Найти в Дзене
Наталья Локтева

НЕДЕЛЯ 12: ОГОНЬ И ВОДА

Оглавление

Мир экспериментов и исследований всегда интересен и полон неожиданностей. На этой неделе мы поговорим о двух мощных природных стихиях — огне и воде. Эти элементы окружают нас каждый день и играют важную роль в нашей жизни.

Понимание их свойств, возможностей и опасностей поможет ребёнку глубже осознать, как работают силы природы, как мы можем их использовать — и почему так важно соблюдать осторожность.

👉🏻ДЕНЬ 1. ПОЧИТАЕМ И УЗНАЕМ

📖 Чтение:

  • Е. Криларов «Как огонь и вода дружили» — сказка о том, как два противоположных элемента учатся работать вместе.
  • Н. Думанов «Огонь, вода и медные трубы» — приключенческая история о дружбе огня и воды.
  • Ю. Новиков «Вода и огонь: два элемента» — научная книга о свойствах и значении этих стихий.

💬 Вопросы для обсуждения:

  • Как ты думаешь, могут ли огонь и вода стать друзьями?
  • Чем они отличаются?
  • Что они могут сделать, если будут работать вместе?

🤸‍♀️ Физкультминутка:

  • «Водяные волны» — движения руками, имитирующие волны, под музыку.
  • «Огненные искры» — машем руками вверх, как будто их раздувает ветер.

🎵 Упражнение с движениями:

  • Вот какой большой огонь! (руки вверх)
  • Только ты его не тронь! (машем руками)
  • От него ты убеги! (топаем)
  • Взрослых ты скорей зови! (руками машем)
  • Если маленький огонёк... (присели)
  • Высыпь на него песок! (перебираем пальцами)

👉🏻ДЕНЬ 2. ИССЛЕДУЕМ ОГОНЬ

🔬 Эксперимент: «Огонь и воздух»

⚠️ Важно! Все опыты проводятся только под контролем взрослых.

🔸Что показывает:

— Огонь не может гореть без воздуха

— Огонь может быть опасен и исчезает, если к нему ограничен доступ

— Важно быть осторожным и наблюдательным

🔸 Что понадобится:

Свечка

Тарелка

Стеклянная банка или стакан

Вода

🔹 Ход эксперимента:

Безопасное пространство:

Проведите опыт на кухне, на ровной поверхности, под присмотром взрослого.

Подготовка:

Поставьте свечку в центр тарелки. Влейте немного воды на дно (чтобы вода покрыла дно тарелки — символ «безопасной среды»).

Зажгите свечку — скажите ребёнку:

– Посмотри, огонь даёт свет и тепло. Но он может быть опасен, если к нему поднести что-то бумажное или забыть о нём.

Закройте свечу стаканом или банкой.

Через несколько секунд пламя погаснет.

Объясните:

– Огонь погас, потому что ему не хватило воздуха. Без воздуха он не может жить. Значит, чтобы быть в безопасности, нужно не играть с ним и знать, что он может исчезнуть, если ограничить ему доступ.

💬 Вопросы для обсуждения:

— Почему свечка погасла?

— Что будет, если подуть на огонь?

— Почему нельзя оставлять огонь без присмотра?

— Что мы должны делать, если увидим огонь дома?

📖 Дополнительные книги:

  • Л. Сидорова «Почему горит огонь»
  • М. Петрова «Приключения Огонёчка»
  • В. Васильев «Как спички зажигаются?»

👉🏻ДЕНЬ 3. ИССЛЕДУЕМ ВОДУ

📖 Чтение:

  • А. Замосковский «Почему вода течёт?» — объяснение физических свойств воды.
  • Т. Кузнецова «Сказка о водяной Царевне» — сказочная история о подводной жизни.
  • Н. Березина «Вода в жизни животных и растений» — научный взгляд на роль воды в биосфере.

💬 Вопросы для беседы:

  • Почему вода течёт вниз?
  • Кто живет в воде?
  • Что бы случилось, если бы воды стало меньше?

💬 Обсуждение сказки:

  • Какие приключения могут быть у Водяной Царевны?
  • Какие её качества тебе нравятся?
  • Как она заботится о природе?

💬 О природе:

  • Почему вода важна для животных?
  • Как она помогает растениям?
  • Как изменилась бы жизнь на Земле, если бы воды стало меньше?

🧠 Загадки:

  • Что бывает в разных реках и называется «живой», но в ведре не живёт? (вода)
  • Я могу быть твёрдой, могу быть жидкой. Кто я? (вода)

🗣 Пословица:

«Огонь — друг, да враг. Вода — враг, да друг.»

🚶‍♀️ Прогулка и рефлексия:
Во время прогулки в парке прислушайтесь к звукам природы: журчание ручья, шум деревьев, пение птиц.

🎨 Креативное задание:
Попросите ребёнка придумать сказку или рассказ о приключениях Огня и Воды. Это поможет закрепить знания и развить воображение.