Найти в Дзене
Маркин у руля

Представительский автопарк соцстран: на чем ездили вожди социализма в Европе и Азии

Оглавление

До 1948 года Сталин ездил на американском Packard. Машина досталась еще, когда идеологические соображения не мешали практическим решениям.

К концу сороковых ситуация изменилась. На ЗИСе создали первый советский представительский автомобиль – ЗИС-110, а на его базе бронированный ЗИС-115. Сталин пересел на отечественную машину, подавая пример другим.

С начала пятидесятых ЗИС-110 и ЗИС-115 начали поставлять в социалистические страны. Черные лимузины стали официальным транспортом от Варшавы до Пекина.

Но реальность оказалась сложнее. Многие лидеры соцстран, получив советские машины для официальных мероприятий, для личного пользования выбирали западную технику.

Чехословакия: собственный лимузин

Чехословакия до событий 1941-1945-го была развитой автомобильной страной. Škoda, Tatra, Praga конкурировали с немецкими и французскими производителями. После 1948 года новые власти решили создать собственный правительственный автомобиль.

Первым шагом стала переделка трофейного Mercedes-Benz 770. На немецкое шасси в 1951 году установили оригинальный кузов работы ателье Sodomka. Получился гибрид немецкой техники и чешского дизайна.

-2

Параллельно разрабатывали полностью новую машину – Škoda VOS (Vladni Osobni Special). Двигатель Praga объемом 5,2 литра развивал 120 лошадиных сил. Масса бронированной версии достигала 4,5 тонны.

С 1948 по 1953 год собрали 107 машин. Часть отправили в другие соцстраны, включая Китай. Но проект оказался дорогим. В середине пятидесятых производство закрыли, вернувшись к советским ЗИЛам.

Румынские внедорожники

Румыния в конце семидесятых создала самую необычную правительственную машину. ARO 304, а позднее ARO 306 представляли собой удлиненные версии серийного внедорожника ARO 240.

-3

Машины были заднеприводными, с 2,5-литровым мотором мощностью 90 лошадиных сил. Использовались только для торжественных выездов. Всего собрали 4–6 экземпляров.

Одну машину получил Эрих Хонеккер из ГДР, другую – ливийский лидер Каддафи. В 1987 году в такой машине встречали в Бухаресте Михаила Горбачева.

Но для повседневных поездок Николае Чаушеску использовал Mercedes-Benz, а для парадов – американские Cadillac. Собственный ARO был скорее символом независимости, чем практическим транспортом.

Китайские лимузины

Китай пошел по пути массового производства собственных представительских машин. В середине пятидесятых завод FAW начал выпуск лимузинов Hongqi.

Машины оснащались двигателем V8 объемом 5,7 литра, созданным по американским образцам. Выпускались как седаны, так и кабриолеты для парадов. На Hongqi ездил Мао Цзэдун и его окружение.

-4

Дизайн кузова был консервативным и практически не менялся десятилетиями. В отличие от других соцстран, Китай не отказался от собственного автопрома. Hongqi выпускают до сих пор.

Западные машины в соцстранах

С начала шестидесятых идеологические принципы стали отступать перед практическими соображениями. В 1958 году у болгарского лидера Тодора Живкова появился Mercedes-Benz 300d.

-5

Настоящим хитом стал Mercedes-Benz 600 серии W100, выпускавшийся с 1963 по 1981 год. Машина с 6,3-литровым двигателем V8 мощностью 250 лошадиных сил в длинной версии Pullman стала любимым транспортом лидеров соцстран.

У Иосипа Броз Тито, Николае Чаушеску, Тодора Живкова – у всех были эти немецкие лимузины. Часто с убирающейся задней частью крыши для открытых выездов.

Чаушеску пошел еще дальше. В 1966 году для него заказали в Англии Rolls-Royce Phantom V с кузовом ландо работы ателье Mulliner Park Ward. Но машину так и не забрали.

Особое положение ГДР

Восточная Германия оказалась в сложном положении. Использовать автомобили из ФРГ было неприемлемо. Советские ЗИЛы казались громоздкими. Собственного производства представительских машин не было.

-6

Выход нашли простой – стали покупать машины в Швеции. Различные модели Volvo в удлиненном варианте стали основным транспортом восточногерманского руководства.

Эрих Хонеккер ездил на Volvo 264 TE с удлиненной базой. Позднее использовались французские Citroën CX в специальном исполнении. Выбор был прагматичным.

Встречал в Дрездене механика, который обслуживал правительственные машины ГДР. Говорил, что шведские Volvo были надежнее советских ЗИЛов и удобнее в эксплуатации.

Двойные стандарты

Многие западные машины соцлидеров никогда не показывали в официальной хронике. На экранах появлялись советские ЗИЛы, а на Mercedes и Volvo ездили без камер.

Даже в СССР в правительственном гараже стояли Mercedes-Benz 600, но в официальных поездках их не использовали. Брежнев, известный автолюбитель, собирал коллекцию западных машин, но на публике появлялся только в отечественных.

Причины выбора?

Западные автомобили выбирали по практическим соображениям. Mercedes-Benz работали надежнее советских машин, были комфортнее и престижнее. Это понимали все, но признавать открыто было нельзя.

Кроме того, западные машины были статусным символом. Rolls-Royce или Mercedes-Benz подчеркивали высокое положение владельца лучше любого советского лимузина.

Техническая сторона

-7

Различия в качестве были объективными. Mercedes-Benz 600 имел гидропневматическую подвеску, кондиционер, электрические стеклоподъемники. Советские ЗИЛы такого оборудования не имели.

Немецкие и шведские двигатели работали тише и экономичнее. Коробки передач переключались плавнее. Салоны были удобнее и лучше отделаны.

Надежность тоже отличалась. Западные машины реже ломались, запчасти были качественнее. Для правительственного транспорта это было очень важно.

Рекомендую ознакомиться:

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал! Спасибо за внимание!