Покупка подержанного автомобиля — всегда риск, даже при покупке в салоне, где обещают полную прозрачность. Но что делать, если выясняется, что пробег автомобиля отличается от заявленного в разы, а продавец утверждает, что был не в курсе? Разбираемся на примере.
Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
Что случилось?
Гражданин Б. купил в специализированном салоне подержанный автомобиль. Пробег по документам — 56 тысяч километров. Цена — 1,095 млн рублей, выплаченных в кредит.
Спустя два месяца загорелась лампа неисправности двигателя. В сервисе выяснилось: фактический пробег составляет не 56, а 386 тысяч километров. Дополнительно вскрылось, что автомобиль ранее побывал в ДТП.
Покупатель обратился к продавцу с требованием расторгнуть договор и вернуть деньги. Однако салон отказал, сославшись на то, что авто было принято в трейд-ин уже с указанным пробегом. При покупке в документах также было указано, что есть признаки вмешательства в показания одометра, а значит — покупатель был предупрежден.
Тогда Б. подал иск в суд.
Что решили суды?
Первая инстанция встала на сторону продавца. Покупатель осматривал автомобиль и подписал акт приема-передачи. Более того, покупатель знал о возможной скрутке пробега, но не заказал дополнительную диагностику.
Не было доказано, что неисправности возникли до момента продажи. Также не установлено, что продавец намеренно ввел в заблуждение — напротив, он информировал о признаках изменения пробега.
В иске было отказано, но апелляция отменила это решение.
Именно продавец обязан предоставить достоверную информацию о товаре. Факт того, что заявленный пробег в разы отличался от реального, означает нарушение этого требования — вне зависимости от того, знал ли продавец о скрутке.
Информирование о «возможных признаках» не освобождает от ответственности за недостоверные сведения. Покупатель вправе рассчитывать на правдивую информацию, и не обязан обладать специальными техническими знаниями.
Автосалон же, как профессиональный участник рынка, мог выяснить реальный пробег — но не сделал этого. Следовательно, он и несет все риски.
В итоге договор был расторгнут, с автосалона взыскали почти 2 млн рублей — включая стоимость автомобиля, проценты по кредиту, штраф за нарушение прав потребителя и компенсацию морального вреда (Определение Верховного суда Удмуртской Республики по делу N 33-1304/2024).
**********
P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
**********