Фильм «Неуловимые мстители» (1967) принёс режиссёру Эдмонду Кеосаяну всесоюзную славу. Но годом раньше вышла картина, которая заставила всех приглядеться к молодому режиссёру и вывела в первый ряд нескольких молодых артистов: это была комедийная мелодрама «Стряпуха». Помимо всего прочего, эта лента удивительна тем, что в ней можно увидеть жгучую брюнетку Светлану Светличную и блондина Владимира Высоцкого.
Светличная была первой, кого Кеосаян утвердил.
Режиссёр даже не проводил проб, потому что в главной роли он видел только Светлану, с которой был знаком со времён учёбы во ВГИКе. Светличная была зрителям знакома: она уже сыграла несколько запомнившихся ролей, в том числе в драме «Им покоряется небо» (1963). Но это всё были роли второго плана, а здесь ей предстояло быть в центре событий.
Сюжет комедии оригинальным не был: в театре Вахтангова успешно шла одноимённая пьеса, написанная писателем Анатолием Софроновым. Он же создал сценарий, который без проблем утвердили. Но дальше возникла загвоздка: режиссёрам будущий фильм казался чересчур водевильным и лубочным, так что ставить его никто не хотел. Неожиданно
интерес к сценарию о жизни русской деревни проявил армянский режиссёр Кеосаян,
и ленту запустили в производство.
Кеосаян собрал на площадке коллектив артистов молодых, но уже достаточно опытных: Людмилу Хитяеву, Инну Чурикову, Георгия Юматова, Валерия Носика. По совету близкого товарища, режиссёра Левона Кочаряна, Эдмонд пригласил Владимира Высоцкого, в тот момент артиста опального и нежелательного. А ещё в картине снялась Людмила Марченко, которая переживала не лучшие времена из-за скандала с Иваном Пырьевым. Кеосаян знал об этом и дал актрисе роль, чтобы хоть как-то ей помочь.
Ради съёмок группа поехала в Краснодарский край.
В станице Некрасовская начали снимать в июле 1965 года. Правда, некоторое время пришлось потратить на подготовку. Например, Светлана Светличная усердно поправлялась, потому что для кубанской казачки она была слишком изящна, Владимир Высоцкий осваивал баян, на котором прежде ему играть не доводилось, а Георгий Юматов учился водить трактор.
Много эпизодов снимали прямо на колхозных полях и в хатах местных жителей, поскольку режиссёру хотелось максимально точно передать атмосферу народности. Часто в кадр попадали и сами сельчане, и их непосредственность становилась украшением массовых сцен.
У местных были и свои фавориты среди артистов.
Очень любили в станице Высоцкого, который регулярно устраивал вечерние концерты с песнями под гитару. Жительницы станицы буквально влюбились в Юматова, обладателя атлетичной фигуры. Но когда на съёмки прибыли Зоя Фёдорова и Сергей Филиппов, жители пришли в восторг. Правда, суперзвёзды снимались лишь в эпизоде, так что в экспедиции пробыли недолго, но успели запомниться станичникам.
В Некрасовской группа провели три месяца, после чего вернулась в Москву, где досняли некоторые сцены. Тут-то и
всплыли недопонимания между Эдмондом Кеосаяном и Владимиром Высоцким.
Последний в Некрасовской позволял себе винные излишества, из-за чего опаздывал и порой срывал съёмки. В какой-то момент режиссёр даже подумывал снять артиста с роли, но понял, что отснято уже довольно много и переснять будет сложно. В итоге Высоцкий роль доиграл, но на озвучании в студии его переозвучили, о чём он узнал лишь после премьеры.
Зрители «Стряпуху» полюбили сразу же, хотя критики не оценили добрый и забавный фильм.
Светлана Светличная стала настоящим секс-символом, а её «фирменный» стиль завязывать косынку вошёл в моду.
Кстати, по словам самой Светличной, именно сейчас зрители почему-то всё чаще вспоминают не соблазнительную аферистку Анну Сергеевну из «Бриллиантовой руки», а неприступную Павлину Хуторную, стряпуху с ополовником.
А чем вам симпатична «Стряпуха»?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296