Найти в Дзене
Мир русского фарфора

Завод Батенина

Оглавление

Знакомство с заводом

Добрый день! Сегодня начнём смотреть предметы, изготовленные на одном из интереснейших заводов дореволюционной России. Это известный вам завод купца Батенина.

Специалисты называют этот завод «одним из лучших частных фарфоровых заводов России ХІХ века». Завод был основан в 1811 году в Петербурге Ф.А. Девятовым, а в 1814 году состоялась продажа завода купцу Филиппу Сергеевичу Батенину. С 1815 года совладельцем завода становится его брат Петр Сергеевич Батенин.

Начальный период деятельности завода, по мнению Т. Мозжухиной, предположительно был связан с работой иностранных художников, которые остались на заводе со времени работы у Девятова. Они обучали русских мастеров, которые впоследствии сами стали передавать основы мастерства ученикам. Учеников набирали из числа воспитанников Петербургского воспитательного дома.

-2

Продукция завода не отличалась большим разнообразием типов и форм изделий. В основном преобладала чайная и кофейная посуда, в которой основное место занимали чашки с блюдцами, ставшие самыми распространенными сувенирами.

«Золоченая чашка - обычный докторский подарок» - замечает один из героев петербургских повестей Гоголя. Среди дошедших до наших дней батенинских предметов особенно много подарочных чашек с памятными надписями. Ведь именно эти предметы хранили и берегли в семьях, их же охотно собирали коллекционеры.

-3

На моей полочке есть парочка именно таких чашечек. Сейчас уже вряд ли возможно определить кому именно предназначались эти предметы. Но вдруг хоть какая-то чашка откроет перед нами свои тайны?

Литературы, посвященной деятельности этого завода совсем немного, хотя завод настолько сильно отличался от своих современников, что вполне заслужил особого внимания к себе.

Сегодняшняя полочка не посвящена отдельной теме. Так получилось, что здесь есть жанровая и ведутная живопись, и есть цветочный орнамент, есть заказная чашка с инициалами владельца.

Известно, что в центре Санкт-Петербурга находился собственный магазин, принадлежащий заводу. Он располагался на первом этаже дома церковных служителей Казанского собора, по адресу Невский проспект, 25. Там можно было не только приобрести продукцию завода, но и сделать заказ на изготовление подарочных предметов с оригинальным декором и инициалами владельца.

Глядя на эту полочку, мне хочется обратить ваше внимание на качество живописи и состояние золочения. Батенинский фарфор очень узнаваем, он несёт на себе печать стилистической целостности и приверженности петербургским мотивам, что подтверждало столичное расположение завода. Давно было подмечено богатое золочение батенинского фарфора. Современники разгадали, что что эта богатая позолота недолговечна, быстро стирается, потому что исполнялась она, большей частью, глянцгольдом - жидким относительно дешевым золотом, наложенным тонким слоем.

-5

Кроме этого, зачастую для достижения декоративного эффекта цировки (рисования агатовым карандашом по золоту) использовали прием нанесения на глянцевый фон матовых золоченых узоров, выполненных кистью. Это значительно снижало себестоимость выпускаемой продукции. И соответственно продажная цена этих изделий была существенно ниже цены конкурентов.

На фото ниже запечатлена чайная пара с цветочным орнаментом. Так получилось, что в моей коллекции 15 лет находилось блюдце, которое я приобрела с совершенно другой чашкой Батенина. И только совсем недавно мне удалось приобрести родную этому блюдцу чашку. Состояние у этих предметов разное, но рисунок полностью совпадает. Вот так, через 15 лет встретились предметы из одной серии, или может из одного сервиза.

Чашки для горячего шоколада

Отдельная тема для разговора - это чашки, предназначенные для горячего шоколада, или, как их ещё называют, шоколадницы.

Достаточно стремительно в моду входили сначала фарфоровые чашки для чая, затем более изящные и маленькие чашечки для кофе. И вот уже модным становится ещё один напиток, который потребовал особую посуду, и это горячий шоколад.

По одной из версий историки утверждают, что горячий шоколад в Россию привез Петр 1, но знати этот напиток из какао-бобов не пришелся по вкусу, его называли «ведьминым зельем» и «сиропом из сажи».

Вторая попытка оказалась удачнее. В 1786 году в Херсон приплыл на своей шхуне Франсиско де Миранда - гость из Венесуэлы, который был представлен фавориту Екатерины II князю Потемкину. Именно он приобщил Потемкина к горячему шоколаду. И это напиток сразу пришелся по вкусу князю. Годом позднее де Миранда в Киеве познакомился с Екатериной II и угостил ее диковинным напитком, подарив рецепт его приготовления. Горячий шоколад понравился императрице. И дворцовые службы стали заказывать какао-бобы для нее и ее гостей. Долгое время горячий шоколад был доступен только знати из-за высокой цены.

В Европе чашечки для горячего шоколада изготавливались высокими маленького диаметра. Эта форма обусловлена тем, что в ней шоколад дольше оставался горячим.

А вот в России чашки для горячего шоколада имеют совершенно другую форму. Это низкие, почти плоские чашечки, диаметр которых значительно больше европейских. Поскольку русские дамы предпочитали употреблять этот густой горячий напиток маленькими ложечками.

Чашечки, которые изготавливались на заводе Батенина именно такие. Их форма «исконно русская». Порой на дне чашечек располагался живописный рисунок. И обязательное золочение жидким золотом.

Разнообразие форм

Далее мы поговорим о формах чайной посуды, которую выпускал завод.

-12

Чашки и подарочные кружки были визитной карточкой завода. Формы, выпускаемых на заводе чашек, в большинстве своем тяготеют к характерным для классицизма объемам - яйцевидному, овоидному, цилиндрическому и, реже, конусному, иногда на скульптурных львиных лапах.

-13

Чаще всего повторяется тип массивной цилиндрической чашки с характерной изогнутой ручкой, круглый ствол которой плавно меняется в диаметре, часто декорирован рельефными листьями почти во всю длину и завершен двусторонней многолепестковый розеткой.

Ещё одна популярная форма - это кружки разного размера в форме бочонка, ручки которых непременно украшены скульптурным маскароном, играющим важную функциональную роль. Эта выразительная деталь служила упором для большого пальца, что позволяло легко держать в руке наполненную чашку.

Для батенинского фарфора характерно не многообразие форм, а напротив, постоянное использование отработанных образцов и повторяющихся деталей.

Это далеко не все формы, которые выпускались на заводе.

Сюжетная роспись

Сегодня смотрим чашки завода Батенина с сюжетной росписью. Одними из первых тем росписей были традиционные для эпохи ампира образы античной истории и мифологии.

-16

Первоисточниками для них нередко служили гравюры с картин художников прошлых столетий. Среди популярных сюжетов - знаменитые древнегреческие поэты, игривые амуры, история Орфея и Эвридики, встреча Александра Македонского с Диогеном и другие.

-17

Славился завод предметами с росписями на тему известных живописных и литературных произведений. Фарфор первой трети XIX века воспроизводил картинки на модные сюжеты: новый роман, пьеса, популярная личность, известный художник.

На изделиях завода Батенина можно встретить копии с работ художников О.Кипренского, К.Брюллова, М.Теребенева, картинки из модных в то время журналов.

Фарфор Батенина был ориентирован, в основном, на средний класс. И именно поэтому предпочтение отдавалось не классическим картинам, а более легким сюжетам, основанным на известных анекдотах, или на популярных исторических романах. Как например, сцены из жизни Джейн Грей, королевы Англии, погибшей на плахе палача, короля Эдуарда IV и его жены Елизаветы Вудвилл и также Марии Стюарт.

Батенин обращается также к русской теме. Для предметов с росписью «русских сцен» - плясок, уличных торговцев, бытовых сюжетов за основу брались литографии и гравюры из альбомов русских и иностранных художников.

-20

Ведутная живопись

Фарфор, изготовленный на заводе, часто был украшен романтическими пейзажами с фигурками странников, пастухов и крестьян. Кроме того излюбленной темой была живопись, изображавшая конкретные дворцы, парки и поместья.

-21

Вот мы и подошли к так называемой ведутной живописи. Ведута в переводе с итальянского означает вид, картинка. Произведения искусства в жанре ведуты представляют собой картину или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа и знаменитых памятников архитектуры. Характерной особенностью является фотографическая точность в изображении архитектуры вплоть до мельчайших деталей.

Интересны предметы, посвященные архитектурным видам Петербурга и его окрестностей - Павловска, Петергофа, Гатчины. Особенно популярны были изображения перспективы Невского проспекта, ансамбля Петропавловской крепости, здания Биржи на стрелке Васильевского острова, Казанского собора, Академии художеств, Александрийского столпа на Дворцовой площади.

