Найти в Дзене

Фабрика Храпунова-Новаго

Оглавление

Начало работы завода

Добрый день! Совсем недавно мы смотрели чашки, изготовленные на заводе Новых. Теперь следующий этап работы этого предприятия, но только уже с новым руководством.

Итак, завод Храпунова-Нового. После смерти последнего из семьи Новых - Михаила, его вдова вышла замуж за Якова Герасимовича Храпунова, который до этого работал управляющим на заводе Фомина. Таким вот образом, завод Новых перешёл в собственность Я. Г. Храпунова - внука бывшего заводчика Никиты Храпунова. А дальше в литературе встречаются две версии:

По одной версии Я.Г. Храпунов по своей инициативе взял себе вторую фамилию Новых и стал Храпуновым-новых.

По другой версии изменение фамилии было одним из условий брачного договора.

Главное в такой двойной фамилии владельца - это повод сохранить прежних покупателей продукции завода. И это сработало. Только Яков Герасимович не остановился на том, что уже было на заводе, а стал активно развивать производство. Рачительный хозяин, знаток всех тонкостей фарфорового производства, Храпунов был требователен к работникам завода, к членам своей семьи и к самому себе. Все это обеспечивало выпуск качественной продукции и расширение ассортимента.

Продукция завода пользовалась большим спросом у покупателей, особенно чайная и столовая посуда, церковные лампады.

Живописным декорированием изделий зачастую занимались кустарные художники. Они получали от фабрики белье, расписывали его, обжигали в муфельных печах и сдавали обратно на завод.

Мы еще будем продолжать рассматривать чашки завода Храпунова-Новых и сможем сделать некоторые выводы.

Особенности фарфора завода Храпунова-Новаго

Так уж получилось, что завод Храпунова-Нового за период деятельности успел произвести немало изделий.

Далее - об особенностях фарфора фабрики Храпунова-Нового. Все представители династии Храпуновых обладали исключительным чутьем на модные веяния и безошибочно угадывали желания своих клиентов. Помогал им и опыт конкурентов, за деятельностью которых они пристально наблюдали и успешно копировали удачные «находки».

Во многом следуя за признанным «королем» фарфора М.С. Кузнецовым, фабрика Храпунова-Нового не теряла свой индивидуальный стиль.

Среди предметов мы видим и точные копии Кузнецовского фарфора и предметы, которые вроде похожи, но в деталях очень отличающиеся от изделий конкурентов.

Выпускаемая продукция была рассчитана на жителей Москвы и близ расположенных регионов. Продукция в основном продавалась на Нижегородской ярмарке.

Кроме того, изготовляли предметы на азиатский рынок, для которого выпускали так называемую «пеструю» посуду с восточным орнаментом.

Сервизы и чайные пары, выпускаемые фабрикой, как правило, выглядели очень декоративно. Классические строгие формы, характерные для ампира, дополнялись изящной цветочной росписью или геометрическим узором, края посуды украшались золотой отводкой.

Храпуновский фарфор во многом был похож на Гарднеровский и Поповский, но очень отличался более камерным лиричным исполнением.

Зачастую края изделий и ножки чашек делали прорезными с ажурными рисунками.

Сдержанная цветовая палитра с преобладанием в крытье голубых и розовых оттенков и рельефный декор были заимствованы у английских производителей.

Чайные пары, популярные в конце 19 века, в точности повторяли Мейсенские аналоги. Чашки имели четкую полусферическую форму, подчеркнутую изящно выгнутой ручкой. У блюдец были высокие загнутые края. Такие пары называли «саксонками».

-6

Вслед за Кузнецовым на фабрике стали производить чайные пары, которые своими формами стали напоминать снопы, домики и самовары.

Так и выработался свой, узнаваемый стиль фабрики Храпунова-Нового.

История развития завода

Следующие предметы это типичные представители своего времени.

Выше мы разбирали особенности форм, способов декорирования и направления живописных приемов, используемых при производстве предметов Храпунова-Нового.

История развития фарфорового производства завода Храпунова- Нового неразрывно связана с историей развития керамической промышленности России.

Бурному развитию промышленности способствовали богатые залежи глины, наличие лесных массивов.

