Арктика. Бескрайние, ослепительно-белые ледяные поля. Ледокол уверенно прокладывает путь. Лёд трещит под натиском судна, послушно уступая дорогу. Иногда по пути встречаются белые медведи, морские птицы и прочие арктические обитатели.
Это всё стало уже привычным для выпускника мурманской высшей мореходки 2022 года Романа Набоки. Сейчас он работает вторым помощником капитана на атомном ледоколе нового проекта 22220 "Сибирь".
- Здравствуй, Роман! Расскажи о своих служебных обязанностях, чем именно ты занимаешься на ледоколе?
- Здравствуй, Екатерина. Основная задача экипажа ледокола - это безопасно провести судно из точки А в точку Б по трассе Северного морского пути (СМП).
Будучи вторым помощником капитана, я отвечаю за навигацию – за построение безопасных и экономически выгодных маршрутов с учётом ледовой обстановки, вношу актуальные изменения в навигационные книги и электронные карты. Например, если где-то затонуло судно или проходят военные учения, я отмечаю эти районы на карте. Ещё я рассчитываю остойчивость ледокола (способность судна сохранять равновесие под действием внешних сил), а также безопасное расстояние от нижней точки корпуса судна (киля) до дна водоема.
Кроме того, я слежу за исправностью навигационного оборудования, такого как РЛС (радиолокационные станции), ЭКНИС (электронно-картографическая навигационно-информационная система), лаги (измеряют скорость), эхолоты (измеряют глубину), компасы и т.д. За чистоту и порядок на ходовом мостике также отвечаю я.
Основная обязанность в море – это помощь старшему помощнику капитана в несении вахты для безопасной проводки судов. Работаем в режиме 4 через 8 (4 часа вахта, 8 часов отдых и работа по заведованию), и так весь рейс, в среднем продолжительностью 4 месяца. Ещё есть стояночные вахты. В базовом порту обычно стоим 12 через сутки (12 часов вахта, 24 часа отдых).
- Какие удобства есть на борту?
- За эти четрые месяца, пока длится рейс, судно становится настоящим домом. У каждого члена экипажа есть отдельная просторная и удобная каюта. Как по мне, наши каюты похожи на номера в небольшом отеле. Есть постоянный спутниковый интернет и каналы спутникового телевидения... У нас прекрасное меню, вкусная и полезная еда. На борту есть два спортивных зала, бассейн, сауна… Если заболеешь – не страшно: можно обратиться в медицинский блок.
- Расскажи немного о приборах, которыми вы пользуетесь.
- Из навигационных приборов мы используем, например, секстаны, хронометры и пеленгаторы (для точных астрономических и навигационных расчётов), барометры (для определения давления), кренометры (определяют крен судна), бинокли и прочие.
- Что это за ледокол нового проекта, чем он отличается от своих предшественников?
- Атомоходы проекта 22220 оснащены двумя реакторными установками нового поколения "РИТМ-200". Тепловая мощность одной установки – 175 МВт. С ее помощью ядерные энергетические установки дают на винтах 60 МВт (т.е. 81,5 тыс. лошадиных сил – это примерно в 35 раз больше мощности самого мощного автомобиля в мире). Для сравнения, на атомном ледоколе "50 лет Победы" две реакторные установки ОК-900А. Мощность на винтах меньше – 55 МВт, т.е. 75 тыс. л.с.
У ледоколов проекта 22220 высокая ледопроходимость – до 3 метров. Ещё одно преимущество – двухосадочность, т.е. судно может работать и на реках и мелководных участках с минимальной осадкой 9,03 метров, и в открытом море с максимальной осадкой 10,5 метров. А благодаря увеличенной длине и ширине за ледоколом остаётся более широкий и чистый ото льда канал для идущих позади судов.
До появления новых ледоколов в устьях сибирских рек могли работать только ледоколы проекта 10580 – "Таймыр" и "Вайгач", мелкосидящие систершипы. Они могут преодолевать лёд толщиной в 1,77 метров со скоростью 2 узла. Новые ледоколы проекта 22220 могут выполнять ту же работу, но с гораздо большим показателем ледопроходимости.
- Кто занимался проектированием?
