Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Какими правами обладали женщины в Византийской империи

Оглавление

Женщины в Византийской империи (IV-XV вв. н. э.) были, среди высших классов, в основном, ожидали, что будут следить за семейным домом и воспитывать детей, в то время как те, кто должен был работать, чтобы зарабатывать на жизнь, делали это в большинстве отраслей промышленности того периода, от производства до гостеприимства. Хотя они были меньшинством, некоторые женщины смогли подняться над ограничениями, налагаемыми на них культурой, в которой доминировали мужчины, и стали чрезвычайно успешными деловыми женщинами, писательницами, философами и даже императрицами, которые правили как регенты или по собственному праву. К таким фигурам относятся императрицы Феодора, Ирина и Зоя, биограф Анна Комнина, философ Гипатия и поэтесса Кассия.

Византийская императрица Ирина, aninimus
Византийская императрица Ирина, aninimus

Источники

В отличие от многих других средневековых культур, византийская история, написанная самими людьми того периода, почти исключительно фокусируется на преувеличенных деяниях и проступках императоров, а также на отдельной и столь же проблематичной литературе о святых и ссорах по поводу религиозной доктрины. Социальная история почти полностью игнорируется, и то, что остается изучать современным историкам, к сожалению, крайне недостаточно для всесторонней реконструкции таких особенностей византийской истории, как классовые отношения, семейная жизнь и экономика. Как с сожалением резюмирует историк К. Манго:

Мало надежды на то, что этот скудный и бессистемный массив материала когда-либо будет увеличен, и мы не можем восполнить почти полное отсутствие надписей на камне, которые для классической античности являются таким богатым источником информации для общества, институтов и религии

Другая трудность, и общая для древних обществ, заключается в том, что источники почти всегда написаны мужчинами, пишущими с их собственных точек зрения и со своими собственными предрассудками. Тем не менее, мы должны извлечь максимум из того, что у нас есть, и можно сделать много полезных наблюдений о роли женщин в византийском обществе, собирая воедино косвенные ссылки, красочные биографии знаменитых женщин, иногда литературные произведения самих женщин, изображения в искусстве и т. д.

Роль аристократических женщин

Византийская императрица Феодора
Византийская императрица Феодора

Как и в большинстве древних культур, женщины, о которых мы больше всего знаем в Византии, принадлежали к высшим классам. Однако одним событием, которое сильно повлияло на роль всех женщин в византийском обществе, было растущее влияние христианства на протяжении веков, как здесь резюмирует историк Л. Гарленд:

…возможности для женщин развивались по всей империи, при этом все еще отражая как положения римского права, так и давние обычаи. Христианские ценности стали более широко принятыми, и, поскольку безбрачие и девственность рассматривались как идеальный образ жизни, женщины все чаще рассматривали жизнь целомудрия как вариант. Многие девушки в четвертом и пятом веках уходили в монастырские учреждения или, что чаще, жили безбрачно дома, в то время как церковь учредила «орден» девственниц, чтобы поддерживать таких девушек, как она делала для вдов. Брак, однако, должен был оставаться нормой, и от большинства женщин в Византии ожидалось, что они будут сосредоточены на семейных обязанностях как жены и матери. (7117)

Чтобы лучше гарантировать, что девушка останется девственницей до замужества, была предпринята некоторая попытка разделить мальчиков и девочек, при этом последние должны были в основном оставаться в пределах семейного дома и вступать в прямой контакт только с мужчинами, которые были близкими членами семьи. Для более обеспеченных семей даже существовала отдельная часть дома, зарезервированная только для женщин домохозяйства, но это, похоже, было личное пространство, чтобы не пускать мужчин, а не ограниченное место, из которого женщины не могли выйти. На практике ясно, что женщины могли и действительно выходили в большой мир. Женщины проводили время в общественных местах: среди прочего, делая покупки на рыночных площадях, посещая общественные бани, навещая родственников, посещая церковь (где они сидели отдельно от мужчин) и участвуя в праздниках.

Византийский браслет с драгоценными камнями, Музей Метрополитен
Византийский браслет с драгоценными камнями, Музей Метрополитен

Аристократки в Византийской империи, как и в более ранней Западной Римской империи, в основном должны были выходить замуж, рожать детей и затем заботиться о них. Женщины также заботились о семейном доме — в частности, о его имуществе и слугах. Девочки, если они вообще получали образование, обучались в семейном доме. Их обучали прядению и ткачеству, они изучали Библию и жития святых. Чтение было гораздо более распространено, чем умение писать, и, как отмечает историк Дж. Херрин:

Исследования грамотности, основанные на более поздних документах, показывают, что умение читать, если не писать, было более распространено среди женщин в Византии, чем в средневековой Европе

Самый ранний возраст, когда девушка выходила замуж, составлял около 12 лет (для мальчиков — 14). Ожидалось участие и согласие родителей, и, следовательно, помолвка обычно считалась обязательной. Повторный брак был возможен, пока вдова соблюдала подходящий период траура, но третий брак был редок и разрешался только при особых обстоятельствах, включая отсутствие детей. Развод было трудно осуществить, хотя, если жена совершала прелюбодеяние, ее могли отстранить. После реформ Константина I (годы правления 306-337 н. э.) единственным основанием для развода женщины с мужем было признание его виновным в убийстве или колдовстве. Законы Юстиниана I (годы правления 527-565 н. э.) пошли еще дальше и запретили развод вообще, за исключением случаев, когда обе стороны соглашались уйти в монашество.

Художественное изображение римской свадьбы
Художественное изображение римской свадьбы

Роль и влияние женщин высших сословий резюмирует историк А. Лайу:

Женщины-аристократки играли важную роль в политике и обществе. Они были посредниками, через которых заключались союзы между аристократическими семьями, и поскольку у них была своя собственность в форме как приданого, так и патримониальной собственности, они обладали значительной экономической властью. Имена, родословная, собственность и семейные связи передавались как по женской, так и по мужской линии; и женщины-аристократки так же остро осознавали и гордились своей родословной, как и их родственники-мужчины.

Работающие женщины

Женщины, которым приходилось зарабатывать на жизнь, работали в сельском хозяйстве, розничной торговле, производстве (особенно в текстильной и шелковой промышленности) и гостиничном бизнесе. Некоторые из известных работ, которые могли выполнять женщины, включали работу ткачей, пекарей, поваров, трактирщиков, прачек, акушерок, врачей, ростовщиков и банщиков. Многие из этих работ и связанных с ними знаний передавались из поколения в поколение. Некоторые из наиболее необычных женских профессий были колдуньями и свахами. Ничто не мешало женщинам владеть собственным бизнесом, таким как гостиницы и магазины.

Византийский шестиугольный кувшин, Музей Метрополитен
Византийский шестиугольный кувшин, Музей Метрополитен

Иллюстрацией того, что женщины могли владеть собственным бизнесом и преуспевать в этом, является случай аристократки с хорошими связями Аникии Юлианы (ок. 461 - ок. 527 н. э.), которая стала, возможно, самой богатой женщиной в империи. Аникия не просто сберегла свое состояние, но и была известным спонсором церковных зданий и искусства, в частности, построив и обставив прекрасными произведениями искусства церкви Святого Полиевкта и Святой Евфимии в Константинополе. Первая из них, вероятно, была самой большой церковью в столице до реконструкции собора Святой Софии Юстинианом I.

Низшим классом женщин были проститутки и актрисы, которые в византийском обществе считались примерно одним и тем же, по крайней мере, в глазах высших слоев общества. Бордели существовали повсеместно, особенно в оживленных портах империи, таких как столица и Эфес. От актрис обычно ожидалось, что они будут исполнять неподобающие, развратные песни и танцы в театрах или на публичных аренах, таких как ипподром Константинополя — отсюда и их сомнительная репутация.

Вероятно, в византийском обществе было очень мало перемещений по вертикали между классами, но был один быстрый путь, по которому можно было пройти с самого низа на самый верх социальной лестницы. Это был императорский смотр невест, организованный для того, чтобы император нашел себе императрицу. Естественно, девушка из влиятельной семьи, даже иностранной, могла иметь преимущество, поскольку она давала возможность укрепить дипломатические отношения дома или за рубежом, но и простая девушка могла быть выбрана, если она была достаточно хороша и умна. Императрица Ирина стала одним из таких случаев, когда ее забрали из безвестности скромной афинской семьи и выбрали в жены императору Льву IV (правил в 775-780 гг. н. э.). Менее амбициозной целью для матерей было отправить своих дочерей в императорский двор, где они могли получить работу в качестве фрейлин.

Права женщин

Женщины имели определенные права в отношении собственности. Жена выходя замуж и с дальнейшей жизни была неотделима от своего приданого, это было ее собственное, личное имущество, а дочери могли унаследовать равную долю семейного имения наравне со своими братьями, если не было составлено специального завещания. Если муж умирал, его жена становилась официальным опекуном детей. Затем женщины могли стать землевладельцами по собственному праву, возглавлять хозяйство и платить налоги, как любой мужчина-землевладелец, в этом дискриминации не было.

Феодора и Михаил III
Феодора и Михаил III

Женщина не могла выполнять никаких судебные обязанности или какую-либо значительную религиозную функцию в Церкви, за исключением вдов старше 40 лет, которые могли выступать в качестве диаконисс или участвовать в службах, специально предназначенных для женщин, таких как крещение женщин. Было много монастырей, посвященных женщинам, и в них они занимали все должности, включая должность настоятельницы. Такие женские монастыри привлекали не только тех, кто желал посвятить свою жизнь Христу, но и женщин, которые стали вдовами или не имели средств для самостоятельной жизни во внешнем мире. Они также были местом убежища и помощи для женщин, ставших жертвами преступлений, болезней и всеобщего несчастья.

Византийская женщина, возможно, не пользовалась теми же правами и привилегиями, что и мужчина, но в одной области они считались равными: в христианской вере. Существовало духовное равенство, и многие из самых почитаемых святых и мучеников были женщинами. Мария Богородица (Богоматерь), держащая младенца Христа, была одним из самых распространенных образов на иконах Византийской церкви.

Женщины, возможно, не имели больших возможностей в формальной церковной иерархии, но они могли оставить свой след как отдельные святые личности, которые вдохновляли других следовать за ними. Византийские аскеты достигли известности за свои великие подвиги выносливости и личной жертвы, чтобы быть ближе к Богу, и небольшое количество из них были женщинами. Самая известная, возможно, святая Матрона Пергийская V-VI вв. н. э., которая, следуя видению, остригла волосы, переоделась евнухом и вошла в мужской монастырь в Константинополе, называя себя Вавила. Там она превзошла монахов-мужчин своим постом и аскетическим образом жизни, но, когда ее обнаружил настоятель, она была вынуждена переехать в женский монастырь в Эмесе, Сирия. Творя "чудеса", ее репутация росла настолько, что она смогла вернуться в Константинополь, где она основала свой собственный знаменитый монастырь, в который входили люди, являвшиеся членами императорской семьи. Ее аскетическая жизнь не нанесла ей никакого физического вреда, и она дожила до преклонного возраста 100 лет.

Знаменитые византийские женщины

Византия имеет долгую историю, и в ней участвуют многие выдающиеся женщины. Возможно, первой византийской женщиной, достигшей непреходящей славы, была Елена (родилась около 250 г. н. э.), мать Константина I, которая, как известно, отправилась в паломничество в Иерусалим, где построила несколько церквей, в частности, церковь Рождества Христова в Вифлееме, и раздавала деньги достойным и нуждающимся. Согласно легенде, Елена нашла Истинный Крест во время своих путешествий и привезла его обратно в Константинополь.

