Мир экспериментов и исследований всегда интересен и полон неожиданностей. На этой неделе мы поговорим о двух мощных природных стихиях — огне и воде. Эти элементы окружают нас каждый день и играют важную роль в нашей жизни.
Понимание их свойств, возможностей и опасностей поможет ребёнку глубже осознать, как работают силы природы, как мы можем их использовать — и почему так важно соблюдать осторожность.
👉🏻ДЕНЬ 1. ПОЧИТАЕМ И УЗНАЕМ
📖 Чтение:
- Е. Криларов «Как огонь и вода дружили» — сказка о том, как два противоположных элемента учатся работать вместе.
- Н. Думанов «Огонь, вода и медные трубы» — приключенческая история о дружбе огня и воды.
- Ю. Новиков «Вода и огонь: два элемента» — научная книга о свойствах и значении этих стихий.
💬 Вопросы для обсуждения:
- Как ты думаешь, могут ли огонь и вода стать друзьями?
- Чем они отличаются?
- Что они могут сделать, если будут работать вместе?
🤸♀️ Физкультминутка:
- «Водяные волны» — движения руками, имитирующие волны, под музыку.
- «Огненные искры» — машем руками вверх, как будто их раздувает ветер.
🎵 Упражнение с движениями:
- Вот какой большой огонь! (руки вверх)
- Только ты его не тронь! (машем руками)
- От него ты убеги! (топаем)
- Взрослых ты скорей зови! (руками машем)
- Если маленький огонёк... (присели)
- Высыпь на него песок! (перебираем пальцами)
👉🏻ДЕНЬ 2. ИССЛЕДУЕМ ОГОНЬ
🔬 Эксперимент: «Огонь и воздух»
⚠️ Важно! Все опыты проводятся только под контролем взрослых.
🔸Что показывает:
— Огонь не может гореть без воздуха
— Огонь может быть опасен и исчезает, если к нему ограничен доступ
— Важно быть осторожным и наблюдательным
🔸 Что понадобится:
Свечка
Тарелка
Стеклянная банка или стакан
Вода
🔹 Ход эксперимента:
Безопасное пространство:
Проведите опыт на кухне, на ровной поверхности, под присмотром взрослого.
Подготовка:
Поставьте свечку в центр тарелки. Влейте немного воды на дно (чтобы вода покрыла дно тарелки — символ «безопасной среды»).
Зажгите свечку — скажите ребёнку:
– Посмотри, огонь даёт свет и тепло. Но он может быть опасен, если к нему поднести что-то бумажное или забыть о нём.
Закройте свечу стаканом или банкой.
Через несколько секунд пламя погаснет.
Объясните:
– Огонь погас, потому что ему не хватило воздуха. Без воздуха он не может жить. Значит, чтобы быть в безопасности, нужно не играть с ним и знать, что он может исчезнуть, если ограничить ему доступ.
💬 Вопросы для обсуждения:
— Почему свечка погасла?
— Что будет, если подуть на огонь?
— Почему нельзя оставлять огонь без присмотра?
— Что мы должны делать, если увидим огонь дома?
📖 Дополнительные книги:
- Л. Сидорова «Почему горит огонь»
- М. Петрова «Приключения Огонёчка»
- В. Васильев «Как спички зажигаются?»
👉🏻ДЕНЬ 3. ИССЛЕДУЕМ ВОДУ
📖 Чтение:
- А. Замосковский «Почему вода течёт?» — объяснение физических свойств воды.
- Т. Кузнецова «Сказка о водяной Царевне» — сказочная история о подводной жизни.
- Н. Березина «Вода в жизни животных и растений» — научный взгляд на роль воды в биосфере.
💬 Вопросы для беседы:
- Почему вода течёт вниз?
- Кто живет в воде?
- Что бы случилось, если бы воды стало меньше?
💬 Обсуждение сказки:
- Какие приключения могут быть у Водяной Царевны?
- Какие её качества тебе нравятся?
- Как она заботится о природе?
💬 О природе:
- Почему вода важна для животных?
- Как она помогает растениям?
- Как изменилась бы жизнь на Земле, если бы воды стало меньше?
🧠 Загадки:
- Что бывает в разных реках и называется «живой», но в ведре не живёт? (вода)
- Я могу быть твёрдой, могу быть жидкой. Кто я? (вода)
🗣 Пословица:
«Огонь — друг, да враг. Вода — враг, да друг.»
🚶♀️ Прогулка и рефлексия:
Во время прогулки в парке прислушайтесь к звукам природы: журчание ручья, шум деревьев, пение птиц.
🎨 Креативное задание:
Попросите ребёнка придумать сказку или рассказ о приключениях Огня и Воды. Это поможет закрепить знания и развить воображение.