Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Понимание погребального искусства Древней Греции и Рима через разбор 6 объектов

Погребальное искусство Древней Греции и Рима представляет собой увлекательный источник знаний о людях прошлого и их образе жизни. Оно позволяет по-новому взглянуть на то, как древние общества воспринимали смерть, память и идентичность. Ниже мы рассмотрим, что именно могут поведать нам эти артефакты.

Увековечение памяти о жизни посредством погребального искусства — древняя традиция, сохраняющая актуальность и в современном мире. Люди посещают могилы близких, воздвигают памятники в честь выдающихся личностей. В Древней Греции и Риме погребальные предметы и надгробные знаки отражали личные качества и социальный статус умершего. Эти памятники стали своеобразными «снимками» эпохи, демонстрирующими как индивидуальность человека, так и культурные ценности общества, в котором он жил.

История погребального искусства Древней Греции и Рима

Самые ранние примеры погребального искусства в Древней Греции восходят к эпохе минойской и микенской цивилизаций бронзового века (ок. 3000–1100 гг. до н. э.). Знатные представители этих обществ погребались в тщательно оформленных, декоративных гробницах, некоторые из которых сохранились до наших дней. Особенно выделяются толосы в Микенах — каменные усыпальницы, выполненные в форме гигантских ульев, являющиеся центром микенской культуры.

Вход в одну из самых обширных толос-гробниц в Микенах (Греция),  около 1250 г. до н. э.
Вход в одну из самых обширных толос-гробниц в Микенах (Греция), около 1250 г. до н. э.

Погребальное искусство греко-римского мира продолжало развиваться и видоизменяться вплоть до падения Римской империи в V веке н. э. На протяжении веков памятные объекты варьировались от простых каменных плит до величественных мраморных статуй. Определённые формы и стили характерны для разных исторических периодов, однако между эпохами и культурами часто наблюдается пересечение и взаимовлияние.

Ниже представлены 6 примеров памятного погребального искусства, охватывающих разные исторические этапы и культурные традиции Древней Греции и Рима.

1. Надгробная стела в Древней Греции

Фрагмент мраморной надгробной стелы (надгробного знака) гоплита (пехотинца), 525–515 гг. до н. э., Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Фрагмент мраморной надгробной стелы (надгробного знака) гоплита (пехотинца), 525–515 гг. до н. э., Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Надгробная стела (мн. ч. — стелы) — это тонкая вертикально установленная плита из камня, на верхней или лицевой стороне которой обычно вырезано изображение. Помимо гробниц бронзового века, надгробная стела — один из древнейших примеров погребального искусства в Древней Греции. Самые ранние стелы — известняковые плиты, обнаруженные при раскопках в Микенах, датируются XVI веком до н. э.

Первые стелы, как правило, украшались изображениями боевых сцен или охоты на колесницах. Однако уже к 600 г. до н. э. стиль исполнения таких памятников претерпел значительные изменения. Поздние стелы могли достигать двух метров в высоту и нередко покрывались живописными рельефами. Благодаря окраске они выглядели гораздо эффектнее, чем те бесцветные каменные артефакты, что дошли до наших дней: краска давно выцвела. Некоторые стелы стали настолько роскошными, что около 490 года до н. э. в Афинах был принят закон, запрещающий излишнюю декоративность подобных памятников.

Надгробная стела Гегесо, знатной афинянки, 410–400 гг. до н. э., Национальный археологический музей Афин
Надгробная стела Гегесо, знатной афинянки, 410–400 гг. до н. э., Национальный археологический музей Афин

Рельефные изображения на стелах включали разнообразные сюжеты. Среди часто встречающихся фигур были воины или атлеты — они представляли идеализированный облик покойного. Однако на некоторых стелах можно различить индивидуальные черты и особенности, указывающие на личность умершего. Например, найдена стела, на которой лицо изображённого человека имеет сломанный нос и опухший глаз — вероятно, это был боксёр.

Афинские стелы V века до н. э. демонстрируют удивительный переход к выражению эмоций в греческой скульптуре. По мере совершенствования мастерства ваятелей, их работы стали передавать всё более сложные выражения лиц и композиции. На стеле, представленной выше, Гегесо изображена сидящей со своей рабыней, выбирающей украшение из шкатулки. Мрачное настроение сцены и бытовая простота делают это изображение особенно трогательным.

2. Греческие вазы как надгробные знаки

Амфора с погребальными сценами, выполненная в геометрическом стиле, 720–710 гг. до н. э., Художественный музей Уолтерса, Балтимор
Амфора с погребальными сценами, выполненная в геометрическом стиле, 720–710 гг. до н. э., Художественный музей Уолтерса, Балтимор

Крупные вазы, используемые в качестве надгробий, были популярны в Древней Греции, особенно в Афинах и Аргосе, в период с 800 по 600 гг. до н. э. Некоторые из них имели отверстия в основании, сквозь которые вливали ритуальные подношения — жидкость попадала прямо в захоронение. Эти надгробные сосуды возникли параллельно с важной вехой в развитии греческой керамики — появлением геометрического стиля. Такие вазы украшались строго упорядоченными мотивами — прямыми линиями, зигзагами, треугольниками. Орнаменты, выполненные чёрным или красным цветом, повторялись по кругу, охватывая всю поверхность сосуда, что создавало запоминающийся визуальный эффект.

Афинские надгробные вазы содержали фигуративные сцены, чаще всего изображающие похороны или битвы, как в приведённом выше примере. В Аргосе использовалась другая иконография — изображения птиц, рыб, лошадей, рек и прочих элементов природы, отражающих особенности аргосского ландшафта.

Погребальный лекиф с изображением Танатоса (Бога смерти) и Гипноса (Бога сна), несущих тело воина в гробницу. Авторство приписывается «Художнику Танатоса», 435–425 гг. до н. э., Британский музей, Лондон
Погребальный лекиф с изображением Танатоса (Бога смерти) и Гипноса (Бога сна), несущих тело воина в гробницу. Авторство приписывается «Художнику Танатоса», 435–425 гг. до н. э., Британский музей, Лондон

В Афинах форма вазы зависела от пола умершего. Мужчинам ставили кратеры (широкие сосуды с двумя ручками и широким горлом), женщинам — амфоры (высокие сосуды с узким горлом и двумя ручками). Незамужним женщинам полагалась мраморная лутрофора — высокая, стройная ваза, использовавшаяся для воды при ритуальном омовении невесты перед свадьбой.

К V веку до н. э. наиболее распространённым надгробным сосудом стал лекиф — как в приведённом выше примере. Такие сосуды изготавливались в технике белофонной росписи, изображая сцены погребального обряда или бытовые сцены. Белофонная техника была более хрупкой и не выдерживала обжига, из-за чего сосуды создавались исключительно для ритуального использования, а не для быта. В античности этот стиль считался менее изысканным по сравнению с краснофигурной или чернофигурной росписью. Однако сегодня простота чёрных линий на белом фоне воспринимается как пример элегантного минимализма.

3. Надгробный курос в Древней Греции

Мраморная статуя надгробного куроса, 590–580 гг. до н. э., Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Мраморная статуя надгробного куроса, 590–580 гг. до н. э., Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Надгробный курос — тип погребальной статуи, ставший популярным в Древней Греции в архаический период (ок. 700–480 гг. до н. э.). Слово курос (мн. ч. курои) на древнегреческом означает «юноша», но также стало обозначением определённого вида скульптуры. Эти статуи представляют собой яркий пример того, как погребальное искусство пересекается с важным этапом в развитии всей греческой пластики — появлением свободностоящих фигур.

Образцом для куроев послужила египетская скульптура, изображавшая человеческое тело в застывших, симметричных позах. Египетские статуи, как правило, оставались прикреплёнными к монолитному блоку, из которого вырезались. Однако в Древней Греции искусство обработки камня достигло такого уровня, что мастера стали создавать полностью самостоятельные, свободностоящие фигуры, не нуждающиеся в опоре. Пример на изображении — один из самых ранних известных куроев.

Мраморный курос, посвящённый юному воину по имени Крозис, 530 г. до н. э., Национальный археологический музей Афин
Мраморный курос, посвящённый юному воину по имени Крозис, 530 г. до н. э., Национальный археологический музей Афин

Первые курои отличались крайне условной, стилизованной трактовкой — волосы напоминали бусины, а торсы были упрощёнными. Но уже спустя полвека появляется так называемый Курос из Анависсоса, в котором наблюдается значительный прогресс: черты лица и анатомические детали стали гораздо реалистичнее, хотя волосы ещё не утратили схематичности.

Большинство надгробных куроев не предназначались для портретного сходства с покойным. Обычно они сопровождались постаментом с надписью, в которой указывались сведения о человеке. Статуя возвышалась над могилой как памятный знак и одновременно — как символическое изображение достоинств умершего. Женский аналог куроса — кора — появился чуть позже. Женские фигуры изображались в драпированных одеждах, поскольку нагота женщин в архаической греческой культуре считалась неприемлемой. Кора возникла позднее ещё и потому, что изображать складки ткани было значительно сложнее, чем обнажённое тело.

4. Саркофаг в Древнем Риме

Мраморный саркофаг Луция Корнелия Сципиона Барбата, 280–270 гг. до н. э., Ватиканские музеи, Ватикан
Мраморный саркофаг Луция Корнелия Сципиона Барбата, 280–270 гг. до н. э., Ватиканские музеи, Ватикан

Погребальные обычаи Древнего Рима во многом восходят к традициям Древней Греции. Особенно ярко это прослеживается в примере саркофагов. Саркофаг — это гроб, вырезанный из камня, который обычно устанавливался над землёй, внутри погребального сооружения. В Греции архаического периода саркофаги и надгробные памятники отличались декоративностью. Примерно в то же время в Италии аналогичные саркофаги создавали этруски — коренное население Аппенинского полуострова. Ранние римские образцы, напротив, были довольно простыми.

Ситуация изменилась в III веке до н. э., когда аристократическая семья Сципионов ввела моду на украшенные саркофаги. Их обширная родовая усыпальница имела богато оформленный фасад, украшенный статуями членов семьи, помещёнными в отдельные ниши. Внутри располагались искусно вырезанные саркофаги, такие как саркофаг Сципиона Барбата, изображённый выше. Барбат был прадедом знаменитого Сципиона Африканского, полководца, победившего Карфаген в Пунических войнах.

Крышка римского саркофага с изображением лежащей пары в образах олицетворений Воды и Земли, 220 г. н. э., Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Крышка римского саркофага с изображением лежащей пары в образах олицетворений Воды и Земли, 220 г. н. э., Метрополитен-музей, Нью-Йорк

К концу периода Римской республики даже вольноотпущенники стали заказывать себе декоративные саркофаги. Однако только в эпоху Империи портреты стали повсеместным элементом оформления. Они изображались либо в виде рельефов на боковой панели, либо в виде лежащей фигуры на крышке. Портрет придавал саркофагу индивидуальность, а также свидетельствовал о высоком социальном статусе, ведь его изготовление требовало значительных затрат.

Тематика изображений на саркофагах часто зависела от пола умершего. Мужчинам предназначались сцены сражений или охоты, взятые из мифологии, подчёркивающие их доблесть и героизм. Женщинам — образы физической красоты и богинь, например, Венеры. Предполагается, что мастера пользовались своеобразными альбомами-шаблонами, поскольку многие сцены повторяются на разных саркофагах. Производство саркофагов стало важной отраслью в экономике Римской империи, а изделия мастеровых распространялись на обширные территории.

5. Римский надгробный рельеф

Фрагмент погребального рельефа из мавзолея Хатериев, изображающий строительство храма Исиды в Риме, II век н. э., Ватиканские музеи, Ватикан
Фрагмент погребального рельефа из мавзолея Хатериев, изображающий строительство храма Исиды в Риме, II век н. э., Ватиканские музеи, Ватикан

Надгробные рельефы в Древнем Риме украшали внешние стены усыпальниц и почти всегда сопровождались эпитафиями. На рельефах традиционно изображались сцены, имевшие личное значение для покойного. Мавзолей семьи Хатериев, приведённый выше, демонстрирует это на монументальном уровне.

Хатерии были семьёй строителей, и во II веке н. э. они возвели в Риме обширную семейную гробницу. Внешние панели были тщательно вырезаны с изображением строительных механизмов — таких как краны, — и зданий, в возведении которых семья принимала участие. Среди них — храм Исиды (на изображении выше) и Колизей. Таким образом, погребальные рельефы Хатериев стали одновременно памятником и демонстрацией профессиональных достижений семьи — своего рода гордым заявлением о себе.

Надгробный рельеф, посвящённый двум вольноотпущенникам — Публию Лицинию Филоникусу и Публию Лицинию Деметрию, 30–10 гг. до н. э., Британский музей, Лондон
Надгробный рельеф, посвящённый двум вольноотпущенникам — Публию Лицинию Филоникусу и Публию Лицинию Деметрию, 30–10 гг. до н. э., Британский музей, Лондон

Популярным элементом надгробных рельефов были портретные изображения умерших. Примечательно, что значительная часть таких рельефов принадлежала именно вольноотпущенникам — мужчинам и женщинам, получившим свободу. Причин этому, вероятно, несколько. Во-первых, многие стремились обозначить свою индивидуальность — особенно важно это было для людей, долгое время бывших рабами. Надпись и изображение, открытые взору общества, закрепляли новую личность.

Во-вторых, такие рельефы могли быть своеобразным празднованием обретённой независимости. Часто на них изображались члены семьи, в том числе дети. В отличие от рабов, вольноотпущенники могли иметь законных детей, и изображение этих детей служило гордым утверждением их легитимности.

Кроме того, портрет также был знаком богатства. Многие бывшие рабы после освобождения добивались финансового успеха. Роскошно украшенная гробница становилась наглядным проявлением их достатка и нового социального статуса.

6. Позднеримская роспись катакомб

Катакомбы на Виа Латина в Риме, IV век н. э., Web Gallery of Art, Вашингтон, округ Колумбия
Катакомбы на Виа Латина в Риме, IV век н. э., Web Gallery of Art, Вашингтон, округ Колумбия

Термин «катакомбы» происходит от греческого слова Катакумбас — так называлось кладбище при церкви Святого Себастьяна на Аппиевой дороге в Риме. Здесь находились подземные камеры, в которых ранние христиане хоронили своих умерших. Впоследствии этим словом стали обозначать все подобные подземные захоронения. В стенах камер вырезались ниши (локулы), куда помещали от одного до трёх тел, а затем закрывали каменной плитой.

Галереи и арки в катакомбах, принадлежавших знатным людям — мученикам, епископам, аристократам — нередко украшались настенными росписями. Многие из них датируются IV веком н. э. — временем, когда христианство стало официальной религией Римской империи. Эти росписи представляют собой важное свидетельство перехода от язычества к христианству.

Фреска из катакомб на Виа Латина: воскрешение Лазаря, IV век н. э., Web Gallery of Art, Вашингтон, округ Колумбия
Фреска из катакомб на Виа Латина: воскрешение Лазаря, IV век н. э., Web Gallery of Art, Вашингтон, округ Колумбия

Раннее христианское погребальное искусство нередко использовало те же художественные приёмы и образы, что и языческое. Поэтому границу между ними провести бывает непросто. Например, образ Орфея — пророка из древнегреческой мифологии — стал ассоциироваться с Христом. Сцены с пастухом и стадом приобрели новое, христианское значение как аллюзия на Христа-пастыря.

Катакомбы под улицей Виа Латина были обнаружены в 1950-х годах. Точная принадлежность этих захоронений неизвестна, но археологи считают, что они принадлежали частным лицам, а не духовенству. В этих катакомбах на стенах соседствуют изображения Геракла — героя греческой мифологии — с ярко выраженными христианскими сюжетами. Одна из таких фресок изображает сцену воскрешения Лазаря — евангельский эпизод из Нового Завета.

Археология и погребальное искусство Древней Греции и Рима

Немецкий археолог Генрих Шлиман во время раскопок Львиных ворот в Микенах, 1874 год. Фото: Southwestern University
Немецкий археолог Генрих Шлиман во время раскопок Львиных ворот в Микенах, 1874 год. Фото: Southwestern University

Погребальное искусство Древней Греции и Рима — одна из самых устойчивых и сохранившихся форм художественного выражения античного мира. Это объясняется прежде всего использованием долговечных материалов, таких как известняк, мрамор и терракотовая керамика. Благодаря этому археологические раскопки дали возможность обнаружить памятники погребального искусства, начиная с бронзового века и вплоть до падения Древнего Рима.

Такая протяжённость хронологических рамок позволила исследователям проследить эволюцию художественных стилей и техник в раннем западном искусстве.

Таким образом, погребальное искусство античности представляет собой исключительно ценный источник для археологии. Оно не только даёт возможность заглянуть в личную историю отдельного человека и особенности его жизни, но и служит отражением более широкой картины развития искусства и культуры древнего мира.