Найти тему

«Вы коммунист или член партии?». Фильм, где Галина Волчек сыграла Афродиту

1,8K прочитали

Репрессии, сектантство, травля девочки из-за арестованных родителей, конфликт педагогов — авторы драмы «Грешный ангел» (1963) не только вместили в полтора часа массу событий, но и попытались решить несколько серьёзных моральных проблем. И любопытно, что местами картина выглядит как история для юных зрителей, но местами в ней возникают сюжетные повороты, осмыслить которые под силу только взрослым. Кстати,

снят фильм уже в оттепельные годы, но вот действие в нём происходит десять лет назад, в 1952-1953 годах, которые в известной мере можно назвать переломным моментом.
Кадр из фильма «Грешный ангел»
Кадр из фильма «Грешный ангел»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Фильм по сценарию Михаила Берестинского снял режиссёр Геннадий Казанский, мастер уже очень опытный и зрителям хорошо известный: именно Казанский был режиссёром таких популярнейших кинохитов, как «Старик Хоттабыч» (1956) и «Человек-амфибия» (1961) (в паре с Владимиром Чеботарёвым). Геннадий Казанский к тому моменту в кино работал уже три десятка лет, имел репутацию талантливого профессионала. Считается, к слову, что именно Казанский по-настоящему открыл для кино актёра Николая Волкова, доверив ему роль Хоттабыча.

Уже почти пятидесятилетний Волков, который до того снимался лишь в эпизодах и второстепенных ролях, тут же стал востребованным исполнителем, а режиссёры регулярно приглашали его к сотрудничеству.

Одну из главных ролей сыграл Николай Волков и фильме Геннадия Казанского «Грешный ангел».

Кадр из фильма. Николай Волков в роли директора детдома Симбирцева
Кадр из фильма. Николай Волков в роли директора детдома Симбирцева

Центральным же персонажем картины стала 15-летняя Вера Телегина, родители которой попали под репрессию по навету давнего «друга семьи» дяди Серёжи.

Сама Вера твёрдо убеждена в невиновности родителей и всякий раз с горячностью бросается их защищать, услышав лишь намёк на порочность отца и матери.

По пути на Чёрное море, которое она никогда не видела, Вера встречается со странным пожилым человеком, который говорит чудные вещи. Это богомолец, который мягко и ласково пытается завлечь незрелую душу в церковь. Он даёт Вере наставления: приехав на побережье, сразу отправиться в монастырь к некой матушке Агриппине, где девочка, которой так неспокойно живется, обретёт равновесие и смирится.

Но Вера отнюдь не из тех, кто смиряется. Вечером на берегу её обнаруживает ответственный милиционер старшина Ставриди и приводит домой, где вместе с женой Афродитой решает отправить Веру в местный детдом. Директорствует там Денис Антонович Симбирцев, с которым Афродита в годы войны была в одном партизанском отряде.

Симбирцев — настоящий педагог, учитель по зову сердца, он работает с детьми не ради галочки, а потому, что хочет вырастить (не не сделать) их них сильных, цельных людей.

Не все коллеги согласны с его методами, например, учительница литературы Людмила Васильевна уверена, что воспитание подразумевает силу и давление, а не общение на одном уровне. С ней у Веры сразу возникает конфликт, который продлится очень долго.

А вот Симбирцев в колючей, дерзкой, резкой острой на язык Вере видит личность и старается понять, что происходит в её душе.

Не так уж просто складывается отношения Веры с новыми одноклассниками. Она уверяет, что её родители — полярники, но как-то обман раскрывается и ребятам становится известно, что родители Веры арестованы. Но в итоге всех ждёт счастливое разрешение всех сложностей.

Кадр из фильма. Ольга Красина
Кадр из фильма. Ольга Красина

На роль Веры Телегиной утвердили студентку ГИТИСа Ольгу Красину, которая была старше героини на пять лет. Ольга Красина дебютировала в кино в 1960 году и за следующих полтора года снялась в нескольких лентах. Правда, за это ей пришлось дорого заплатить: девушку отчислили из ВГИКа, куда она успешно поступила. Её учитель Сергей Герасимов категорически запрещал студентам сниматься, но Ольга ослушалась. Однако, оставив ВГИК, она перешла в ГИТИС, где и продолжила учёбу. А всерьёз прославится она через пару лет, уже получив диплом, когда снимется вместе с Леонидом Быковым в его полнометражном дебюте «Зайчик» (1964).

Кадр из фильма. Нина Веселовская
Кадр из фильма. Нина Веселовская

Роль Симбирцева получил Николай Волков, а его оппонентку-учительницу Людмилу Васильевну сыграла Нина Веселовская. Других педагогов изобразили Любовь Малиновская, Геннадий Фролов, Юрий Медведев, Борис Рыжухин. В образе перевоспитавшегося отсидевшего вора — Алексей Кожевников, а колоритную чету Ставриди, которая не бросила в беде случайную юную знакомую Веру, сыграли Марк Перцовский и начинающая актриса Галина Волчек (и когда Афродита Ставриди, она же Галина Волчек, заявляет, что в этом доме старшина она, то тут уж хочешь не хочешь, но поверишь).

Кадр из фильма. Галина Волчек
Кадр из фильма. Галина Волчек

В образе старичка-богомольца Борис Чирков, но, к сожалению, его образ очень скуден, на экране персонаж появляется всего дважды.

Кадр из фильма. Борис Чирков
Кадр из фильма. Борис Чирков

В ролях воспитанников детского дома молодые исполнители Светлана Балашова, Иосиф Абрамашвили, Валерий Денисов, Николай Мельников, а самого юного героя строгого, деловитого и боевого, но очень доброго Шурика («Я женщин не бью, я их убиваю!») сыграл восьмилетний Боря Бархатов — маленький Серёжа из одноимённого фильма Георгия Данелии и Игоря Таланкина.

Кадр из фильма. Борис Бархатов
Кадр из фильма. Борис Бархатов

Когда фильм «Грешный ангел» вышел на экраны (весна 1963 года), критики отметили его двоякость. С одной стороны, безусловно яркой получилась главная героиня Вера. Журнал «Искусство кино» отмечал, что героиня — результат очень тонкого и точного перевоплощения актрисы Ольг Красиной, которая убедила зрителей, что Вера — натура горячая, но целеустремлённая, не способная предать идеалы, заложенные в неё родителями. С другой стороны, директор детского дома Симбирцев смотрится слишком уж положительным, состоящим сплошь из достоинств. В том же «Искусстве кино» подмечено:

«Симбирцев (актёр Н. Волков) — человек мудрый, смелый, честный, чуждый каких-либо компромиссов. Можно сказать — красивый человек.
Но временами нам кажется: вот-вот подует норд-вест и унесёт этого совсем прозрачного как бы на солнце светящегося человека. Хотелось бы в этом образе, таком человечном и благородном, видеть или, вернее, чувствовать больше земного притяжения».

В целом, однако, фильм приняли неплохо, он имел некоторый успех у аудитории, но позднее «Грешный ангел» стал нежелательным на экранах. Причину многие видят и в том, что ленты на антирелигиозную тему, которых довольно много выходило в период оттепели, утеряли актуальность. Да и проблемы репрессий в более поздние годы старались обсуждать менее активно. В итоге «Грешный ангел», само название которого в кинотенденции конца шестидесятых и семидесятых уже не вписывалось, забылся, сейчас это раритет, известный истинным киноманам.

Ну и не могу не отметить, конечно же, эпизод, который, возможно, через несколько вдохновил Якова Костюковского, Мориса Слободского и Леонида Гайдая на комическую и всем прекрасно пенящуюся сценку, когда на экзамен приходит студент с якобы больным ухом. Так вот впервые это техническое решение применили воспитанники детдома в «Грешном ангеле»: старшеклассник отвечал у доски с повязкой на голове, а с задней парты ему через наушник подсказывал решение приятель.

Кадр из фильма. Юрий Медведев и Иосиф Абрамашвили
Кадр из фильма. Юрий Медведев и Иосиф Абрамашвили

Резюмируя, могу сказать, что изначально была настроена по отношению к фильму скептически. Но случилось приятное разочарование: «Грешный ангел» — очень даже хорошая картина. Да, она не лишена некоторой плакатности, поучительности, а часть героев действительно плоски и однозначны. Но темы фильм затрагивает важные, над ними стоит поразмышлять.

И крайне любопытна тут позиция Людмилы Васильевны, которая пафосно говорит: «У нас не могут осудить невинных людей», а потом тут же заявляет, что добьётся осуждения поступка Веры, солгавшей о своих родителях, «ради её же собственного счастья и в назидание другим».

В общем, лента хорошая и забыта зря.

А вы знаете этот фильм? Не показались ли вам знакомыми школьные типажи (как взрослые, так и детские)?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

Репрессии, сектантство, травля девочки из-за арестованных родителей, конфликт педагогов — авторы драмы «Грешный ангел» (1963) не только вместили в полтора часа массу событий, но и попытались решить...-9

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: