названием «Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии» в 1989 году. Интересно, что
почти в каждом новом историческом фильме Тарасов открывал нового актёра, выступавшего в роли главного «рыцаря». Не стал исключением и Квентин Дорвард, роль которого сыграл почти никому не известный выпускник Щукинского училища Александр Кознов, который после выхода фильма стал очень популярным (увы, ненадолго).
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Замышляя экранизацию романа «Квентин Дорвард», Сергей Тарасов поставил себе грандиозную цель. Если в предыдущих рыцарских фильмах зрители смотрели на события многовековой давности из сегодняшнего дня, то
на этот режиссёр захотел по-настоящему отправить их в прошлое и погрузить в атмосферу Средневековья.
Это было немного самонадеянно: в конец восьмидесятых советское кино переживало не лучшие времена, финансирование кинопроизводства резко снизилось, да и интересы аудитории сместились в сторону сомнительных комедий и криминальных лент на злобу дня. Костюмную картину с эффектными декорациями снимать было тогда непросто. На помощь пришли румынские коллеги, предоставившие для съёмок замок в Хунедоаре, где создали часть сцен с трюками. Другие замковые эпизоды снимали в Хотинской крепости в Черновицкой области на Украине, которую Сергей Тарасов уже хорошо знал: там он работал над «Чёрной стрелой» (1985), предыдущим историческим фильмом.
В центре сюжета — шотландский рыцарь Квентин Дорвард, намеревающийся попасть на службу к французскому королю Людовику XI. Двигаясь к его резиденции, Квентин знакомится с двумя любопытными горожанами и идёт к королю вместе с ними, но по пути совершает опрометчивый поступок: заметив на дереве повешенного, он обрезает верёвку, чтобы тот не болтался на ветвях. Спутники сообщают Квентину, что Людовику нравится, когда повешенные остаются на виду — это служит уроком для прочих непокорных, но Квентин стоит на своём. Ну а спустя время оказывается, что его новые знакомые — это сам Людовик XI и его прево Тристан.
В замке Людовика Квентин не без помощи своего дяди становится стрелком королевской гвардии и знакомится с красавицей графиней Изабеллой де Круа, укрывающейся тут от нежелательного брака.
Как новичку, ещё не вникнувшего во все интриги и мало разбирающегося в придворных перипетиях, Людовик поручает Квентину Дорварду деликатное дело, связанное с графиней. Стрелку предстоит попасть в несколько переплётов, сразиться с вражескими рыцарями, неоднократно спасти Изабеллу, но в итоге получить заслуженные почести и любовь красавицы.
Сценарий режиссёр написал сам, как и для почти всех своих рыцарских лент.
Актёрский состав тоже подобрали за короткое время. Сергей Тарасов часто приглашал уже проверенных исполнителей, с которыми работал ранее.
Так в фильм попали Борис Химичев (граф де Кревкер) и Леонид Кулагин (дядя Квентина, офицер королевской гвардии, составший протекцию племяннику).
Конечно же, принял участие в съёмках Борис Хмельницкий, он же советский Робин Гуд из фильма Сергея Тарасова.
Правда, теперь Борису Хмельницкому (в органичной озвучке Алексея Золотницкого) досталась роль не рыцаря, а странствующего цыгана, умеющего предсказывать судьбу. Сурового и резкого Карла Бургундского сыграл Александр Яковлев, который частенько воплощал на экране отрицательные образы, прево Тристана — ещё довольно молодой Юрий Кузнецов.
В роли Людовика — Александр Лазарев, блестяще сыгравший короля-интригана,
в роли его брадобрея и одновременно советчика — Александр Пашутин. Роль противника Людовика Гийома де ла Марка получил литовский актёр Витаутас Томкус, тоже прежде работавший с Тарасовым, он говорит голосом Владимира Сафронова.
Небольшую роль режиссёр традиционно нашёл и для себя — это епископ Льежский, коварно погубленный да ла Марком.
Интересно, что свою роль Сергей Тарасов озвучивать не стал, поручив это Олегу Мокшанцеву, который не только часто снимался в кино, но и много лет успешно занимался дубляжом, озвучивая как советских коллег, так и иностранных.
И, конечно же, отдельно о главных исполнителях. Роль Изабеллы де Круа получила Ольга Кабо, 20-летняя студентка ВГИКа. Несмотря на молодость и ещё не полученный диплом, актрису уже знали, в её активе было уже несколько работ, в том числе блестящая комедия «Миллион в брачной корзине» (1985). А вот её партнёр, гораздо менее опытный как киноартист, оказался для аудитории приятным открытием: хоть для Александра Кознова это было не первое появление на экране, его мало кто видел.
Роль Квентина Дорварда была для него первой главной и объёмной, и именно Сергей Тарасов, пригласив Александра, познакомил с ним зрителей.
Этот выбор главного артиста, как и в предыдущие разы, — большая удача режиссёра: Александр Кознов — обладатель яркой запоминающейся внешности, при этом вписывающейся в средневековую эстетику. Образ рыцаря ему подошёл идеально и очень жаль, что позднее кинематограф игнорировал актёра и не дал ему возможности полноценно реализоваться в кино. Кстати, в одном из отзывов о фильме прочитала, что Александр Кознов в образе Квентина Дорварда походит на автопортрет Альбрехта Дюрера. Сравнение чрезвычайно любопытное и небанальное, но я с ним согласна.
За трюки, которыми рыцарский фильм и должен быть наполнен, отвечал каскадёр Александр Иншаков. Специально для него Сергей тарасов даже ввёл в сюжет второстепенную роль пособника де ла Марка, так что Александр Иншаков в фильме фигурирует не только как постановщик сражений, но и как артист. Также эпизодические роли получили его коллеги-каскадёры.
«Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии» вышли летом 1989 года. В части популярности лента уступила предыдущим рыцарским фильмам Сергея Тарасова, но если учесть, чем были заняты люди в те времена, удивительного тут мало. Между тем, кино отличное. Можно придираться к недоделкам и ляпам, просвечивающему сквозь кадр недофинансированию, односерийности, из-за которой роман Вальтера Скотта пришлось урезать, но опять же давайте сделаем сноску на время.
В итоге — достойная, увлекательная, красивая и сюжетно, и визуально история с замечательным актёрским ансамблем.
Любопытный факт. В анонсе в журнале «Советский экран» в числе исполнителей были заявлены Ольга Машная, Сос Саркисян, Альгимантас Масюлис, Юрий Смирнов, но в ленте они не появились. Как вы думаете, кого они могли бы сыграть в «Приключениях Квентина Дорварда»?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: