Драматург Анатолий Софронов в 1969 году написал пьесу «Наследство» о трёх поколения людей, живущих в одном доме. Но
экранизации пьеса ждала целых пятнадцать лет. В начале восьмидесятых на неё обратил внимание режиссёр Георгий Натансон и предложил Софронову сюжет доработать и адаптировать к современным условиям,
которые уже заметно изменились. Итогом сотрудничества стал сценарий «Наследство», по которому Натансон снял одноимённый фильм.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Съёмки стартовали в 1984 году. Картина создавалась к 40-летию Победы, к празднованию которого готовились загодя.
Главным героем «Наследства» был генерал Недосекин, прошедший войну, получивший ранение, а теперь ставший домашним патриархом, главой дома, сплачивающим семью:
жену, боевую подругу, когда-то вынесшую его с поля боя, дочь, которая переживает кризис с отношениях с супругом, внука, оканчивающего школу и стоящего на перепутье.
Георгий Натансон ещё в ходе написания сценария попросил Анатолия Софронова расширить сюжет и ввести новые линии, при этом сместив акценты с бытовых тем на героико-публицистические. Ему хотелось показать не столько будни героев, сколько раскрыть их внутренний мир и покопаться в душах. А ещё
заставить зрителя подумать, почему поколение, победившее в войне, перестаёт пользоваться уважением наследников, почему молодые забывают о подвиге, совершённом их отцами и дедами и обесценивают жертвы.
Главную роль, генерала Недосекина, получил Леонид Марков, актёр известный и любимый. Роль его супруги досталась Зинаиде Дехтярёвой, с которой Георгий Натансон познакомился раньше, на фильме «Повторная свадьба» (1975).
Актриса и режиссёр быстро нашли общий язык, позже Зинаида Николаевна ещё раз снимется у Натансона в мелодраме «Валентин и Валентина» (1985).
Среднее поколение представляли Ирина Мирошниченко (дочь Недосекиных Варвара) и Юрий Васильев (Костя, муж-изменник). Юрию Васильеву, чьей визитной карточкой стал слабохарактерный маменькин сынок Рудик из хита «Москва слезам не верит» (1979), опять сыграл человека сомнительных моральных качеств, который на экране вроде и не делает ничего плохого, но всё же отталкивает и вызывает неприязнь.
Ну а в образе Саши, сына Варвары и Кости и внука генерала, появился Владимир Широков, дебютировавший в кино в 1978 году в образе юного героя войны, сына легендарного лётчика Николая Каманина Аркадия.
Конечно, были в «Наследстве» и второстепенные персонажи, и тут зрителей ждет масса любопытных сюрпризов. Фронтовых друзей Недосекина сыграли Пётр Глебов и Пётр Щербаков,
в ролях самих себя появились Николай Гнатюк (певец и ресторане) и Елена Образцова (певица Большого театра). Кстати, партнёра Елены Образцовой по спектаклю сыграл Сергей Мартынов. Это немного странный выбор: не помню, чтобы Сергей Мартынов отличался певческим талантом. Правда, тут он появляется всего на пару минут и даже не говорит. В небольшом эпизоде можно заметить Валентину Воилкову, строгую красавицу Риту из «Покровских ворот» (1982), а в одной из первых ролей в ленте снялся Сергей Быстрицкий, сегодня очень востребованный как актёр дубляжа.
А ещё «Наследство» стало дебютом в кино для сегодняшней российской кинозвезды Александра Домогарова. Георгий Натансон пригласил выпускника Щепкинского училища на роль одноклассника Саши, парня с претензиями, легкомысленного повесы и прожигателя жизни.
Снимали картину в Москве, но часть съёмок прошла в Средней Азии. По сюжету Саша, не поступив в институт, отправляется в армию и оказывается в пограничных войсках.
Через Ташкент он попадает на погранзаставу, и её изображала реальная пограничная застава, а в массовке появились военнослужащие среднеазиатского пограничного округа КГБ СССР.
К 40-летию Победы фильм завершить успели, он вышел зимой 1985 года. Однако мнения о нём были неоднозначные. С одной стороны,
«Наследство» затронуло важную и серьёзную тему (что интересно, сегодня тоже актуальную).
Но с другой стороны, картине Георгия Натансона не хватило накала. Многие упрекнули режиссёра и актёров в уплощённости и какой-то картонности персонажей, и тут сложно не согласиться, потому что реплики зачастую звучат не в меру пафосно, напыщенно, а исполнители произносят их чересчур театрально и показательно. У меня тоже сложилось двойственное впечатление о фильме, но в целом познакомиться с ним посоветую. Потому что снял его мастер кино, а на экране — прекрасные актёры старой школы, у которых есть чему поучиться.
Вы знаете об этом фильме Георгия Натансона? Если да, то кто тут самый мерзкий: Костик, Вася или Тереза? А если нет, то как вы думаете, нагулять ребёнка на стороне, а потом упрекать жену в том, что она хочет развестись, — это порядочно?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: