На выставке HeliRussia-2025 Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) впервые показала новую грузовую беспилотную систему С-76 «Атлас». Этот экспериментальный аппарат разработан ОКБ «Сухого» в рамках программы «Вектор» (госкорпорация Ростех).
По заявлению ОАК, летный прототип С-76 уже выполнил первый этап испытаний режимов вертикального взлёта, зависания и посадки. Автономный характер полёта и гибридная силовая установка делают С-76 «универсальным грузовым дрон-вертолётом», рассчитанным на доставку грузов в самые труднодоступные регионы.
Конструкция и характеристики
С-76 построен по схеме «гибрид самолёта и вертолёта». Для вертикального взлёта и посадки использует восемь электродвигателей с лопастями, а при горизонтальном полёте – несущее крыло и поршневой бензиновый двигатель с толкающим винтом (в корме).
Такой гибрид обеспечивает экономичную работу на дальних маршрутах по сравнению с чисто вертолётными схемами.
Параметры С-76
- Длина 7,2 м, размах крыла 11 м, высота 2,9 м;
- Взлётная масса – ~1500 кг;
- Крейсерская скорость – примерно 180 км/ч; потолок – до 4000 м.
- Грузовой отсек объёмом около 2 м³ (достаточный для двух стандартных палет) расположен внутри фюзеляжа и может поддерживать нужную температуру груза.
- Для взлёта и посадки аппарату требуется относительно небольшая площадка – порядка 17×17 м. Связь с оператором (на земле) осуществляется через спутниковую систему ГЛОНАСС, причём один оператор может одновременно контролировать до 12 таких дронов.
Основное семейство С-76 включает две версии:
- Большая версия С-76 – грузоподъёмность до 300 кг, максимальная дальность полёта около 1000 км (для полёта «туда» без дозаправки). При необходимости возвращения без дозаправки дальность в один конец ограничивается примерно 500 км.
- Малая версия С-76 (С-76 МБС) – грузоподъёмность до 50 кг, дальность полёта до 400 км.
Эти характеристики позволяют С-76 сочетать в себе преимущества самолётов (большой радиус действий) и вертолётов (авиаподъёмность и способность вертикального взлёта).
Состояние проекта и перспективы развития
Проект С-76 стартовал в 2021-2022 годах в ОКБ «Сухого» совместно с МФТИ (проект «Атлас»). К концу 2023 года собран первый демонстратор аппарата (прототип), а в августе 2024-го на форуме «Армия-2024» был впервые показан опытный образец С-76.
На HeliRussia-2025 в Москве продемонстрирован полноразмерный лётный экземпляр, завершивший первый этап испытаний вертикального взлёта и висения. По словам главного конструктора Евгения Рубцова (ОКБ «Сухого»), планируется, что первый полёт опытного образца в окончательном летном облике состоится в конце 2026 года, а серийное производство начнётся в 2028 году.
В идеале новые дроны станут доступными потребителям в середине 2028 года. График работ выглядит примерно так:
- 2021–2023 гг. – разработка концепции и сборка демонстратора С-76 (проект «Атлас») при поддержке Ростеха.
- Август 2024 г. – презентация опытного образца С-76 на форуме «Армия-2024».
- Май 2025 г. – показ полноразмерного лётного образца на HeliRussia-2025, проведение первых полётов вертикального взлёта и посадки.
- Конец 2026 г. – запланирован первый полёт опытного образца для сертификации (по заявлению ОКБ «Сухого»).
- 2028 г. – начало серийного производства БПЛА С-76.
Таким образом, С-76 находится в активной фазе испытаний и готовится к выходу на рынок в течение ближайших нескольких лет.
Потенциальные сферы применения
С-76 «Атлас» позиционируется как универсальная транспортная система для гражданского и военного использования. В гражданской сфере это прежде всего логистика в труднодоступных регионах – доставка оборудования, продовольствия, медикаментов и других грузов в арктические, горные или лесные районы, где нет нормальных дорог или аэродромов.
Возможны применения для научных и промышленных экспедиций – снабжения полярных станций, разведки полезных ископаемых, работ на удалённых месторождениях.
В экстренных случаях С-76 может участвовать в спасательных операциях – быстро доставлять грузы первой необходимости в зону ЧС (наводнения, лесные пожары и др.).
В военной области дрон-машина может быть использована для перевозки тыловых грузов: снабжение отделений на удалённых позициях, доставка боеприпасов и техники, эвакуация раненых без риска для экипажей вертолётов.
Аналитики отмечают, что С-76, не требующий ВПП, во многом лишён типичных для самолётов ограничений и может частично заменить вертолёты и наземную технику при грузовых операциях в труднодоступных зонах. В целом система создаётся как часть крупномасштабной беспилотной транспортной сети (УАС) для регулярных авиаперевозок по России.
