Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

10 увлекательных древнегреческих скульптур, которые вы должны знать

Оглавление

Древнегреческая скульптура — это увлекательное исследование человеческой формы, динамических поз и выражения эмоций. Вот десять греческих скульптур, которые вам следует знать.

Скульптура была одной из важнейших форм искусства в Древней Греции. Материалы, техники и темы развивались с первого тысячелетия до нашей эры до времен Римской империи. Греческие скульпторы создавали поразительные изображения монстров и фантастических существ, таких как сфинксы и горгоны. Но их очарованность человеческой формой была тем, что двигало эту форму искусства. Скульптуры богов, мифологических персонажей, спортсменов и людей полны восхищения человеческим телом, красотой, гармонией и равновесием. Древнегреческая скульптура оставила неизгладимый след в истории человечества. В этой статье рассматриваются десять самых важных греческих скульптур.

1. Кроисос Курос

Надгробный камень молодого человека по имени Кроисос, найденный в Анависсосе, Аттика, Греция, около 550 г. до н. э. Источник: Археологический музей Афин (N3851)
Надгробный камень молодого человека по имени Кроисос, найденный в Анависсосе, Аттика, Греция, около 550 г. до н. э. Источник: Археологический музей Афин (N3851)

На первый взгляд эта статуя молодого человека, Кройсоса, может показаться жесткой, неестественной и негибкой. Однако значение этой работы заключается в мелких деталях, которые указывают на переход от гораздо более ограниченного стиля раннего архаического периода . Эта скульптура все еще имеет некоторые характеристики ранних архаических скульптур молодых людей, известных как « курос ». У нее такое же отсутствие движения. Руки по бокам выглядят безжизненными, а поза неестественной. Даже выражение лица характерно архаичное, с легкой улыбкой. Но голова круглее, мускулы более выражены, а прическа более детализирована. Стойка также отличается. Вес фигуры слегка смещен на одну ногу, что является шагом к более реалистичному и динамичному представлению мужского тела.

Kroisos Kouros. Источник: Археологический музей Афин (N3851)
Kroisos Kouros. Источник: Археологический музей Афин (N3851)

Kroisos Kouros , также известный как Anavysos Kouros , датируется примерно 530 г. до н. э. Это был надгробный памятник молодому человеку по имени Kroisos, который был убит в битве. На основании статуи написано: «Остановитесь и оплакивайте возле памятника Kroisos, которого Арес уничтожил на передовой». Его семья, без сомнения, воздвигла статую, чтобы оплакать его потерю, но также и чтобы почтить его храбрость. Эта мраморная статуя имеет высоту 194 см.

Кроисос Курос был незаконно выкопан в начале 20-го века. Грабители могил распилили скульптуру пополам, чтобы облегчить транспортировку. Линия разреза все еще видна поперек туловища.

2. Дельфийский возничий

Дельфийский возничий, ок. 470-х гг. до н. э. Источник: Археологический музей Дельф.
Дельфийский возничий, ок. 470-х гг. до н. э. Источник: Археологический музей Дельф.

Датировка древнегреческой скульптуры может быть спорной, и часто намеренно приводятся довольно свободные годы. Это не относится к Дельфийскому возничему. Датировка этой скульптуры может быть сделана с исключительной точностью. Это связано с тем, что Дельфийский возничий был раскопан около храма Аполлона в Дельфах вместе с двумя надписями. Одна из них включает имя посвятившего, Полизалоса, который был тираном Гелы на Сицилии. Надпись также указывает причину возведения этой статуи: празднование победы в гонке на колесницах на Пифийских играх в Дельфах. Эти факты позволяют довольно точно датировать скульптуру 478-470 гг. до н. э.

Скульптура в натуральную величину изначально была частью гораздо более крупной группы. Стоя в колеснице, молодой человек держал вожжи четырех лошадей, ныне утерянных. Дельфийский возничий может показаться красивым в довольно общем смысле. Поразительно, но все же немного жестко и холодно. При более близком рассмотрении обнаруживается, что скульптура имеет несколько деталей, которые делают ее индивидуальной. Поза, которая на первый взгляд кажется полностью фронтальной, на самом деле слегка повернута. Голова несколько смотрит вправо, и одна нога шагает шире другой, немного открывая позу.

Гонки на колесницах были одним из самых почитаемых и уважаемых событий на Панэллинских играх. Только аристократы и богатые могли позволить себе иметь лошадей и отправлять их на скачки. Выражение лица возничего кажется спокойным и сосредоточенным, запечатлевая момент перед началом гонки. Эта работа обладает силой переносить нас во времена Пифийских игр в Дельфах более 2000 лет назад.

3. Дискобол

Копия Дискобола, римская копия, ок. II в. н.э. Источник: Британский музей (1805,0703.43)
Копия Дискобола, римская копия, ок. II в. н.э. Источник: Британский музей (1805,0703.43)

Греческое понятие «каллос» (κάλλος) относится к идее красоты, не только физической, но и совершенства во всех областях. В Древней Греции красота высоко ценилась и считалась неотъемлемым качеством человеческого характера и поведения. Каллос включал в себя такие качества, как моральная добродетель, гармония и равновесие. Одним из способов передать эту идею в искусстве была тема спортсменов. Греческие мужчины-спортсмены примерно с 7 века до н. э. изображались без одежды, олицетворяя идеалы атлетизма, красоты и физического совершенства.

Дискобол , также известный как метатель диска, прекрасно иллюстрирует это чувство. Он изображает спортсмена , готовящегося бросить диск. Молодой мужчина запечатлен в динамичной и атлетической позе, которая уравновешивает красоту и симметрию его тела с грубой силой его мышц.

Дискобол приписывается скульптору Мирону. Произведение известно по пяти основным копиям, поскольку оригинал утерян. Из этих пяти наиболее близкой к оригинальной работе считается та, что находится в музее Терме в Риме. Оригинал, вероятно, был создан из бронзы, а не мрамора, и был изготовлен около 450 г. до н. э. Считается, что Мирон создал скульптуры для нескольких героев-атлетов. Благодаря увлечению римских завоевателей греческим искусством они заказали многочисленные копии оригинальных греческих работ. Во многих случаях это единственный способ, которым мы можем наслаждаться многими из этих произведений искусства сегодня. Выше представлена ​​римская копия скульптуры, которая была неправильно восстановлена, поскольку у оригинала голова была повернута назад.

4. Афродита Книдская

Одна из многих римских копий Афродиты Книдской, изначально созданная Праксителем в IV веке до н. э. Источник: Museo Nazionale Romano
Одна из многих римских копий Афродиты Книдской, изначально созданная Праксителем в IV веке до н. э. Источник: Museo Nazionale Romano

Афинский скульптор Пракситель, пожалуй, наиболее широко признан как индивидуальный творческий художник. Художнику приписывают несколько стилистически очень разных работ. Многие литературные источники, описывающие его работы, уже циркулировали в древние времена. Работы Праксителя включают несколько атлетов, божеств и мифологических персонажей. Многие из работ его обширной карьеры были перевезены в Рим.

Одним из самых узнаваемых образцов творчества Праксителя является Афродита Книдская . Она известна примерно по 60 копиям, фрагментам и уменьшенным версиям из мрамора, терракоты и бронзы, что доказывает, насколько популярной была эта скульптура в древние времена. Оригинал был создан как культовый объект, высеченный из мрамора, для храма Афродиты в Книдосе, расположенном на юго-западном побережье современной Турции. Скульптура оставалась там, пока не была отправлена ​​в Константинополь в 393 году н. э. Затем она вскоре была утеряна. Полноразмерные копии имеют высоту около двух метров и были найдены в разных местах Италии, Испании и Греции.

Слегка опущенная голова Афродиты, скромно опускающей взгляд после того, как ее застали во время купания, оказала большое влияние на то, как изображают женщин в западном искусстве. Вуайеристская ролевая игра между эротизмом и целомудрием вдохновляла художников до наших дней. Как первое в истории изображение женщины без прикрывающей одежды, эта работа вызвала скандал в древнегреческом мире. Это определенно не было тем, как люди привыкли видеть Афродиту.

5. Бронзовая статуя Зевса (Посейдон) с мыса Артемисион

При входе в выставочный зал Археологического музея Афин в Греции нельзя не заметить статую Зевса Артемисиона. Расположенная в центре зала, ее пропорции впечатляют с любого ракурса. Скульптура имеет высоту 209 см с размахом рук в 210 см, который поражает воображение. Скульптор искусно изобразил анатомию человека, точно передав мускулатуру и физичность мужской фигуры. Но симметрия и гармония произведения — иллюзия. При более внимательном рассмотрении становится очевидно, что длина рук по отношению к телу анатомически неверна. Тем не менее, натурализм и динамизм позы впечатляют.

Артемисион Зевс датируется 460-450 гг. до н. э. Это свидетельство развития бронзовой скульптуры в классический период . С его далеко идущей, вытянутой позой этот тип скульптуры было бы невозможно выполнить в мраморе. Однако развитие так называемой «техники потерянного воска» в бронзовой скульптуре сделало возможным создание таких произведений, как Артемисион Зевс. Статуя была обнаружена в 1926 году у берегов мыса Артемисион на острове Эвбея в Греции.

Хотя в этой статье используется термин Артемисион Зевс, скульптура также известна под именем другого бога, Посейдона. Почему возникли противоречия? Ну, вытянутая правая рука бога держала предмет, но из руки не совсем ясно, что именно. В случае Зевса это была бы молния, которую он держал как бейсбольный мяч. В случае Посейдона рука держала бы трезубец. Классические археологи и историки искусства расходятся во мнениях относительно того, какое объяснение более вероятно. В любом случае уровень художественного мастерства показывает высокое качество посвящений статуй в древнегреческих храмах. Артемисион Зевс дает нам уникальный взгляд на то, как переплетались искусство, религия и культура в Греции.

6. Венера Милосская

Афродита Мелосская, или Венера Милосская, является одной из самых известных греческих скульптур. Она также входит в число самых любимых в коллекции Лувра. Венера Милосская была найдена в 1820 году на небольшом греческом острове Мелос. Есть несколько причин, по которым эта скульптура так известна. Одна из них — умный маркетинг музея. Однако другие интересные аспекты принесли Венере Милосское место одной из самых великолепных греческих скульптур эллинистической эпохи. В эллинистический период Мелос не был значительным городом-государством. Вместо этого он был небольшим традиционным греческим полисом. Тем не менее, он мог оказаться в центре динамичного изменения стиля в скульптуре, как подтверждает Венера Милосская.

Венера Милосская сочетает в себе различные стили скульптуры так искусно, что ученые изначально были убеждены, что она принадлежит к классическому периоду. Но прекрасно выполненная драпировка определенно эллинистическая. Хотя даже такие известные скульпторы, как Пракситель, иногда копировали работы, Венера Милосская является оригинальным творением. Интересно, что скульптура была найдена внутри эллинистического гимназия. Это были места для спортивных или военных тренировок, но также были образовательными и культурными учреждениями, где преподавались новые предметы, такие как философия. Женственную Афродиту часто называют богиней любви, но в контексте гимназии у нас появляется новый взгляд на то, насколько широкими были ее влияние и масштаб в эллинистическом обществе.

7. Фавн Барберини

В архаический и классический периоды скульптура в основном демонстрировалась в религиозных или памятных местах, таких как храмы или места захоронений. Но в эллинистический период все изменилось. Статуи начали украшать частные пространства, такие как дома, сады, клубы и библиотеки. Больше не было нужды быть робкими; смелые, даже шокирующие темы стали популярными. Эрос , бог сексуальной любви, известен по нескольким работам.

Это очевидно в случае с Афродитой. Изображения Афродиты в классический период предпочитали подчеркивать виртуозность богини. Но в случае с Афродитой Книдской мы видим богиню в совершенно новой перспективе, что было бы немыслимо раньше. Мы знаем сатиров как диких звероподобных существ, которые сопровождают Диониса на диких вечеринках. На вазовых картинах они участвуют во всех видах сексуальных эскапад. Но есть что-то новое в «Фавне Барберини», скульптуре спящего пьяного сатира. Она открыто сексуальна, даже вульгарна. Произведение датируется вторым веком до нашей эры и в настоящее время находится в Мюнхене.

Скульптура была найдена в Риме в 1620 году и была сильно повреждена, отсутствовала правая нога и часть головы. Хотя мужская нагота не была чем-то новым в греческом искусстве, откровенная сексуальность позы была чем-то, чего раньше не видели. Поза сатира, лежащего в забвении, прямо приглашает зрителя к роли вуайериста.

8. Группа Лаокоон

Группа Лаокоона, Рим, ок. 40-30 гг. до н.э. Источник: Музей Ватикана (кат. 1059).
Группа Лаокоона, Рим, ок. 40-30 гг. до н.э. Источник: Музей Ватикана (кат. 1059).

Римский писатель и историк Плиний Старший описывает, как увидел скульптуру во дворце императора Тита, которая превосходила все, что он видел раньше. Статуя изображала мифологическую фигуру Лаокоона, троянского жреца, и его двух сыновей, борющихся в объятиях змей. В 1506 году недалеко от места, которое описал Плиний, была обнаружена фантастическая мраморная группа. Шедевр, созданный тремя родосскими скульпторами, сразу же оказал невероятное влияние на художников эпохи Возрождения. Фактически, Микеланджело присутствовал при раскопках группы Лаокоона.

