Встретил во дворе соседа Виктора, который менял сцепление на своей Приоре. Виктор слесарь в автосервисе, знает эти машины хорошо.
За чаем рассказал, что у их семьи было шесть машин на одной платформе. Отец начинал с восьмёрки, сам прошёл через девятку, десятку, Приору, сейчас сын на Гранте ездит.
ВАЗ-2108
Отец Виктора купил восьмёрку в восемьдесят пятом году. Одним из первых в районе. Машина стоила девять тысяч рублей, зарплата у него была двести рублей в месяц.
"Отец инженером работал на заводе, - рассказывает Виктор. - Полгода копил, у родственников занимал. Дачный участок продал, чтобы добрать денег".
Восьмёрка была первой нашей машиной с передним приводом. Двигатель поперёк поставили, коробка с дифференциалом в одном блоке. До этого наши машины делали по старой схеме - мотор вдоль, привод на заднюю ось.
Мотор объёмом 1,3 литра выдавал шестьдесят четыре лошадиные силы. Коробка четырёхступенчатая. Машина весила девятьсот килограммов.
"Помню, как отец первый раз поехал, - говорит Виктор. - Непривычно было - руль лёгкий, машина по-другому себя ведёт. Но быстро освоился".
Расход бензина был умеренный - семь литров по городу, шесть на трассе. Для тех времён нормально.
Проблемы были с запчастями. Машина новая, деталей в магазинах не было. Если что серьёзное ломалось, ждали по несколько месяцев.
ВАЗ-2109
В восемьдесят восьмом Виктор женился. Тесть помог с деньгами, купил новую ВАЗ-2109. Пятидверную версию на той же основе.
Цена уже была десять тысяч. Но машина стоила денег - удобнее трёхдверной восьмёрки для семьи.
Багажник остался такой же - четыреста тридцать литров. Но загружать стало проще через большой проём пятой двери.
Мотор взял тот же 1,3 литра. Коробка уже пятиступенчатая - пятая передача для экономии на трассе.
"Хорошая машина была, - вспоминает Виктор. - Надёжная, экономичная. На дачу ездили, детей возил в секции".
Девятка служила до девяносто четвёртого года. Продал знакомому, когда решил купить седан.
ВАЗ-21099
В девяносто четвёртом купил ВАЗ-21099 с рук. Белый седан девяностого года, в хорошем состоянии.
"Девяносто девятая тогда считалась хорошей машиной, - говорит Виктор. - Солиднее хэтчбека выглядела".
Седан строился на той же платформе. Добавили багажник на пятьсот литров. Машина стала тяжелее на шестьдесят килограммов, но управляемость почти не изменилась.
Мотор стоял 1,5 литра на семьдесят лошадиных сил. Максимальная скорость сто пятьдесят пять километров в час.
ВАЗ-2110
В девяносто седьмом поменял девяносто девятую на новую ВАЗ-2110. Ждал машину два года - спрос был большой.
Десятка строилась на той же платформе, но кузов сделали новый. Колёсная база увеличилась на тридцать миллиметров. Салон стал просторнее.
"Особенно сзади места прибавилось, - говорит Виктор. - На девяносто девятой взрослому тесно было, на десятке нормально".
Двигатель новый - 1,5 литра, но уже семьдесят восемь лошадиных сил. Коробка пятиступенчатая.
"Ехала мягче, в салоне тише стало, - рассказывает Виктор. - Но в поворотах уже не такая была. Подвеску настроили мягче".
К седану потом добавили универсал ВАЗ-2111 и хэтчбек ВАЗ-2112.
Обновлённые версии
В девяносто седьмом году запустили обновлённые версии старых моделей. ВАЗ-2113, 2114, 2115. Внешне изменились, но техника та же.
"Жена на четырнадцатой ездила, - говорит Виктор. - Покупали новую в двухтысячном за сто тридцать тысяч".
Передняя часть новая, фары другие, салон обновили. Но двигатели, подвеска, коробки те же, что на старых машинах.
"По сути та же девятка, только внешне освежили", - объясняет Виктор.
Лада Приора
В две тысячи седьмом появилась Приора. Заменила десятку, но строилась на той же основе.
Виктор купил Приору в две тысячи восьмом. Седан с мотором 1,6 литра на девяносто восемь лошадиных сил.
"Приора была лучшей машиной на этой платформе, - считает он. - Качество сборки получше, мотор мощнее".
Шестнадцати клапанный двигатель против восьмиклапанного на десятке. Максимальная скорость сто восемьдесят три километра в час.
Кузов длиннее на сто тридцать миллиметров. Салон просторнее, багажник четыреста тридцать литров.
"Семь лет на ней ездил, - рассказывает Виктор. - Серьёзных поломок не было. Только расходники менял".
Лада Калина
В две тысячи четвёртом появилась Калина. Компактная машина на укороченной версии платформы.
"У соседа была, - вспоминает Виктор. - Небольшая машина, для города подходящая. Но тесноватая".
Колёсная база две тысячи четыреста семьдесят миллиметров против двух тысяч четырёхсот девяноста двух у Приоры.
Двигатели 1,4 и 1,6 литра мощностью от восьмидесяти одной до девяноста восьми лошадиных сил.
Лада Гранта
В две тысячи двенадцатом появилась Гранта. Самая дешёвая модель на этой платформе.
"Сын сейчас на ней ездит, - говорит Виктор. - Купил в две тысячи семнадцатом за четыреста тысяч".
Гранта строилась дёшево. Простые материалы, минимум опций. Но основа та же проверенная платформа.
Длина четыре тысячи двести шестьдесят восемь миллиметров, багажник четыреста восемьдесят литров.
Двигатель 1,6 литра мощностью восемьдесят семь или девяносто лошадиных сил.
"Простая машина, - говорит Виктор. - Ничего лишнего, но работает. Запчасти дешёвые, ремонт несложный".
Тюнинг и доработки
Простота конструкции сделала эти машины популярными у любителей доработок.
"Помню у Максима из нашего сервиса была заряженная девятка, - рассказывает Виктор. - Двигатель шестнадцати клапанный поставил, мощность под двести лошадиных сил получилась".
Была известная машина от Лада Инжиниринг. ВАЗ-21093i с мотором сто шестьдесят лошадиных сил. При весе меньше тонны разгон до сотни за 6,7 секунды.
"Хорошая машина была, - вспоминает Виктор. - Внешне почти обычная девятка, только ниже. А ехала быстро".