Главную роль в мелодраме «Не было печали» (1983) сыграл Леонид Куравлёв, и, по его словам, подобных персонажей, тихих покладистых интеллигентов, в его фильмографии было не так уж много. Сама лента получилось милой, но поучительной, напоминающей о том, что
порой родители из самых благих побуждений могут всерьёз испортить жизнь детям.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Для сценариста Валерия Строчкова «Не было печали» — вторая и последняя работа в кино. Дебютом его стала тоже семейная мелодрама «Сцены из семейной жизни» (1980), где одну из лучших ролей сыграла Валентина Талызина. Интересно, что и в той работе также в центре были отец и дочь, правда, в «Сценах из семейной жизни» наследница была уже взрослый, выпускницей школы, а в «Не было печали» это пятилетняя девочка. Итак, 40-летний Вадим Петрович Потапов — врач и директор института. Живёт он в отличной квартире в центре Москвы (уж не Патриаршие ли это пруды?) с мамой, причём мама контролирует его жизнь полностью.
Собственной семьи у Вадима Петровича нет: когда-то давно прервала студенческий роман Вадима (по её словам, он всегда была против скороспелых браков и непроверенного чувства). Теперь-то она, конечно, мечтает о внуках, но по-прежнему не видит подходящих кандидатур для обожаемого сына.
Но неожиданно жизнь Вадима меняется радикально. Как-то на пороге квартиры появляется молодой человек Борис и рассказывает, что умерла некая Ляля. Чуть позже выясняются подробности. Несколько лет назад Вадим был в командировке в Сочи, где и познакомился с Лялей. Похоже, он её даже не очень помнит, да и затевать ничего не планировал, но Ляля в результате мимолётной связи забеременела и теперь у Вадима есть пятилетняя дочь Саша.
Борис — брат Ляли, теперь он воспитывает Сашу, но ему необходимо уехать на неделю, так что Саше предстоит это время провести с родным отцом, о котором мама ей много рассказывала и бабушкой. Вадима это сильно озадачивает, а бабушка и вовсе впадает в ступор и не понимает, как её быть с ребёнком.
Неделя с Сашей окажется для Вадима и его деспотичной мамы очень длинной, но совсем короткой.
Режиссёр фильма Юсуп Даниялов уже был знаком с Леонидом Куравлёвым: он сам время от времени снимался в кино и сыграл эпизодическую роль в комедии «Афоня» (1975), где блеснул (в очередной раз) Леонид Куравлёв. Спустя шесть лет, начав снимать собственную картину, Юсуп Даниялов пригласил актёра на главную роль.
Роль гиперопекающей мамы (она почему-то при Саше называет сына по имени-отчеству) получила всегда прекрасная Татьяна Пельтцер.
Роль пятилетней Саши досталась маленькой Кате Хоровой, которая безупречно сыграла общительную малышку с характером.
Ну а в образе Бориса предстал Олег Вавилов, визитной карточкой которого многие годы была роль скромного, но целеустремлённого Юрия из драмы «Странная женщина» (1977) Юлия Райзмана.
В других ролях Ольга Остроумова (та самая студенческая возлюбленная Вадима, отношения с которой разрушила его мама),
Елена Соловей, Юрий Назаров. В совсем маленьких ролях Мария Виноградова, Валентина Хмара, Вадим Захарченко.
Съёмки проходили в Москве, и многие уголки, как выясняется, почти не изменились за десятки лет. Осенью 1982 года основная работа была завершена, несколько месяцев ушло на монтаж и озвучание, и в марте 1983 года фильм стартовал в прокате. Нельзя сказать, что это был прорыв, но «Не было печали» — фильм добротный, симпатичный и интересный. И актуальный, ведь семьи, где мама подминает под себя ребёнка, были всегда и будут всегда. К счастью, на экране главные герои с неожиданным появлением девочки кое-что осознали и определённо решились на изменения. Леонид Куравлёв, рассказывая об этой работе, отметил:
«Наш фильм о делах житейских, о счастье, которое для героев киноленты олицетворено в детях. Бывает так: беседуешь с журналистом, делишься ощущениями от сыгранного, а потом на экране зритель видит совсем другое. А слово-то уже вылетело!.. Видите, с годами к каждому своему слову начинаешь относиться более ответственно. Сказанное не только лично ко мне относится, но и к герою фильма «Не было печали», которого я сыграл. Правильные слова он произносить умеет, но вот поступками своими их не подтверждает».
А как вы думаете, если до 40 лет мужчина прожил под крылом матушки, у него есть шансы всё же вылететь из гнезда?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: