Овидий, один из самых новаторских поэтов Древнего Рима, неизменно черпал вдохновение в греческой мифологии. Узнайте, как интересно он использовал и переосмыслял мифологические сюжеты в своих произведениях. Греческая мифология играла центральную роль в литературной культуре как Древней Греции, так и Рима. Хотя мифы воспринимались как вымышленные, многие считали, что они обладают исторической и культурной значимостью. Учёный Фриц Граф (2002) объясняет важность мифологии следующим образом: «Мифологическое повествование объясняет и, когда необходимо, легитимизирует культурные, общественные и природные явления в рамках определённого общества... мифологическая история группы определяет её идентичность и место в современном мире». Рассказы о богах, богинях, героях и чудовищах служили богатым источником вдохновения для греческих и римских писателей и поэтов. Особенно увлечён мифами был римский поэт Овидий.
Главное произведение Овидия – «Метаморфозы» – представляет собой эпическую поэму, включающую более 250 подобных историй, но мифологические мотивы встречаются и в других его работах. Как один из самых новаторских поэтов Классической эпохи, Овидий использовал, излагал и перерабатывал мифологические сюжеты самыми разнообразными и увлекательными способами.
Кто такой Овидий?
Публий Овидий Назон, известный нам как Овидий, родился в 43 году до н. э. в Сульмоне, в центральной Италии. Его семья принадлежала к сословию всадников, а отец был состоятельным землевладельцем. Овидий получил образование сначала в Риме, а затем в Греции — в рамках подготовки к сенаторской карьере. Однако уже в 18 лет он опубликовал свой первый сборник стихов, впоследствии получивший название Amores («Любовные элегии»). После смерти отца он унаследовал состояние и отказался от политической карьеры, посвятив себя поэзии.
Его любовная лирика нередко нарушала нормы, принятые в консервативной Августовской эпохе. Тем не менее его поэзия пользовалась популярностью в светских кругах, и долгое время ему удавалось продолжать публикации. «Метаморфозы», главное произведение Овидия, были написаны в период с 1 по 8 годы н. э.
Однако в конце 8 года н. э. Овидий был сослан по приказу императора Августа. Причины этой опалы точно неизвестны — сам поэт вскользь упоминает лишь об «error et carmen» («ошибке и стихотворении»). В то время ходили слухи о его возможной любовной связи с дочерью Августа Юлией, но они оставались домыслами. Последние годы жизни он провёл в изгнании, в отдалённом поселении на побережье Чёрного моря, на окраине Римской империи. Несмотря на многочисленные письма с мольбами о прощении, Овидий так и не получил разрешения вернуться в Рим и умер от болезни около 17–18 годов н. э.
Овидий считается одним из величайших поэтов Рима. Его обширное литературное наследие демонстрирует незаурядное творческое воображение и техническое мастерство. Его поэзия оказывала влияние на художников и писателей разных эпох — от Рембрандта до Шекспира.
«Метаморфозы» Овидия – Пентей и Акойт
Поэма «Метаморфозы» Овидия — это эпическое произведение, в значительной степени вдохновлённое греческой мифологией. Греческие и римские писатели часто включали мифы в свои произведения, поскольку мифологические сюжеты придавали текстам интеллектуальный вес и оттенок утончённости. Поэма Овидия включает более 250 историй, объединённых общей темой — метаморфозы, то есть превращения формы или сущности.
Большинство греческих мифов не только повествуют о событиях, но и содержат универсальные истины. Часто такие истины выражаются в форме объяснения природных явлений или в виде нравоучений. Подобные морализаторские мотивы пронизывают всю поэму Овидия, в том числе и историю Пентея, царя Фив. Когда мы впервые встречаем Пентея, он возмущён распространением культа Бахуса (Диониса), стремительно охватывающего Фивы. Пентей полон решимости изгнать все следы Бахуса, в божественную природу которого он не верит.
Сюжет о Пентее и Бахусе прославился в Классической Греции благодаря трагедии Еврипида «Вакханки», написанной в конце V века до н. э. Овидий явно вдохновлялся этим произведением, однако, оставаясь верен своему творческому подходу, внёс в него важное новшество. В противоположность надменному и безбожному царю Пентею, он вводит фигуру смиренного морского капитана Акойта, верного последователя божественного Бахуса.
Акойт предостерегает Пентея назидательной историей. Он стал свидетелем того, как те, кто проявлял неуважение к Бахусу, были на его глазах с мучениями превращены в дельфинов. Однако Пентей пренебрегает мудрыми словами Акойта и отправляется искать Бахуса лично. В горах его принимают за дикого зверя экстатичные последователи Бахуса, и он погибает, разорванный ими на части. В трагической развязке решающую роль играет собственная мать Пентея — Агава, которая, будучи охвачена религиозным исступлением, не узнаёт сына.
Версия Овидия во многом перекликается с трагедией Еврипида, но его переработка мифа и введение фигуры Акойта придают повествованию новое измерение. Акойт представляет Пентею шанс осознать свою ошибку и выразить почтение богу. Однако этот шанс упущен, что усиливает трагизм истории и подчёркивает мораль — о губительных последствиях безбожия и высокомерия.
«Метаморфозы» Овидия — Бавкида и Филемон
Некоторые сюжеты в «Метаморфозах» Овидия считаются его собственными оригинальными творениями — они включают персонажей, которых не встречается в более ранних источниках. Овидий с мастерством использует узнаваемые темы и мотивы греческой мифологии, чтобы создать уникальные интерпретации мифов. Одним из очаровательных примеров является история о Бавкиде и Филемоне в восьмой книге, где Овидий раскрывает важную для античной культуры тему — гостеприимство. Этот мотив встречается в мифах особенно часто и имел огромное значение в греческом мире.
Боги Юпитер и Меркурий, переодетые в крестьян, ищут приюта и еды в разных деревнях, но всюду получают отказ. Наконец, они доходят до дома пожилой супружеской пары — Бавкиды и Филемона. Несмотря на скромность своих условий, старики с радостью принимают путников и угощают их всем, что у них есть. Вскоре они осознают, что перед ними — боги.
Бавкида и Филемон преклоняют колени в молитве и хотят принести в жертву единственного гуся в знак почтения к богам. Однако Юпитер останавливает их и велит немедленно подняться в горы. Тем временем вся долина оказывается затоплена. Все дома тех, кто отказал в приюте богам, уничтожены, за исключением дома Бавкиды и Филемона, который превращается в храм.
В благодарность Юпитер предлагает супругам исполнить любое их желание. Они просят лишь позволения служить в этом храме и умереть в один день. Их просьба исполняется — со временем они умирают и превращаются в два дерева: дуб и липу, растущие рядом.
Нежный рассказ Овидия содержит все ключевые черты греческого мифа: боги под личиной смертных, божественное возмездие, глубокая и верная любовь. Этот сюжет на протяжении веков вдохновлял художников и писателей, включая Рубенса и Шекспира.
«Героиды» Овидия — женский взгляд на миф
«Героиды» Овидия — это новаторский сборник писем, написанных от имени различных героинь греческой мифологии. Традиционные греческие мифы в основном сосредоточены на мужских персонажах; женщины, как правило, играют второстепенную роль или лишь способствуют развитию сюжета. «Героиды» же уникальны тем, что предоставляют полностью женскую точку зрения, которая ранее никогда не получала столь глубокого раскрытия.
Один из примечательных примеров — «Героида I», письмо Пенелопы, жены Одиссея, героя Троянской войны. Пенелопа — известная героиня из гомеровской «Одиссеи», в которой она предстает как верная жена, отвергающая ухаживания женихов, пока Одиссей блуждает по морям.
Овидий изображает Пенелопу в ожидании возвращения мужа из-под Трои. Она пишет ему письмо с надеждой, что оно дойдёт до адресата и убедит его скорее вернуться домой. Читатели «Одиссеи» знают, что Одиссей был задержан по пути домой из-за гнева богов: его возвращение заняло целых десять лет, полных смертельных опасностей и соблазнов.
Пенелопа же об этом не знает, и потому её письмо наполнено драматической иронией и глубокой душевной болью. Овидий также раскрывает личные страхи героини: она переживает, что муж найдёт её постаревшей и непривлекательной. Несмотря на тревоги, читателю известно, что Одиссей, преисполненный любви, всё же вернётся к своей верной жене. История Пенелопы — одна из немногих в «Героидах», что завершается счастливым концом.
