Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Мелодрама, в которой рабочий-ловелас соблазнил и обсмеял невинную красавицу

Картина «Утренние поезда» (1963) вышла в годы оттепели и вполне соответствовала духу времени.

Её главные герои — обычные рабочие, живущие обычной жизнью, которую вдруг раскалывает необычная встреча и последовавшая за ней непростая романтическая история с трагической развязкой.

Интересно, что сюжет этой мелодрамы придумали авторы, которые больше запомнились захватывающими приключенческими фильмами — Авенир Зак и Исай Кузнецов. Но начинали они с мелодрам и комедий, «Утренние поезда» — их третий сценарий.

Кадр из фильма «Утренние поезда»
Кадр из фильма «Утренние поезда»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Итак, трое друзей, Сева, Толик и Гена, каждое утро едут на завод на электричке. Как-то они видят девушку, совсем юную и прелестную, буквально совершенную в собственной лиричной чистоте, и безуспешно пытаются с ней познакомиться.

А девушка Ася едет устраиваться на завод: она планирует поступать в институт, но для этого нужно иметь рабочий стаж.

Асю определяют разнорабочей и на работе она знакомится с коллегой Павлом, который считает себя хозяином жизни. Взрослый и опытный (во всех смыслах) Павел влюбляется в Асю. Хотя это больше походит не не влюблённость, а на желание получить новую игрушку, необычную, странную, пока недоступную. И со временем Ася, которой поначалу напористость и резкость Павла не нравятся, всё же поддается его силе и харизме. Правда, потом становится понятно, что Павел недалёк, хитёр, ему чужды рабочая романтика и энтузиазм. В отличие от Севы, который, оказывается, работает там же. Сева, как и его друзья, — юноша мечтательный и восторженный, но твёрдо стоящий на земле рабочий и студент-заочник.

Он умеет слышать музыку в грохоте станков, цитирует Хемингуэя, увлекается кинолюбительством (по сценарию он ещё и играл на банджо, но в фильме этого нет). Сева влюблён в Асю, но её сердце отдано Павлу.

Но ему в какой-то момент девушка надоедает и он без стеснения позорит её перед своими приятелями: когда Ася, пришедшая за ним в бильярдную, представляется его женой (ведь у них уже всё было!), он при всех говорит, мол, никакая ты мне не жена, а так… Однако через время он осознаёт, что был неправ и даже делает Асе предложение. И вот наступает день свадьбы. Для девушки это должен быть самый счастливый день, но Ася, похоже, не рада. И не зря: этот день принесёт всем только беду.

Кадр из фильма. Валентина Малявина в роли Аси и Анатолий Кузнецов в роли Павла
Кадр из фильма. Валентина Малявина в роли Аси и Анатолий Кузнецов в роли Павла

Снимать «Утренние поезда» доверили молодых режиссёрам, только что выпустившим очень успешную ленту о рабочих с комедийным уклоном «Карьера Димы Горина» (1961) Фрунзе Довлатяну и Льву Мирскому. А главную роль получила Валентина Малявина, начинающая актриса, уже тогда считавшаяся одной из первых кинокрасавиц.

Валентина была чуть старше своей героини, но уже более зрелой в личной жизни: к моменту съёмок она уже была замужем за Александром Збруевым, тогда как Ася только вступала во взрослую жизнь.
Фото со съёмок. Валентина Малявина
Фото со съёмок. Валентина Малявина

Коварного искусителя Павла сыграл Анатолий Кузнецов, и этот образ — не такая уж частая возможность наблюдать Анатолия Кузнецова в отталкивающем, малоприятном виде, всё-таки обычно режиссёры давали ему роли положительные.

Кадр из фильма. Лев Прыгунов
Кадр из фильма. Лев Прыгунов

В роли молодого поклонника Аси Севы — начинающий Лев Прыгунов, это всего лишь его второе появление на экране. А его друзей Гену и Толика изобразили Валерий Малышев и дебютант Леонид Реутов. Любопытно, что жену Толика сыграла реальная супруга Леонида Реутова Лариса Виккел, которая тоже тут дебютировала.

Фото со съёмок. Анатолий Кузнецов и Люсьена Овчинникова
Фото со съёмок. Анатолий Кузнецов и Люсьена Овчинникова

Отдельно нужно отметить пару приятелей Павла Инну и Гену. Инна уже два года гуляет с Геной, мечтает выйти за него замуж и открыто ему говорит об этом. Но Гена тянет с женитьбой, потому что его всё устраивает и без оной. В роли Инны — Люсьена Овчинникова, и этот образ в ленте позже назвали одним из самых выразительных и заметных, а в роли Гены — Александр Кузнецов. Ну и нельзя снова не восхититься холодной красотой Людмилы Чурсиной, которая тут сыграла небольшую роль подруги Павла (а возможно, бывшей его любовницы).

Кадр из фильма. Людмила Чурсина и Анатолий Кузнецов
Кадр из фильма. Людмила Чурсина и Анатолий Кузнецов

В совсем маленьких ролях ищите Юрия Медведева, Виктора Гераскина и Виктора Чекмарёва, мастера отрицательных ролей. А если смотреть «Утренние поезда» очень внимательно, то можно увидеть там Михаила Кононова, Алексея Зайцева и Бориса Ардова.

Кадр из фильма. Виктор Чекмарёв
Кадр из фильма. Виктор Чекмарёв

Снимали фильм в Москве, в кадре иногда появляется завод МЗМ, он же Машиностроительный завод «Молния». Из Википедии следует, что предприятие работало на атомную промышленность. Предположу, что в этой связи производство было связано с некоторой секретностью, поэтому для меня странно, что кто-то дал разрешение на съёмки внутри и, как минимум, рядом. Если кто-то из читателей может это прокомментировать, то буду признательна.

В прокат «Утренние поезда» вышли в конце 1963 года.

Фрунзе Довлатяну и Льву Мирскому не удалось повторить первый успех: если «Карьера Димы Горина» была встречена с восторгом и сразу же вошла в число любимых советских фильмов (да и сейчас комедия — частый гость на тв), то вторая лента прошла почти незаметно.

Критики были сдержаны в оценках и отмечали некоторую схематичность положительных героев, особенно на фоне условно-отрицательных, которые оказались намного более интересными и привлекательными в психологическом плане. Зрители же и вовсе проявили равнодушие, поэтому лента быстро забылась. Дуэт Довлатян-Мирский после этого распался. Фрунзе Довлатян спустя два года выпустил очень красивую и лиричную ленту «Здравствуй, это я!», которая проложила путь на экран Маргарите Тереховой (этот фильм тоже очень советую посмотреть), но позже ни он, ни Лев Мирский заметных картин больше не выпустили. А «Утренние поезда» по-своему хороши: красивые и молодые актёры, воодушевляющая атмосфера шестидесятничества, гордость за рабочие профессии и моральная дилемма, из которой героиня вышла раненой, но поумневшей и повзрослевшей.

А в какой роли вы запомнили Валентину Малявину, чья судьба сложилась так горько?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-8

В новых выпусках:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: