Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Период Дзёмон: загадочная история происхождения. Кем были предки японцев

Оглавление

Самые первые люди, прибывшие в Японию, появились на островах много тысяч лет назад и положили начало эпохе, известной сегодня как период Дзёмон.

Задолго до эпохи сёгунов и самураев, даже до того, как сами японцы прибыли на территорию, ныне считающуюся их родиной, эти острова уже были заселены людьми, которые оставили после себя наследие, известное сегодня как период Дзёмон.

Большая часть периода Дзёмон до сих пор остаётся загадкой для археологов. Люди той эпохи не имели письменности, поэтому многие наши знания об этом времени основываются на предположениях. Тем не менее существует и значительный объём достоверной информации. Период Дзёмон является удивительной и чрезвычайно интересной страницей в истории Японии.

Период Дзёмон в Японии – это период неолита в Японии, продолжавшийся от 13 тыс. лет назад до III в. до н. э.

Первые люди, прибывшие в Японию

Мисо-суп с японскими моллюсками. Источник: Wikimedia Commons
Мисо-суп с японскими моллюсками. Источник: Wikimedia Commons

Около 39 000 лет назад, задолго до того, как человечество осело и стало строить первые города, люди вели кочевой образ жизни, будучи охотниками-собирателями, следовавшими за стадами животных, от которых зависело их выживание. В результате Последнего ледникового периода уровень моря был значительно ниже, и острова Японии были соединены друг с другом, а также, что особенно важно, с материковой частью Азии.

Япония расположена в Тихоокеанском огненном кольце — это земля, изобилующая вулканами, что делало её удобным местом для ранних охотников-собирателей, использовавших каменные орудия в повседневной жизни. Археологические данные указывают на то, что уже 35 000 лет назад первые обитатели этих территорий добывали обсидиан.

По мере миграции стад животных на территорию Японии, за ними следовали и кочевые племена. Когда ледниковый период подошёл к концу, ледники начали отступать на север, таять, и уровень моря начал подниматься. Примерно 10 000 лет назад, к окончанию Последнего ледникового периода, Япония превратилась в архипелаг, и её обитатели оказались отрезанными от материковой Азии. То же произошло и со стадами, которые лишились своих привычных миграционных путей. Их численность сократилась, и они начали вымирать. Людям, оставшимся на островах, пришлось менять образ жизни: они стали охотиться на более мелкую дичь и начали более глубоко изучать и использовать местную флору и фауну.

Отступление ледников также превратило Японию в богатую природную зону с обилием растительности. Среди флоры появились деревья, дающие орехи, такие как буки, конские каштаны, дубы и каштаны съедобные, которые стали ценным источником пищи для людей Инципиентного и Раннего этапов периода Дзёмон.

Инципиентный вид - Географически изолированная популяция; со временем накопление генетических различий приводит к возникновению изоляционного механизма, который разделяет репродуктивную способность инципиентного вида и его "родительской" популяции.
Исторический парк Хира-иде представляет собой реконструкцию поселения периода Среднего Дзёмона. Источник: Wikimedia Commons
Исторический парк Хира-иде представляет собой реконструкцию поселения периода Среднего Дзёмона. Источник: Wikimedia Commons

Южная часть острова Кюсю занимает важнейшее место в археологических исследованиях. Согласно ряду теорий, народы Восточной Азии со временем перешли к образу жизни, в большей степени основанному на растительной пище, и находки вблизи города Кагосима подтверждают эту гипотезу. Руины на острове Танэгасима, который в древности был соединён с материком, считаются одними из древнейших археологических памятников Японии. Обнаруженные здесь артефакты свидетельствуют о развитой практике обработки и приготовления орехов, особенно каштанов, которые, вероятно, составляли основу рациона местных жителей.

Как архипелаг, Япония с её тёплым климатом обеспечивала богатство морской фауны в прибрежных водах, и всё больше человеческой деятельности концентрировалось вокруг добычи и потребления даров моря. В археологических слоях об этом свидетельствуют крупные раковинные кучи — остатки переработки морских моллюсков.

-4

Образ жизни в доисторической Японии во многом определялся климатом, отличавшимся выраженной сезонностью. Поздней осенью и зимой представители культуры Дзёмон охотились на кабанов и оленей. Весной собирали дикие съедобные растения и моллюсков. Летом, когда море становилось спокойным, выходили на рыбалку, а осенью основное внимание уделяли сбору орехов и дикорастущих плодов, изобиловавших в лесах.

Ранний период Дзёмон продолжался примерно до 5000 года до н.э. Рост численности населения в это время объясняется изобилием пищи и ресурсов, ставших доступными благодаря наступлению более тёплого и влажного климата.

Ранний период Дзёмон

Городище Уэнохара раннего периода Дзёмон недалеко от Кагосимы. Источник: Wikimedia Commons
Городище Уэнохара раннего периода Дзёмон недалеко от Кагосимы. Источник: Wikimedia Commons

Керамика стала неоценимым источником для археологов, позволяющим датировать находки и разграничивать культуры в соответствии с хронологическими этапами их развития. Появление глиняной посуды, по-видимому, относится ещё к инципиентному периоду культуры Дзёмон (более 10 000 лет назад). Однако около 5000 года до н.э. культура вступила в новую фазу: керамика становится всё более сложной по форме и орнаментации, что свидетельствует о становлении устойчивых ремесленных традиций. Этот рубеж обозначает переход от начального периода Дзёмон к раннему, согласно принятой в археологии Японии периодизации.

На данном этапе керамика была простой по форме, но украшалась характерными узорами, нанесёнными с помощью шнура. С течением времени орнамент и техника исполнения усложнялись, отражая культурный рост и эстетическое развитие общества.

Культура также значительно продвинулась и в других аспектах. Началось ограниченное земледелие: общество постепенно переходило от охотничье-собирательского образа жизни к пасторализму. Выращивались лакирующие деревья, а также осуществлялось мелкомасштабное возделывание сельскохозяйственных культур, таких как лагенария (бутылочная тыква), адзуки (мелкая красная фасоль), соевые бобы, конопля и перилла. Существуют также данные, указывающие на культивацию персиков.

Средний период Дзёмон

Чаша с пламенным ободком из периода Среднего Дзёмона, около 3500 г. до н.э. - 2500 г. до н.э. Источник: Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Чаша с пламенным ободком из периода Среднего Дзёмона, около 3500 г. до н.э. - 2500 г. до н.э. Источник: Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Период с 3520 по 2470 годы до н.э. считается Средним периодом Дзёмон. Его характерной чертой стало завершение доминирования охотничье-собирательского образа жизни и переход к более оседлому укладу. На этот сдвиг, вероятно, повлиял резкий рост температур. В это время наблюдается расширение поселений в горные районы, где климат был более прохладным. Однако значительная часть населения продолжала проживать в плодородных равнинах, у рек и на побережье, где сохранялось изобилие ресурсов.

Общины становились более крупными, и, несмотря на возрастание роли земледелия, многие элементы прежнего охотничье-собирательского уклада сохранялись. Люди по-прежнему охотились на оленей, медведей, зайцев и уток, а также активно занимались рыболовством. Кучевые наслоения раковин, начавшие формироваться ещё в более ранние периоды, значительно увеличились в размерах, и именно в этих отложениях стали проводить захоронения. Глиняные бусы, которые в ранний период Дзёмон использовались исключительно как украшения, в Средний период стали выполнять функцию погребального инвентаря.

Археологи также выявили увеличение числа свидетельств ритуальной практики, о чём свидетельствуют многочисленные каменные женские статуэтки, а также значительное количество фаллической символики.

Керамика конца периода Среднего Дзёмона. Источник: jomon.co
Керамика конца периода Среднего Дзёмона. Источник: jomon.co

Если в Ранний период Дзёмон основное внимание при создании предметов уделялось их функциональности, то Средний период Дзёмон выделяется резким усилением художественной направленности оформления — порой даже в ущерб практическому назначению предметов. Особенно ярко это проявилось в керамике, многие изделия которой, по всей видимости, создавались исключительно в декоративных целях.

Украшения на керамике нередко включали изображения животных, что позволяет предположить существование тотемистических представлений — культурной традиции, вполне характерной для древних обществ. Также изготавливались глиняные фигурки с отверстиями в области шеи, вероятно, предназначенные для подвешивания в жилищах, где они выполняли духовную или охранную функцию.

Несмотря на заметный рост уровня декоративного оформления, качество самой глины, используемой для изготовления посуды, остаётся на прежнем уровне, без значительного улучшения.

Реконструкция здания, построенного около 2600 г. до н.э. в Саннаи-Мураяма. Источник: Wikimedia Commons
Реконструкция здания, построенного около 2600 г. до н.э. в Саннаи-Мураяма. Источник: Wikimedia Commons

В период Среднего Дзёмон жилища также стали более сложными по своей конструкции. Традиционные полуземлянки начали оснащаться вымощенными камнем полами. Стены и крыши стали рассматриваться как отдельные элементы постройки, что свидетельствует о росте строительных навыков. В качестве основных строительных материалов использовались солома и тростник, ставшие предпочтительным выбором для покрытия и утепления жилищ.

Поздний период Дзёмон

Одной из наиболее ярких особенностей Позднего периода Дзёмон является появление и широкое распространение сложных по форме фигурок догу. Эти высоко стилизованные изображения людей и животных украшались разнообразными орнаментами. Хотя их происхождение восходит к Среднему периоду Дзёмон, именно в позднюю эпоху они стали особенно многочисленными и выразительными.

Согласно одной из теорий, догу олицетворяли божеств и использовались в обрядах симпатической магии. Предполагается, что такие фигурки служили вместилищем болезней и негативных воздействий, поражающих человека. После обряда догу нередко уничтожались или выбрасывались — об этом свидетельствует большое количество найденных фрагментов в древних мусорных кучах. Многие из них обнаружены с намеренно удалёнными частями тела, что также подтверждает их ритуальное использование.

С наступлением периода Яёй, примерно около 300 года до н.э., началась массовая миграция населения с материковой части Азии. Это совпало с прекращением производства и использования фигурок догу, что указывает на смену религиозно-обрядовой системы верований.