Уроки любви из греческой мифологии
Овидий посвятил множество стихотворений теме любви и взаимоотношений, особенно в своих сборниках «Любовные элегии» (Amores) и «Искусство любви» (Ars Amatoria). В любовной поэзии он использует греческую мифологию в игривой и остроумной форме, нарушая традиционную связь мифа с возвышенным стилем. Эта игривость выражается, в частности, в сопоставлениях реальных жизненных ситуаций с мифологическими сюжетами.
Когда Овидий упоминает свою возлюбленную Коринну в любовных стихах, он часто воздаёт ей высшую похвалу, сравнивая её с Венерой — римской богиней любви. Однако он также обращается к мифологическим образам, описывая внешние черты других женщин. Так, в Amores 3.2, наблюдая за скачками, поэт с восторгом любуется ногами женщины, сидящей рядом с ним, и сравнивает её с героинями мифов, для которых ноги были особенно значимым атрибутом. Среди них — быстрая Атланта и охотница Диана.
В Ars Amatoria I книги Овидий ставит перед собой задачу научить юношей и девушек Рима находить идеального партнёра. В своей роли учителя он сравнивает себя с кентавром Хироном, обучавшим Ахилла игре на музыкальных инструментах. Это сравнение требует от читателя определённой эрудиции: если Овидий — это Хирон, то его ученики — Ахилл. Тем самым возникает ироничный намёк — не станет ли любовь в Риме столь же трудным и трагическим подвигом, как сражения эпического героя, окончившего жизнь поражением и смертью?
Овидий также использует мифы, чтобы передать скрытые или невыраженные эмоции в любовных отношениях. В Amores 1.7 он описывает ссору со своей возлюбленной. После бурной сцены он восхищается её красотой и сравнивает её с Ариадной и Кассандрой. Знание мифов об этих женщинах необходимо для осмысления глубины сравнения. Ариадна была брошена Тесеем после того, как помогла ему победить Минотавра, а троянская принцесса Кассандра была изнасилована и впоследствии убита. Сравнивая свою возлюбленную с этими трагическими фигурами, Овидий как бы признаёт, что она глубоко несчастна, а он сам испытывает мучительное чувство вины [Graf, 2002].
Стихи в изгнании — Овидий и Одиссей
Находясь в изгнании, Овидий не переставал писать — он создавал поэзию и многочисленные письма, адресованные друзьям в Риме. Произведения, написанные в этот период, считаются самыми личными и проникновенными в его творчестве. Неудивительно, что в них вновь появляется греческая мифология. Однако теперь Овидий сравнивает себя не с античными богами или героями любви, а с мифологическими персонажами, прежде всего — с Гомеровским Одиссеем.
В Tristia 1.5 Овидий сопоставляет собственные страдания с теми, что пережил Одиссей во время возвращения из-под Трои на Итаку. И в каждом из сравнений Овидий, по его мнению, страдает сильнее. Он утверждает, что находится дальше от дома, чем когда-либо был Одиссей; что он одинок, тогда как Одиссея сопровождали верные спутники; что Одиссей стремился вернуться в родные края с радостью победителя, в то время как сам Овидий покинул Рим без надежды на возвращение. Таким образом, миф становится для поэта отражением глубоко личного опыта [Graf, 2002]. Однако, как с горечью замечает сам Овидий:
«Большинство испытаний [Одиссея] — вымысел; в моих страданиях нет ни капли мифа» (Tristia 1.5.79–80).
Овидий и греческая мифология
Как видно из вышеизложенного, Овидий использовал греческую мифологию в поэзии чрезвычайно изобретательно и многогранно. Он стремился к постоянному расширению жанровых рамок и в результате подарил миру удивительные версии хорошо знакомых мифов. Примечательно, что главный авторский манускрипт «Метаморфоз» был сожжён самим поэтом при уходе в изгнание. К счастью, сохранились копии, находившиеся в библиотеках и частных собраниях Рима.
Уже при жизни Овидий воспринимался как поэт, вдохнувший новую жизнь в традиционные мифологические сюжеты. Его творчество пользовалось популярностью в римский период, а в Средние века было вновь переосмыслено и широко распространено. Именно тогда, благодаря труду монахов и писцов, множество римских текстов, включая произведения Овидия, дошло до наших дней.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что благодаря неизменной популярности Овидия, мифы Древней Греции продолжили жить и вдохновлять новые поколения читателей.