Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Как Фрося Бурлакова погубила Екатерину Савинову

Имена некоторых книжных персонажей давно стали нарицательными, и иногда похожие истории случаются с героями кинолент. Именно такой стала наивная деревенская простушка Фрося Бурлакова, образ которой намертво приклеился к актрисе Екатерине Савиновой. Это роль вообще стала единственной главной в жизни актрисы, но зато и сама Фрося, и лента «Приходите завтра…» навсегда остались в советском кино.

Кадр из фильма «Приходите завтра…»
Кадр из фильма «Приходите завтра…»

Екатерине Савиновой вообще досталась незавидная судьба, хотя природа наградила её уникальным талантом. Один её потрясающий голос чего стоит! Но, поговаривают, путь а экран самобытной, очень неординарной артистке закрыл Иван Пырьев.

Талантливый режиссёр и толковый чиновник был чрезмерно женолюбив и отказов не принимал, а вот Савинова ему отказала.

Из-за этого негласно было запрещено её снимать. Конечно же, актриса страдала от невостребованности, и в середине шестидесятых её супруг, режиссёр Евгений Ташков, всё-таки отважился на постановку фильма с Екатериной в главной роли.

Идея этой картины родилась у самой Екатерины ещё в студенческие годы. Ей хотелось рассказать зрителям, как она сама приехала поступать в столичный вуз из глухой сибирской деревушки. Сценарий к ленте «Приходите завтра…» как раз и был этой историей, и писали его супруги вместе. Ну а снимать решили на Одесской киностудии, подальше от Москвы и «Мосфильма», где царил всесильный Иван Пырьев.

Кстати,

на момент съёмок Екатерине Савиновой было уже 36 лет, а играть ей нужно было 18-летнюю девушку.

По этой причине на киностудии настаивали на замене актрисы на более молодую. Но Ташков упёрся и ультимативно заявил, что другую актрису снимать не будет: сценарий писался только для его жены, так что никто другой роль Фроси играть не должен и не будет. В конце концов Екатерину Савинову утвердили.

Её партнёром стал Анатолий Папанов. Его пригласил сам режиссёр, и это был своего рода эксперимент. Папанов уже был хорошо известен как актёр театральный, но вот в кино его если и звали, то на роли второстепенные и малозаметные. Мало того, как правило,

ему предлагали играть всевозможных пройдох, обманщиков, людей недалёких и ограниченных.

Евгений Ташков же увидел в нём московского скульптора, представителя творческой интеллигенции, и Папанов отлично с этой ролью справился. Роль в «Приходите завтра…» стала его первой главной ролью в кино, после которой у него начался новый виток карьеры. Правда,

по какой-то причине озвучить персонажа ему не дали, это сделал сам Евгений Ташков.

А вот приглашение Бориса Бибикова на роль профессора стало сюрпризом для Екатерины Савиновой. Бибиков был педагогом актрисы во ВГИКе, и Евгений Ташков решил порадовать жену встречей с мастером.

Савинова и Ташков работали над фильмом день и ночь.

Они хотели сделать ленту как можно быстрее, к тому же были опасения, что всё-таки столичное киноначальство дотянется и до Одессы и запретит снимать.

Но такое напряжение неблагоприятно сказалось на здоровье Екатерины: дремавшая в организме инфекция дала о себе знать и спровоцировала серьёзную болезнь. Многие коллеги актрисы были уверены, что именно Фрося Бурлакова, прототипом которой и была сама Екатерина и в роль которой она вложилась всеми силами, привела Савинову к несчастью. Возможно, если бы на такая безостановочная работа, то инфекция так бы и не активизировалась и не сгубила бы артистку.

Из-за лечения Екатерины работа растянулась на два года, хотя обычно на съёмки односерийной ленты выделяли год.

Но когда работа уже подходила к финалу, возникла сложность: на киностудию приехали московские кинематографисты, чтобы посмотреть уже готовые части. Картина их разочаровала, её сочли бездарной и никчемной, и речь уже шла об остановке работы. Тогда Евгений Ташков нашёл контакты режиссёра Михаила Ромма, советского мэтра, авторитетного кинематографиста, к мнению которого прислушивались, и упросил его посмотреть черновой материал. И

благодаря заступничеству Ромма съёмки были продолжены.

В кинотеатры «Приходите завтра…» отправили летом 1963 года. Летний сезон считался у кинематографистов «мёртвым», в это время люди предпочитали уходить в отпуска и отдыхать, и в кино ходили лишь по случаю. К тому же критики, побывавшие на первых показах, о фильме отзывались с прохладцей и говорили, что это лента-однодневка. Но неожиданно фильм стал популярным и за пару месяцев собрал приличную кассу.

Непосредственная Фрося влюбила в себя зрителей, и они готовы были носить актрису, исполнившую её роль, на руках. Увы, самой Екатерине Савиновой это уже не было нужно: её рассудок постепенно затмевало безумие, и такая долгожданная слава её уже не интересовала.

А как вы считаете, советское кино потеряло талант Екатерины Савиновой или она сыграла всё, что могла?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-2