Зарубежные аналоги
Среди зарубежных проектов можно выделить как крупные авианосные беспилотники, так и относительно небольшие VTOL-системы:
- Boeing MQ-25 «Stingray» (США): морской беспилотный палубный заправщик. Способен нести примерно 7 250 кг топлива и имеет дальность полёта ~930 км. MQ-25 – не VTOL: для взлёта и посадки ему требуется авианосец и катапульта. Основная миссия – дозаправка палубных истребителей, что на порядок больше грузовой нагрузки любого дрона, но MQ-25 не предназначен для переноски и десантировки грузов в полевых условиях.
- Shield AI V-BAT (США): вертикально взлетающий БПЛА небольшой и средне-тактической группы. Максимальная полезная нагрузка ~18,1 кг (40 фунтов), дальность полёта – 130-180 км. V-BAT ориентирован на разведку и целеуказание (ISR): у него защищённый фанерный пропеллер (безопасный для запуска на корабле) и длительное (13+ ч) автономное патрулирование. По сравнению с ним С-76 куда более крупный грузовой аппарат; однако V-BAT гораздо компактнее и проще в развёртывании.
- DF600 «Jinghong» (Китай): экспериментальный прототип грузового VTOL-беспилотника с топливными элементами на жидком водороде. При взлётном весе ~2646 фунтов (~1118 кг) этот аппарат может нести ~120-160 кг полезной нагрузки и пролетать свыше 621 мили (~1000 км) на одной заправке. Гибридный турбореактивный/электрический привод и водородная силовая установка дают DF600 очень большую дальность. Это показывает, что и зарубежные авиаконцерны стремятся к тяжёлым VTOL-дронам; отличия с С-76 в источнике энергии (водород против бензина/аккумуляторов), конструкции и стоимости, но задачи схожи (доставка больших грузов без ВПП).
Другие иностранные беспилотники (например, европейские или коммерческие eVTOL для пассажиров) обычно имеют значительно меньшую грузоподъёмность и рассчитаны на короткие городские полёты. Таким образом, С-76 пока не имеет прямого мирового конкурента в своём классе по сочетанию высокой грузоподъёмности и большого радиуса действия без ВПП.
Преимущества и ограничения
- Преимущество: большая грузоподъёмность и дальность. С-76 может перевозить до 300 кг на 1000 км, что гораздо больше, чем у большинства существующих БПЛА (за редким исключением типа MQ-25).
- Преимущество: вертикальный взлёт/посадка. Аппарат не требует аэродрома – достаточно площадки 17×17 м. Это упрощает развёртывание в глуши и резко расширяет сферу использования по сравнению с обычными самолётами.
- Преимущество: экономичность и автономность. Гибридная СУ и автоматизация полёта позволяют снизить операционные расходы: по оценке разработчиков, стоимость грузоперевозки на С-76 будет примерно на 30% меньше, чем на пилотируемом самолёте. Кроме того, один оператор может наблюдать сразу за 12 аппаратами, что экономит кадры.
- Преимущество: российская начинка. При создании С-76 используются в основном отечественные комплектующие (силовая установка, электроника, системы связи), что укрепляет технологический суверенитет.
- Ограничение: ограниченная скорость и высота. Крейсерская скорость около 180 км/ч и потолок 4 км ниже, чем у реактивных самолётов. Это делает С-76 медленнее на длинных трактах и менее эффективным в условиях противодействия (по сравнению с высотными быстрыми БПЛА).
- Ограничение: меньшая грузоподъёмность, чем у самолётов. Даже 300 кг – это не конкурент бронепоездам или автомобильным перевозкам, а тем более тяжёлым транспортным самолётам. Для больших грузов или масштабных операций могут потребоваться несколько дронов или другие средства.
- Ограничение: потребность в инфрастуктуре. Несмотря на отсутствие ВПП, дрону требуется опорная площадка, средства связи и обслуживания. Требуется зарядка аккумуляторов или заправка топливом, а также надёжная система управления и мониторинга.
- Ограничение: новизна технологии. Как и любая экспериментальная разработка, С-76 сталкивается с техническими рисками и сложностями сертификации. Масштабирование (переход к серийному производству) может потребовать значительных вложений. Кроме того, в районах с развитой инфраструктурой (дороги, аэродромы) экономическая целесообразность использования дорогого дрона может быть ниже, чем у традиционных средств.
В целом С-76 обещает быть эффективным средством доставки грузов в «трудной местности», сочетая в себе преимущества самолетов (большая дальность, крейсерская скорость) и вертолётов (вертикальная посадка). Однако окончательная успешность проекта зависит от результатов следующих этапов испытаний, затрат на единицу техники и от того, удастся ли обеспечить более низкую стоимость полёта по сравнению с альтернативами.
В завершении полезные ссылки:
- А сюда очень рекомендую подписаться, если хочешь знать больше: новости без цензуры, подвиги наших – всё, чем живёт СВО.