Гипатия Александрийская (ок. 370-415 гг. н. э.) была знаменитым философом, ученым и математиком, которая также преподавала в знаменитом университете своего родного города. Гипатия встретила жестокий конец за свои языческие взгляды: ее закололи перьями (или избили плиткой в ​​другой версии событий) группой прохристианских санитаров больницы.

Императрица Феодора и ее двор
Императрица Феодора и ее двор

Императрица Феодора (правила в 527-548 гг. н. э.), жена Юстиниана I, пожалуй, самая известная из всех византийских императриц сегодня. Преодолевая клеймо своей ранней карьеры актрисы на ипподроме Константинополя, она стала бесценной поддержкой для своего мужа, убедив его противостоять и подавить опасное восстание Ника в 532 г. н. э. Она также является предметом одного из самых знаменитых византийских произведений искусства, мозаик церкви Сан-Витале в Равенне, Италия. Одна сверкающая панель показывает Феодору с большим нимбом, в большом количестве драгоценностей и тирском пурпурном одеянии. Это знаковый образ византийской женственности, который повлиял на то, как рассматриваются императрицы и аристократки того периода с тех пор, как он был создан.

Ирина была единственной женщиной-правителем Византии, которая приняла мужской титул басилевса или «императора» (в отличие от императрицы). Жена Льва IV (правил в 775-780 гг. н. э.), когда он умер, Ирина взяла на себя роль регента своего сына Константина VI с 780 по 790 гг. н. э. С 797 по 802 гг. н. э. она правила как император по собственному праву, став первой женщиной, сделавшей это в истории Византии. Ее беспокойное правление, интриги с целью удержать трон и позорное ослепление ее сына привели к тому, что она приобрела самую темную репутацию - и этому не способствуют такие тщеславные заявления, как то, что Ирина была единственной правительницей Византии, когда-либо помещавшей свое лицо на обеих сторонах своих золотых монет.

Другой известной византийской женщиной была Зоя, дочь Константина VIII (правил в 1025-1028 гг. н. э.), у которой не было сыновей, и поэтому она стала императрицей в 1028 г. н. э., правившей до 1050 г. н. э., а также непродолжительное время в качестве соправительницы со своей сестрой Феодорой в 1042 г. н. э. Зоя приложила руку к преемственности пяти разных императоров, трое из которых были ее мужьями: Роман III (правил в 1028-1034 гг. н. э.), Михаил IV Пафлагонский (правил в 1034-1041 гг. н. э.) и Константин IX (правил в 1042-1055 гг. н. э.). Обвиненная в убийстве своего первого мужа, она была сослана в монастырь, прежде чем снова вернуться на трон в 1041 г. н. э. после смерти своего второго мужа. Она является предметом красочной биографии византийского историка XI века н. э. Михаила Пселла.

Поэтесса, декламирующая литературу
Поэтесса, декламирующая литературу

Было несколько известных византийских женщин-писательниц, которые писали гимны, стихи и жизнеописания святых, но ни одна из них не была более знаменитой, чем Анна Комнина, которая написала свою Алексиаду о жизни и правлении своего отца Алексея Комнина (ок. 1081-1118 н. э.). Помимо своей собственной работы, Анна спонсировала работы других ученых, таких как Евстратий Никейский.

Наконец, в этом кратком обзоре только нескольких известных византийских женщин есть Кассия-поэтесса. Жившая в IX веке н. э., она не была выбрана на смотринах для императора Феофила (р. 829-842 н. э.), несмотря на свою большую красоту, и удалилась в монастырь. Там она писала религиозные поэмы и музыку для их сопровождения, некоторые из которых до сих пор используются в православных церковных службах.