- Установки "РИТМ-200" спроектировали инженеры Росатома в нижегородском конструкторском бюро "ОКБМ Африкантов", а поставкой занимались специалисты подмосковного предприятия госкорпорации "ЗИО-Подольск". У этих установок нет зарубежных аналогов. Вообще более 90 % оборудования на ледоколе произвели российские компании.
- Оправдались ли твои ожидания от профессии? Что совпало, а что нет?
- Я пришел трудоустраиваться в "Атомфлот" сразу после выпуска в марте 2022-го. Через месяц я уже был на борту "Сибири" в качестве стажёра четвёртого помощника капитана. Через 3 года стал вторым помощником капитана. И за всё это время не было ни одного момента, который как-то не оправдал моих ожиданий.
- Твоя специальность – это давняя мечта или случайный выбор? Какие ещё были варианты?
- Я с малых лет хотел получить хорошую, достойную, мужскую профессию. Мысли посвятить себя морю появились уже после 9 класса. С лёгкостью могу сказать, что моя специальность – это полностью осознанный выбор, о котором не жалею до сих пор. Работа интересная, многогранная, иногда даже творческая, и за это я её ценю. Вообще изначально я поступил на Электроэнергетику, но понял, что это не моё. Ушёл в армию, а потом перевёлся на судоводителя.
- Какое твоё самое яркое воспоминание со времён учёбы в Морской академии?
- Самое яркое воспоминание за время учёбы, это, пожалуй, ГОСы и церемония вручения дипломов. Ещё могу назвать плавательную практику на УПС (учебно-парусном судне) "Седов" в 2020 году, очень необычный был рейс, больше 3 месяцев, тоже по трассе СМП, из Владивостока до Мурманска.
- Помнишь ли ты свой первый выход в море? Какие эмоции ты испытал – волнение, страх или, наоборот, ты был в восторге?
- Мой первый выход в море был на атомном ледоколе "Вайгач" в 2018 году, после 2 курса. Я тогда подписал ученический договор с "Атомфлотом". В апреле 2026 года будет 4 года моей работы в этой компании. От самого рейса был в полном восторге. Во-первых, повезло с наставником, во-вторых, было интересно изучить будущую профессию со всех сторон.
- Были ли моменты, когда тебе хотелось бросить учёбу, поменять специальность?
- За всё время обучения не было мыслей поменять специальность и тем более бросить учёбу. Когда чётко знаешь, чего хочешь, то идёшь к цели до конца. Я считаю, основная проблема людей, которые бросают учёбу или учатся на авось – отсутствие понимания, чем они хотят заниматься.
- Что было самым лучшим во время учёбы в мореходке? Чего тебе не хватает с тех времён?
- Самым лучшим в учёбе была, как ни странно, сама учёба и тот факт, что только ты в ответе за своё успешное получение образования. Ты сам в себя вкладываешься – в плане науки и в социальном плане, чтобы потом пожинать плоды.
- Если бы нужно было поменять профессию, то кем бы ты хотел стать?
- В качестве альтернативы было бы интересно изучить звукорежиссёрское, продюсерское дело – что-то такое, в медийной сфере. Это может прозвучать необычно, но благодаря большому количеству свободного времени между рейсами я нахожу в себе новые творческие грани.
- Какой совет ты бы дал самому себе из прошлого – курсанту?
- Продолжай в том же духе и используй все возможности для роста, которые даёт тебе судьба.
- Как добиться успеха в твоей профессии? Что ты посоветуешь нынешним курсантам?
- Успеха добиться можно только ответственно подходя к своему делу, полностью отдаваясь ему, работая на результат. Когда ты ощущаешь ценность своей работы, это даёт определенный стимул и мотивацию двигаться ещё дальше и лучше. Так, в 2024 году я занял 1-е место во всероссийском конкурсе профмастерства морских профессий в Санкт-Петербурге в номинации "Вахтенный помощник капитана", а в мае этого года я получил награду "Человек Года Росатома".
Я советую прежде всего слушать себя и своё сердце. Для успеха в делах необходимо быть на своем месте и заниматься любимым делом! И обязательно выходить за рамки комфорта, пробовать то, чего раньше не делал, минуя страхи и переживания. А также быть инициативным, любознательным, не зарываться только в свою работу, но познавать новую, которая откроется тебе с повышением в должности.
Интервью взяла студентка МАУ, корреспондент Арктического медиаклуба Екатерина Козырева.
Фотографии предоставлены пресс-службой Росатомфлота.