Имена некоторых книжных персонажей давно стали нарицательными, и иногда похожие истории случаются с героями кинолент. Именно такой стала наивная деревенская простушка Фрося Бурлакова, образ которой намертво приклеился к актрисе Екатерине Савиновой. Это роль вообще стала единственной главной в жизни актрисы, но зато и сама Фрося, и лента «Приходите завтра…» навсегда остались в советском кино.
Екатерине Савиновой вообще досталась незавидная судьба, хотя природа наградила её уникальным талантом. Один её потрясающий голос чего стоит! Но, поговаривают, путь а экран самобытной, очень неординарной артистке закрыл Иван Пырьев.
Талантливый режиссёр и толковый чиновник был чрезмерно женолюбив и отказов не принимал, а вот Савинова ему отказала.
Из-за этого негласно было запрещено её снимать. Конечно же, актриса страдала от невостребованности, и в середине шестидесятых её супруг, режиссёр Евгений Ташков, всё-таки отважился на постановку фильма с Екатериной в главной роли.
Идея этой картины родилась у самой Екатерины ещё в студенческие годы. Ей хотелось рассказать зрителям, как она сама приехала поступать в столичный вуз из глухой сибирской деревушки. Сценарий к ленте «Приходите завтра…» как раз и был этой историей, и писали его супруги вместе. Ну а снимать решили на Одесской киностудии, подальше от Москвы и «Мосфильма», где царил всесильный Иван Пырьев.
Кстати,
на момент съёмок Екатерине Савиновой было уже 36 лет, а играть ей нужно было 18-летнюю девушку.
По этой причине на киностудии настаивали на замене актрисы на более молодую. Но Ташков упёрся и ультимативно заявил, что другую актрису снимать не будет: сценарий писался только для его жены, так что никто другой роль Фроси играть не должен и не будет. В конце концов Екатерину Савинову утвердили.
Её партнёром стал Анатолий Папанов. Его пригласил сам режиссёр, и это был своего рода эксперимент. Папанов уже был хорошо известен как актёр театральный, но вот в кино его если и звали, то на роли второстепенные и малозаметные. Мало того, как правило,
ему предлагали играть всевозможных пройдох, обманщиков, людей недалёких и ограниченных.
Евгений Ташков же увидел в нём московского скульптора, представителя творческой интеллигенции, и Папанов отлично с этой ролью справился. Роль в «Приходите завтра…» стала его первой главной ролью в кино, после которой у него начался новый виток карьеры. Правда,
по какой-то причине озвучить персонажа ему не дали, это сделал сам Евгений Ташков.
А вот приглашение Бориса Бибикова на роль профессора стало сюрпризом для Екатерины Савиновой. Бибиков был педагогом актрисы во ВГИКе, и Евгений Ташков решил порадовать жену встречей с мастером.
Савинова и Ташков работали над фильмом день и ночь.
Они хотели сделать ленту как можно быстрее, к тому же были опасения, что всё-таки столичное киноначальство дотянется и до Одессы и запретит снимать.
Но такое напряжение неблагоприятно сказалось на здоровье Екатерины: дремавшая в организме инфекция дала о себе знать и спровоцировала серьёзную болезнь. Многие коллеги актрисы были уверены, что именно Фрося Бурлакова, прототипом которой и была сама Екатерина и в роль которой она вложилась всеми силами, привела Савинову к несчастью. Возможно, если бы на такая безостановочная работа, то инфекция так бы и не активизировалась и не сгубила бы артистку.
Из-за лечения Екатерины работа растянулась на два года, хотя обычно на съёмки односерийной ленты выделяли год.
Но когда работа уже подходила к финалу, возникла сложность: на киностудию приехали московские кинематографисты, чтобы посмотреть уже готовые части. Картина их разочаровала, её сочли бездарной и никчемной, и речь уже шла об остановке работы. Тогда Евгений Ташков нашёл контакты режиссёра Михаила Ромма, советского мэтра, авторитетного кинематографиста, к мнению которого прислушивались, и упросил его посмотреть черновой материал. И
благодаря заступничеству Ромма съёмки были продолжены.
В кинотеатры «Приходите завтра…» отправили летом 1963 года. Летний сезон считался у кинематографистов «мёртвым», в это время люди предпочитали уходить в отпуска и отдыхать, и в кино ходили лишь по случаю. К тому же критики, побывавшие на первых показах, о фильме отзывались с прохладцей и говорили, что это лента-однодневка. Но неожиданно фильм стал популярным и за пару месяцев собрал приличную кассу.
Непосредственная Фрося влюбила в себя зрителей, и они готовы были носить актрису, исполнившую её роль, на руках. Увы, самой Екатерине Савиновой это уже не было нужно: её рассудок постепенно затмевало безумие, и такая долгожданная слава её уже не интересовала.
А как вы считаете, советское кино потеряло талант Екатерины Савиновой или она сыграла всё, что могла?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296