Следует отметить, что население Японии в этот период не представляло собой единой культуры. Так, гончарные традиции региона Тохоку на севере Хонсю и южной части Хоккайдо отличались особой утончённостью и сложностью форм. В противоположность этому, в западных районах Японии в поздний период Дзёмон преобладала более строгая, аскетичная эстетика в оформлении керамики.

Поздний Дзёмон также известен своим искусством изготовления бус. Особенно популярными в этот период были изогнутые, запятыеобразные бусы — магатама, ставшие характерным элементом украшений и, вероятно, игравшие ритуальную роль.

Реконструкция черепа и лица женщины эпохи Дзёмон, у которой были ритуально удалены зубы. Источник: Wikimedia Commons
Реконструкция черепа и лица женщины эпохи Дзёмон, у которой были ритуально удалены зубы. Источник: Wikimedia Commons

Жилищные постройки также претерпели изменения в Поздний период Дзёмон. К концу этой эпохи круглые в плане жилища уступили место квадратным и прямоугольным домам. Утрамбованные земляные полы, ранее выложенные камнем, стали дополняться циновками или ковриками. Как и в более ранние периоды, в домах сохранялись внутренние очаги, использовавшиеся для приготовления пищи и обогрева.

Одной из характерных черт культуры Дзёмон, сохранявшейся вплоть до конца Позднего периода и даже в эпоху Яёй (с 300 г. до н.э.), была ритуальная аблация зубов — удаление зубов по обряду. Около 80–90% черепов, найденных археологами, имеют признаки намеренного удаления одного или нескольких зубов. Это, по-видимому, было частью обряда инициации или другого важного ритуального действия.

Примерно с 1500 года до н.э. климат начал охлаждаться, что привело к снижению численности населения Японии. По мнению исследователей, сокращение природных ресурсов стало одной из причин этого демографического спада. Традиционно считается, что Поздний период Дзёмон завершился около 300 года до н.э., однако некоторые историки и археологи отодвигают эту дату вплоть до 1000 года до н.э.

Завершение Позднего периода Дзёмон ознаменовалось притоком переселенцев с Корейского полуострова, которые начали смешиваться с местным населением Дзёмон. Именно это событие принято считать началом эпохи Яёй в истории Японии.

Наследие

Современная Япония. Источник: pxhere.com
Современная Япония. Источник: pxhere.com

Несмотря на то что было обнаружено множество тысяч артефактов, связанных с периодом Дзёмон, он по-прежнему остаётся одной из самых загадочных страниц японской истории. До сих пор совершенно неизвестно, на каком языке говорили представители культуры Дзёмон, какими были их культурные нормы и религиозные представления. Большая часть наших знаний о них основана на догадках и предположениях.

Тем не менее отдельные элементы их наследия продолжают жить в современной Японии — возможно, даже в большей степени, чем в те времена, когда сама культура Дзёмон прекратила существование.

С генетической точки зрения, наследие Дзёмон сохранилось в потомках — народе ямато, который сегодня составляет около 98% населения Японии. Исследования показывают, что современные японцы ямато несут примерно 30% отцовской ДНК Дзёмон, 15% материнской и около 10% аутосомной (неполовой) ДНК.

Японская керамика Дземон
Японская керамика Дземон

Однако в этой области всё ещё требуется проведение дополнительных исследований. Высока вероятность того, что народ айну также унаследовал значительную долю генетического материала от представителей Дзёмон.

Современный интерес к культуре Дзёмон заметно возрос за последние десятилетия. Узорные мотивы и орнаменты Дзёмон всё чаще используются в японской моде, а также встречаются в дизайне канцелярских товаров и упаковке продуктов. Ведутся и специальные проекты по воссозданию керамики Дзёмон с применением древних технологий.

Модельер Рюноскэ Окадзаки использует керамику Дзёмон как источник вдохновения для своей моды. Источник: Кэндзи Агата, spoon-tamago.com
Модельер Рюноскэ Окадзаки использует керамику Дзёмон как источник вдохновения для своей моды. Источник: Кэндзи Агата, spoon-tamago.com

Популярность узоров, украшающих фигурки Дзёмон, привела к распространению гипотезы о том, что они могли изображать татуировки — версия, которая получила широкое признание даже в самой Японии, несмотря на существующее там сильное социальное предубеждение против татуировок.

Образовательный интерес к периоду Дзёмон также заметно возрос: выставки, посвящённые этой культуре, собирают большое количество посетителей в музеях по всей стране.

Культура и народ Дзёмон охватывали тысячелетия и оставили после себя загадочные следы, позволяющие лишь частично понять, кем они были и как жили. Современные усилия по сохранению и популяризации этих знаний оказались весьма успешными, и сегодня можно с уверенностью сказать, что культура Дзёмон не будет забыта.

Статьи публикуются ежедневно! Если вам понравилась статья, ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на канал!

Если интересует история Японии советуем ознакомиться с данной статьей:

#история #культура #Япония #древние люди #японцы #острова #антропология #реконструкция #археология #керамика #изделия #дземон #айны

Наука
7 млн интересуются