Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Обиженная царица Спарты или постыдная история блудницы: кем была Елена Троянская

Оглавление

Елена Троянская прославилась своей красотой и ключевой ролью в Троянской войне, но ее истинный характер остается неуловимым.

Аттическая чернофигурная амфора, изображающая Менелая, покидающего Трою с Еленой, 6 век до н. э., Antikensammlung, Берлин
Аттическая чернофигурная амфора, изображающая Менелая, покидающего Трою с Еленой, 6 век до н. э., Antikensammlung, Берлин

— Это было то лицо, которое спустило на воду тысячу кораблей?

Эта цитата, вероятно, самое известное описание Елены Троянской. Но оно исходит не от древнего поэта. На самом деле оно взято из пьесы Кристофера Марло «Доктор Фауст» 16 века, написанной более чем через тысячи лет после первого литературного появления Елены в «Илиаде» Гомера. Таким образом, история Елены Троянской выдержала испытание временем. Елена — персонаж, который очаровывал и привлекал на протяжении веков, от эпической поэзии Гомера до голливудских фильмов.

Дайан Крюгер в роли Елены Троянской в ​​голливудском фильме 2004 года «Троя», Evening Standard
Дайан Крюгер в роли Елены Троянской в ​​голливудском фильме 2004 года «Троя», Evening Standard

Но почему характер Елены такой стойкий? Очаровывает ли ее невероятная красота или ее роль в одной из самых известных кровопролитных войн в древней истории? Или, может быть, дело в том, что «настоящая» Елена остается неуловимой – была ли она жертвой жестокого похищения, или же она была изменщицей, неосторожные желания которой привели к гибели многих тысяч людей?

Елена Троянская в греческой мифологии

Мраморный бюст Елены Троянской с яичной скорлупой работы Антонио Кановы, после 1812 года, Музей Виктории и Альберта.
Мраморный бюст Елены Троянской с яичной скорлупой работы Антонио Кановы, после 1812 года, Музей Виктории и Альберта.

Согласно самым ранним мифологическим текстам Елена была дочерью Зевса и богини Немезиды. Однако наиболее распространенная история ее происхождения гласит, что она была дочерью Зевса и Леды, этолийской принцессы, ставшей царицей Спарты. Леду, великую красавицу, посетил Зевс в образе лебедя. Истории различаются относительно того, изнасиловал ли Зевс или соблазнил Леду, но результатом стали Елена и ее брат Поллукс, родившиеся из яйца. Леда одновременно родила Клитемнестру и Кастора естественным путем в браке со спартанским царем Тиндареем.

В одной мифологической истории Елену в юности похищает Тесей, а затем спасают ее братья-близнецы Кастор и Поллукс. Этот эпизод, возможно, является началом ее последующего путешествия в Трою.

Чернофигурная амфора с изображением Суда Париса, VI век до н.э., Метрополитен-музей.
Чернофигурная амфора с изображением Суда Париса, VI век до н.э., Метрополитен-музей.

Путешествие Елены в Трою начинается со состязания трех богинь. Парис, троянский принц, предстает перед Герой, Афиной и Афродитой с задачей решить, кто из них прекраснее. Каждая богиня предлагает дар что бы повлиять на решение Париса. Но именно Афродита покоряет его своим предложением - предоставить любовь самой красивой женщины в мире, Елены Спартанской.

Вскоре Парис отправляется в Спарту, где Елена живет замужем за царем Менелаем. Менелай с большим гостеприимством относится к Парису. Но в день своего отъезда Парис в последний момент приводит Елену на борт своего корабля, и они вдвоем уплывают в сторону Трои, на западном побережье современной Турции. Греческий флот отправился в Трою, решив отомстить за честь Менелая и вернуть его супругу. Так начались 10 долгих лет Троянской войны.

Елена Троянская у Гомера

Карта гомеровского мира, составленная Колумбийским университетом.
Карта гомеровского мира, составленная Колумбийским университетом.

Граница между мифами и историей была сильно размыта в древнегреческом мире. Некоторые утверждают, что эпическая поэзия Гомера могла бы стать точкой, в которой миф становится историей. Если это так, то именно в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера Елена выступает как историческая героиня. Историки расходятся во мнениях относительно того, действительно ли имела место Троянская война, но есть археологические свидетельства того, что какое-то разрушительное событие произошло в Трое около 1200 г. до н.э.

«Илиада», написанная в VIII веке до нашей эры, представляет собой поэму о тяжелейшем эпизоде ​​Троянской войны. Интересно, что Елена, сыгравшая ключевую роль в начале войны, на самом деле появляется лишь в трёх эпизодах поэмы.

Рельеф Гандхарского троянского коня, II век нашей эры, Британский музей.
Рельеф Гандхарского троянского коня, II век нашей эры, Британский музей.

Елена ткет гобелен, изображающий сцены войны. При этом троянские старейшины обсуждают ее невероятную, божественную красоту. Как женщина, которая покорно ткет дома и к тому же красива на вид, она представлена ​​как воплощение женского идеала в древнем греческом мире.

На протяжении всего произведения Елена подчеркнуто переживает огромный стыд, который она испытывает за то она навлекла на Трою бедствие. Она также выражает заметное чувство сожаления по поводу того, что оставила своего бывшего мужа Менелая, и даже называет себя падшей.

Чернофигурная амфора, изображающая Менелая, покидающего Трою с Еленой , 6 век до н. э., Музей Метрополитена.
Чернофигурная амфора, изображающая Менелая, покидающего Трою с Еленой , 6 век до н. э., Музей Метрополитена.

В «Одиссее» Елена появляется спустя годы после окончания Троянской войны. Все победившие греки вернулись домой, а Менелай вернул Елену в Спарту. В Одиссее она послушная жена, отвечающая их канонам.

Однако, когда Менелай рассказывает о своей роли в эпизоде ​​с Троянским конем, Елена предстает с другой стороны. Предполагается, что она помогла с обманом троянцев, и заставила их пропустить в город деревянного коня и вручила победу грекам.

Таким образом, у Гомера мы видим Елену, обладающую всеми качествами греческой женщины, глазами мужчины. Она послушна и красива, но также склонна к обману и "безнравственности", с их точки зрения.

Елена Троянская у Еврипида

Бюст Еврипида , I век нашей эры, Музей изящных искусств, Будапешт.
Бюст Еврипида , I век нашей эры, Музей изящных искусств, Будапешт.

Еврипид был греческим драматургом, написавшим ряд трагедий в V веке до нашей эры. Он считает Елену очаровательным персонажем, поскольку она появляется не менее чем в 3 его пьесах.

И в «Троянских женщинах», и в «Оресте» Елена осуждается за свою роль в Троянской войне. Критика в ее адрес особенно резка в «Троянских женщинах», где после войны Елена приговорена к смерти своим бывшим мужем Менелаем. Когда она умоляет о пощаде, именно женщина, царица Трои Гекуба, убеждает Менелая не щадить ее. Она утверждает, что Елена добровольно покинула Спарту вместе с Парисом. Гекуба также называет Елену манипулятивным оппортунистом, заявляя, что она отказалась бы и от Трои, и от Греции, если бы это соответствовало ее целям.

Табула Илиака , около I века нашей эры, каменный рельеф с выгравированным рассказом о падении Трои по Стесихору, Капитолийский музей.
Табула Илиака , около I века нашей эры, каменный рельеф с выгравированным рассказом о падении Трои по Стесихору, Капитолийский музей.

Однако в пьесе "Елена" Еврипид придерживается совершенно иного подхода. Здесь он следует версии, первоначально созданной поэтом Стесихором VI века до нашей эры, согласно которой Елена помещается в Египет на время Троянской войны. Тем временем в Трое вместо нее разрушительно действует призрак Елены, посланный богиней Герой.

В этой странной истории Еврипид, кажется, снимает с Елены всю вину за войну с Троей. Вместо этого она представлена ​​как пассивная фигура, чья репутация подчинена и обесчещена волей безжалостных и высокомерных богов.

Поэтому Еврипид исследует обе крайности с точки зрения виновности Елены. С одной стороны, она соучастница прелюбодеяния, а с другой — обиженный свидетель. Но можно ли найти другую, более убедительную версию Елены?

Елена Троянская и Сафо

Фреска Портрет Сапфо, помпейский стиль, около 55-79 гг. н.э., Национальный археологический музей Неаполя.
Фреска Портрет Сапфо, помпейский стиль, около 55-79 гг. н.э., Национальный археологический музей Неаполя.

Сафо была поэтессой-лириком с греческого острова Лесбос. В VII веке до нашей эры, она является одной из немногих поэтесс древнего мира, чьи произведения сохранились до наших дней. Сафо написала любовные стихи, посвященные как мужчинам, так и женщинам, а «Фрагмент 16» представляет собой стихотворение, в котором она сравнивает свой любовный интерес Анакторию с Еленой Троянской.

Бюст Сапфо, собрание Капитолийского музея, Италия.
Бюст Сапфо, собрание Капитолийского музея, Италия.

В стихотворении Сафо представляет Елену как женщину, которая является скорее субъектом желания, чем его объектом. Именно Елена активно покидает Менелая, а не Парис уводит ее против воли. Таким образом, Сафо дает Елене свободу действий, она не просто пассивный наблюдатель.

Сафо и Алкей, работа Лоуренса Альма-Тадема, 1881 год, Художественный музей Уолтерса.
Сафо и Алкей, работа Лоуренса Альма-Тадема, 1881 год, Художественный музей Уолтерса.

В отличие от Гомера и Еврипида, Сафо не осуждает Елену. Ее не описывают как постыдную падшую жену. Вместо этого она представлена ​​как женщина, испытавшая огромную любовь, которую нельзя было игнорировать. Несмотря на благородного мужа, единственного ребенка и любящих родителей в Спарте, она последовала зову своего сердца и пошла к Трое.

В этом описании Елены основное внимание уделяется силе любви и желания, которую поэт описывает как «величайшую красоту, которую может предложить земля». Для Сафо Елена не была ни шлюхой и не жертвой похищения, она была женщиной, которая глубоко влюбилась, хотя эта любовь имела ужасные последствия.

Елена Троянская в греческом и римском искусстве

Греческая ваза-амфора с изображением Елены, покидающей Трою, 6 век до н.э., Художественный музей Уолтерса.
Греческая ваза-амфора с изображением Елены, покидающей Трою, 6 век до н.э., Художественный музей Уолтерса.

С VII века до нашей эры афинские художники-вазописцы изображали на своих изделиях сцены из мифологии и эпической поэзии. Знаменитые персонажи, такие как Ахиллес, Геркулес и Одиссей, вскоре стали ключевыми источниками вдохновения. Неудивительно, что Елену Троянскую, женщину, прославившуюся своей выдающейся красотой, часто можно встретить как в греческом, так и в римском искусстве.

С появлением чернофигурной техники в росписи греческих ваз для отдельных деталей можно было добавлять небольшие участки белой краски. На картине на вазе выше изображена Елена с белоснежной кожей, что подчеркивает ее красоту и отличает ее от других фигур, но эта деталь также служит отсылкой к эпитету, который Гомер часто использовал для ее описания – «белорукая Елена».

Краснофигурная пелика с изображением Париса и Елены , V век до нашей эры, из Гарвардского художественного музея.
Краснофигурная пелика с изображением Париса и Елены , V век до нашей эры, из Гарвардского художественного музея.

Образы Елены, встречающиеся на вазах, фресках и каменных рельефах, по-видимому, отражают разнообразное представление ее характера в литературных источниках. В некоторых случаях, таких как роспись на вазе выше, она, кажется, развлекает Париса. Столь же распространены изображения того, что ее увезли в Трою против ее воли.

Этрусская погребальная урна с изображением похищения Елены, 150-100 гг. до н.э., из музеев Ватикана.
Этрусская погребальная урна с изображением похищения Елены, 150-100 гг. до н.э., из музеев Ватикана.

Погребальные урны и шкатулки часто украшались трагическими сценами из мифологии. Погребальная урна, изображенная выше, представляет собой этрусскую интерпретацию похищения Елены. Здесь ее загружают на корабль Париса вместе с другим его имуществом. Также показано, как ее поддерживают двое мужчин, как бы подчеркивая отсутствие у нее свободы.

Фреска Помпеи, изображающая Елену, покидающую Спарту (настенная живопись), 45-79 гг. н.э., Национальный археологический музей Неаполя.
Фреска Помпеи, изображающая Елену, покидающую Спарту (настенная живопись), 45-79 гг. н.э., Национальный археологический музей Неаполя.

История похищения часто встречается в римском искусстве. На этой настенной росписи в Помпеях Елена выглядит шокированной и дезориентированной, когда ее сопровождают или загоняют на корабль два раба. Присутствие солдата на заднем плане, как напоминание о ее недавнем пленении.

Рассмотрев некоторые разнообразные литературные и художественные образы Елены Троянской, невозможно разгадать «настоящую» Елену, особенно там, где она представлена глазами ​​мужчин через призму идеализации. Однако, возможно, именно Сафо наиболее честно представляет Елену. В ее стихотворении Елена не является ни жертвой, ни прелюбодейкой, вместо этого ей дали собственный голос, который признает последствия своих действий, но все же выбирает, что любовь превыше всего.

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Статьи публикуются ежедневно!

#история #троя #елена #парис #сафо #одиссея #гомер #идеал #боги #мифы #выбор #троянская война #искусство #спарта #греция #иллиада #евприд #помпеи