Для ведутной росписи на фарфоре использовались живописные работы, гравюры и литографии, выполненные в разные годы в конце XVIII - первой трети XIX века. Это серия П.П.Свиньина «Достопримечательности Санкт-Петербурга и его окрестностей», «Собрание видов Санкт-Петербурга и его окрестностей» и альбомы гравюр, издаваемые А.И.Плюшаром.

Пригороды столицы изображались на фарфоре с гравюр С.Ф.Галактионова, И.В.Ческого, А.Г.Ухтомского, И.Д.Телегина, а также по картинам С.Ф.Щедрина.

-24

Периоды деятельности

Мне вспомнился вопрос, который мне задал Артур Шихман. Артур спросил заметила ли я разницу между предметами с маркой Батенина и более поздними предметами с маркой Наследники купца Батенина.

Далее я показываю предметы периода наследников Батенина. Эти чашки можно сравнивать с более ранними предметами, которые я показывала ранее.

Кроме своих предметов я просмотрела все публикации, которые только смогла найти. Это иллюстрации статей об этом заводе и каталоги выставок.

Мои выводы достаточно лаконичны. Я не увидела новых форм. Очевидно, что формы использовались уже выпускаемые ранее. Иногда роспись на них была выполнена на высоком уровне, а иногда заменялась на упрощенный вариант.

Кроме того, зачастую упрощение в декоративной отделке «грешило» ухудшением качества росписи, словно ее выполнял нерадивый ученик.

Встретились мне предметы, формы которых были сложными и интересными, а вот рисунок был скопирован с предметов, значительно уступающих в сложности.

Другими словами, завод какое-то время продолжал сохранять высокий уровень качества выпускаемой продукции, ведь все мастера и рабочим оставались прежними. А в дальнейшем качество выпускаемой продукции стало снижаться. Уровень отделки сдвинулся в сторону упрощения росписи. Именно в этот период широко использовалась дешевая кистевая роспись золотом вместо трудоемкой цировки.

В это же время за фабрике предпринимались попытки выпускать продукцию с печатным рисунком, дополненный ручной росписью, но они не увенчались успехом. Таких предметов почти не сохранилось до наших дней.

Завод Батенина оставил в истории русского фарфора свой яркий неповторимый след. На заводе был создан свой стиль, который во многом отвечал вкусам русских людей с их любовью к крупным формам, богатству и пышности орнаментов и рисунков.

Особенности предметов, изготовленных на фабрике Батенина

Предметы завода Батенина. Это красиво, интересно и ещё немножко загадочно. Большинство из вас знает, что завод Батенина славен тем, что предметы завода очень часто подделывают. Причин для этого несколько:

1. предметов этого завода сохранилось не очень много и от этого цена на них высокая. А ведь основная цель изготовления подделок - это получение максимальной финансовой выгоды.

2. клеймо, которое ставили на предметы завода Батенина зачастую при обжиге пропадало под слоем глазури. Отсутствие клейма позволяло порой выдавать за изделия Батенина предметы европейских заводов.

-29

Многие из вас встречали предметы псевдо-Батенина, клеймо на которых не надо долго искать под определенным углом света, его видно сразу, настолько оно четкое. Это и есть основной признак подделки.

Когда я только приняла решение коллекционировать русский фарфор, то очень долго не приобретала дорогих предметов из-за сомнений в своих знаниях.

Я очень тщательно изучала литературу, особенно каталоги с фотографиями и описаниями, смотрела предметы на выставках и в антикварных магазинах. И только, когда я научилась определять принадлежность предмета к определенному заводу по внешнему виду, тогда начала приобретать предметы Попова, Гарднера, ИФЗ, гжельских заводов.

А вот Батенин долго был для меня тайной за семью печатями. Я постоянно сомневалась и часто консультировалась со специалистами именно по предметам завода Батенина. Нужна серьезная насмотренность, после которой можно научиться видеть разницу в красках, манере росписи, да ещё массу нюансов. Именно в этих особенностях я и пытаюсь разбираться, учусь видеть и замечать мелкие детали. Это очень увлекательное занятие, которое захватывает не хуже детектива.

Сегодня я показываю два варианта одного и того предмета. Один предмет подлинный, а второй самая настоящая подделка. Когда я показывала эти две чашки специалистам, все просили оставить оба предмета для сравнения.

Самое интересное, что подлинник я приобрела на е-вау, а вот подделку продал один, «уважаемый» лет 15 назад, дилер. Человек обладал безупречной репутацией, которую он очень глупо испортил...

-31

Еда
6,93 млн интересуются