Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

ЗиЛ жив... но только не в России. Где и как начинался китайский автопром?

Чанчунь - не только один из главных центров китайского автопрома, но и его колыбель, и даже юго-западная конечная метро тут называется "Автопарк" (Qìche gongyuan):

Она запоминается "колёсами" на потолке и панно со скелетом машины:

-2

Чанчуньский международный автомобильный парк в подбрюшье построенного в 1988-91 годах завода FAW-"Фольксваген" позиционируется как крупнейший в мире тематический парк на автомобильную тематику:

-3

На практике, однако, мы не нашли здесь ничего, кроме обыкновенного городского парка с редкими скульптурами на фоне офисных зданий и пыльным ветром промышленной окраины:

-4

Но всё же поездку в эту даль оправдал огромный Дом-Колесо (2008):

-5

Даже с протекторами!

-6

Больше колёс - на станции "Площадь Фэйюэ" (Feiyue Guangchang) "розовой" линии:

-7

Поднявшись на поверхность, мы оказались на такой знакомой рабочей окраине... с поправкой на то, что Невидимая Рука Рынка не разорвала непрерывность её истории.

-8

Только вот где на просторах Необъятной увидишь на рабочей окраине китайский парк со спущенным прудом и кривым мостиком да суровых седых работяг, играющих в маджонг и сянци?

-9

По всё той же улицы Дунфэн мы прошли с километр в сторону центра мимо котлованов строящихся станций метро и стеклянных стен огромной автозаводской больницы:

-10

Но - не более огромной, чем штаб-квартира FAW с двумя башнями под общей крышей. Если к качеству китайских машин у многих, особенно в России последних 3 лет, есть вопросы, то вот по количеству "китайцы" явно впереди планеты всей. В конце 2000-х по масштабам автопрома КНР обогнал США и Японию (тогдашнего лидера), в начале 2010-х - весь Евросоюз, а теперь с 26 миллионами (включая грузовики и автобусы) произведённых машин в год лишь чуть-чуть уступает совокупности Евросоюза, США и Японии.

С компаниями всё не так однозначно: мировыми лидерами остаются "Тойота" (10 миллионов машин в год), "Фольксваген", "Хундай", "Дженерал Моторс"... и всё же в десятку уже проникли BYD из Сианя и SAIC из Шанхая - каждая клепает примерно по 4 миллиона авто, превосходя таких знаменитостей, как "Форд", "Мерседес" или "Рено".

FAW со своими 800 тысячами машин в год хоть и сравним среди стран мира с Италией и Британией, а на родине скорее середняк. Что не мешает ему регулярно попадать с лёгкой руки каких-нибудь журналистов в "большую четвёрку (тройку, пятёрку, нужное вписать) китайских автоконцернов" - его слава в другом:

-11

На площади перед штаб-квартирой стоит на постаменте такой родной и хорошо знакомый ЗиС-150... а точнее, его китайская лицензионная версия "Цзефан" ("Освобождение") СА-10. Само название FAW можно перевести как 1АЗ, Первый автозавод, потому что пущенный в 1953 году, он положил начало непрерывной (так-то что-то было и в 1930-х) истории китайского автопрома:

-12

...В 1945 году, с изгнанием японцев и упразднением Маньчжоу-го, Синьцзин (как и Синкё, в переводе Новая столица) вновь стал Чанчунем. Но за освободительной войной последовала (или, вернее, возобновилась) гражданская, и именно территория теперешней провинции Гирин стала ареной её генеральных сражений. Два года коммунисты и гоминьдановцы бились за окрестности Чанчуня с попеременным успехом, и вот наконец в марте 1948-го Линь Бяо с Народно-освободительной армией Китая взял ключевую станцию Сыпин.

К 23 мая Чанчунь оказался в тылу красных войск, но сам Чан Кайши приказал оставшемуся за коменданта Чжэну Дунго любой ценой удержать город. Так с 22 июня начался один из самых мрачных эпизодов той последней войны на территории Китая - блокада Чанчуня. Оружием и медикаментами полумиллионный город снабжался по воздуху, но к августу у осаждённых стала кончаться еда. Как водится, заложниками блокады стало мирное население: НОАКовцы помогали тем, кто бежал из города сам, но категорически отказывались принять централизованную эвакуацию жителей. Сколько жизней тогда унёс голод - достоверных сведений нет, англоязычные антисоветчики пишут до 300 тысяч, но даже если поделить на 10 - цифра выйдет страшной.

Этот эпизод своего пути к победе власти Красного Китая не очень любят вспоминать. Наконец, в октябре 1948 года, когда фронт докатился до Жёлтого моря, Чжэн Дунго не просто капитулировал, а перешёл со своими частями на сторону НОАК, а считанные месяцы спустя Линя Бяо встречали в Пекине...

-13

Внушительного индустриального наследия Маньчжоу-го коммунистам показалось мало: главным предприятием красного Чанчуня стал Первый автозавод, один из крупнейших среди 153 строек СССР в Китае Первой пятилетки. FAW создавался по образцу ЗиЛа (тогда - ЗиСа), на котором, пока возводили цеха и монтировали станки, стажировались рабочие. В том числе, четыре месяца в 1955 году - молодой Цзян Цзэминь, ко временам моего детства ставший главой КНР.

Первоначально планировалось, что ПервАЗ будет выпускать только грузовики, но уже в 1958 здесь появилась своя легковая марка "Хунци" ("Красное знамя"), начинавшая с "членовозов" СА72, вдохновлённых "Крайслером". Словом, в китайском автопроме FAW - первый кирпич великой стены:

-14

Позже он наплодил дикое количество брендов... и волевым порядком ликвидировал большинство из них в 2024 году: остались только грузовики "Цзефан" и легковые "Хунци" и "Бестьюн", начинавшийся в 2006 года с лицензионной сборки "Мазды". Ещё на заводах FAW собирают "Фольксвагены" (в Чанчуне, но это отдельная площадка) и "Тойоты" (с 2000 год в Тяньцзине). Но проходная напротив штаб-квартиры - та же, что на старых фото:

-15

Сталинский стиль с китайской спецификой:

-16

Как и у протянувшегося вдоль проспекта Дунфэн соцгорода:

-17

Из окон автобуса я поснимал жилые дома и школы:

-18

И только ДК Автостроителей как-то не завезли - вместо него один на всех Дворец Рабочих на главной площади...

А вот такой вид на завод открывается с железной дороги:

-19

Водонапорная башня так и вовсе словно целиком привезена откуда-нибудь из Хабаровска:

-20