Но с 1850-х годов мелкие фарфоровые фабрики начинают разоряться, наступает рост крупных предприятий.

В 1868 году был принят новый таможенный тариф, который затруднил доступ иностранной керамики на российский рынок. Введённый тариф способствовал росту внутреннего производства, что мы можем видеть на примере фабрики Храпунова-Нового, которая занимала ведущее место среди предприятий Гжели.

Фабрика выпускала разнообразную продукцию, рассчитанную на массового потребителя. Сегодняшние предметы это яркие образцы того, что могли себе позволить покупатели среднего уровня достатка. Качество фарфоровой массы очень хорошее, крытье и роспись тоже на высоте. Такая посуда и на столе, и в буфете была безусловным украшением.

Среди предметов фабрики Храпунова-Нового есть те, которые достойны пристального внимания. Хотя мои полки ограничены рамками темы, это только чашки. Но даже среди них есть огромное разнообразие форм, цветовых сочетаний, декора в виде объемных элементов и росписи.

Кто сказал, что русский фарфор был примитивен? И что русские заводы во многом уступали европейским? Разве сегодняшняя полка не яркое доказательство обратного?

Первая пара это образец сложной формы с той самой резной ажурной ножкой, которая является визитной карточкой именно этого производителя.

-12

Да и последняя чашка на полке тоже может гордо показывать свою форму. Такую красавицу можно увидеть ещё на фабрике Гаврилы Маркова. Сегодняшняя пара показывает точно выверенную изысканную форму, а вот красками и рисунком она похвастаться не может. Может это и правильно, не отвлекаемся от формы.

-13

В середине полки стоит красавец стакан необычной формы, украшенный объемными декоративными элементами.

-14

По обеим сторонам от стакана стоят две чашечки одинаковой формы, рисунок на которых выполнен по мотивам русских народных сказок.

А вот самая яркая чашка на полке - это чашка оригинальной формы (вновь вспоминаем предметы фабрики Маркова) глубокого малахитового крытья с медальонами, украшенными цветочными букетами.

-16

Остальные чашки, стоящие на полке, имеют разнообразные формы и украшены цветочными орнаментами. Интересно смотрится двухцветное розово-голубое крытье с цветочной росписью.

-17

Всего одна полка, и столько разных предметов. А сколько труда стоит за ними. В чем- то это заимствования у конкурентов, в чем- то свои разработки. И уже конкуренты пытаются повторить новые формы и рисунки. Порой я разглядываю эти старинные чашки и начинаю представлять какую жизнь они прожили. И радуюсь, что эти предметы смогли дожить до наших дней.

Заключительная часть

Далее переходим к заключительной части о фарфоре фабрики Храпунова-Нового. И даже немного о фабрике основателя этой фарфоровой династии о Никите Храпунове.

На следующей полочке стоят интересные пары. Две пары с пейзажной и ведутной росписью в медальонах.

Пара с ручкой в виде бабочки нечасто встречалась в тот период времени на различных фабриках. А уж у Храпунова-Нового встретить ещё такую пару крайне сложно.

-20

Про пару необычной треугольной формы говорить много не приходится. Это несомненная редкость. В быту такую форму называют куском торта.

А крошечная малютка с золотым крытьем из кукольного сервиза это просто вишенка на фарфоровом торте.

-22

А вот одинокая чашечка с цветочной росписью изготовлена на фабрике Никиты Семёновича Храпунова. С этой фабрикой связано несколько интересных историй.

Одна из легенд о зарождении Гжельского фарфорового производства связана с именем Герасима Никитича Храпунова, который со своим родственником М.С. Гусятниковым выкрал секрет фарфоровой массы и устройства горна с завода Павла Кулика в деревне Володиной Бронницкого уезда Московской губернии.

Вторая громкая история связана со скульптурой «Монах с ношей», изготовленной на фабрике Никиты Храпунова.

Фабрика Н.С. Храпунова проработала с 1815 по 1840 годы. Фабрика выпускала скульптуру и чайную посуду. Никита Семенович внёс огромный вклад в развитие фарфорового производства в Гжельском регионе. А также стал основателем династии производителей фарфора в Московской губернии.

Еда
6,93 млн интересуются