Группа Лаокоон демонстрирует невероятное мастерство в передаче экстремальных эмоций, провоцировании движения и представлении подробной анатомии человека. Переплетенные тела Лаокоона и его сыновей передают чувство агонии и отчаяния, которое продолжается в выражениях их лиц. Скульптура рассказывает всю историю их борьбы. Ведутся споры о том, была ли группа Лаокоон создана греческими скульпторами на Родосе или скульпторы проживали в Италии. Но стиль, несомненно, эллинистический.

Широкое увлечение группой Лаокоон заключается не только в ее художественных достоинствах. Группа Лаокоон заслужила свое место среди самых знаменитых и изученных древнегреческих скульптур в истории искусства, потому что она была доступна посетителям на протяжении столетий. В рамках своих «Больших туров» в XVII и XVIII веках многочисленные европейцы имели возможность увидеть ее. Группа Лаокоон вдохновила бесчисленное множество великих писателей, художников, скульпторов и других деятелей искусства.

9. Ника Самофракийская

Ника Самофракийская, ок. 200-190 гг. до н.э. Источник: Лувр
Ника Самофракийская, ок. 200-190 гг. до н.э. Источник: Лувр

В древнегреческом искусстве богиня Победы Ника обычно находилась рядом с богиней Афиной. Но в случае Ники Самофракийской она изображена величественно одна. Скульптура также известна как Крылатая Победа Самофракийская, описывая дух момента, в память о котором была создана скульптура. Скульптура изображает Нику, которая только что грациозно приземлилась с крыльями, все еще находящимися в воздухе, на палубе корабля, чтобы объявить о победе. Богиня одета в ниспадающее длинное платье-гиматий с поясом, ткань которого облегает ее тело. Эффект одновременно чувственный и драматичный.

Высота скульптуры Ники составляет 275 см, а вместе с основанием — более 550 см. Она была обнаружена в 1863 году на острове Самофракия в северной части Эгейского моря. Стилистически датировка скульптуры проблематична, поскольку она смешивает традиционные элементы с более новыми. В середине II века до н. э. возрождение классицизма стало типичным для скульптуры и эллинистического искусства в целом. Ника Самофракийская, вероятно, датируется примерно 200–190 гг. до н. э.

В настоящее время статуя выставлена ​​в Лувре в Париже, где она встречает миллионы посетителей на вершине главной лестницы. В рамках запроса на репатриацию нескольких культурно значимых памятников греческое правительство также запросило вернуть Нику Самофракийскую в Грецию, но пока безуспешно. Афинянам остается любоваться копией оригинала на одной из самых загруженных станций метро города.

10. Кулачный боец на отдыхе

Отдыхающий Кулачный боец, Национальный музей (Палаццо Массимо), Рим, ок. 4 или 3 в. до н.э. Источник: Музей Метрополитен
Отдыхающий Кулачный боец, Национальный музей (Палаццо Массимо), Рим, ок. 4 или 3 в. до н.э. Источник: Музей Метрополитен

Развитие греческого искусства было тесно связано с религией с раннего железного века до конца классического периода в IV веке до н. э. Однако, приближаясь к так называемому эллинистическому периоду, роли богов и богинь часто заменялись монархами, могущественными царями и императорами. Благодаря расширению греческого мира под руководством Александра Македонского, новые культурные влияния заменили старые. Поскольку монархи теперь были покровителями искусств, они стали центром художественного производства.

«Отдыхающий Кулачный боец», также известный как «Кулачный боец из терм» или «Кулачный боец Квиринала» — бронзовая скульптура, датируемая примерно IV или III веком до н. э. Она была обнаружена в 1885 году во время строительных работ около терм Константина на Квиринальском холме в Риме, Италия. В настоящее время статуя экспонируется в Музее терм в Риме.

«Кулачный боец на отдыхе» — это изображение в натуральную величину измученного и раненого кулачного бойца. Он сидит, слегка приподняв голову, словно прося о пощаде. Его истощение и страдания показаны с невероятной реалистичностью. У него избитое лицо, опухшие уши и синяки. Наряду с его физическими ранами, его психологические пытки явно представлены. Хотя он мускулистый и сильный, он также уязвим. Это было полной противоположностью идеализированной красоте более ранних атлетических скульптур. Вероятно, он был создан с драматической целью, и даже сегодня эта работа все еще может вызывать глубокие эмоции.