Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Мифы и реальность: Как Афина стала Минервой в римской религиозной традиции

Оглавление

Между Минервой и Афиной много сходств. Однако есть и некоторые явные различия между римскими и греческими богинями. Читайте, чтобы узнать больше, как греческая богиня войны и мудрости Афина была адаптирована в римской религиозной системе в виде Минервы, с акцентом на сходства и различия в их изображениях, функциях и культовых практиках. Особое внимание уделено этрусскому наследию Минервы, что придает ей уникальные черты, отличающие ее от греческого аналога. В статье анализируются также культурные и политические контексты, в которых эти богини стали символами военной победы и защиты своих городов, Афин и Рима, а также их роль в государственной и религиозной жизни своих цивилизаций.

Мраморная статуя Афины Промахос , Iв. н. э., Национальный археологический музей Неаполя (слева) и бронзовый бюст Минервы , Iв. н. э., Британский музей (справа)
Мраморная статуя Афины Промахос , Iв. н. э., Национальный археологический музей Неаполя (слева) и бронзовый бюст Минервы , Iв. н. э., Британский музей (справа)

Ассоциации между греческими и римскими богами очень хорошо известны, от Зевса и Юпитера до Афродиты и Венеры. Однако греко-римский пантеон богов не был просто системой прямых эквивалентов. За кажущимися сходствами скрывается глубинная сложность, которая, по большей части, лежит в раннем происхождении римских божеств.

Контакты Италии с греческой цивилизацией значительно усилились в VI веке до н. э., когда греки основали ряд колоний в Италии. Это принесло с собой мощное влияние греческой религии и ее божеств. Одно из самых мощных влияний было между Афиной, греческой богиней войны, и Минервой, римской богиней мудрости и войны. Хотя эти две богини имели сходства, они также были адаптированы для представления своих культур. Читайте дальше, чтобы узнать, чем они были похожи и чем отличались друг от друга.

Антефикс с изображением этрусской богини Юноны Соспиты , около 480 г. до н.э., Старый музей Берлина
Антефикс с изображением этрусской богини Юноны Соспиты , около 480 г. до н.э., Старый музей Берлина

Афина, греческая богиня войны

Чернофигурная ваза с изображением Афины в битве , VIв. до н.э., Музей Метрополитен
Чернофигурная ваза с изображением Афины в битве , VIв. до н.э., Музей Метрополитен

Одно из самых известных античных литературных изображений греческой богини Афины можно найти в «Илиаде» Гомера. Ее повторяющийся образ — греческая богиня, ожидающая битвы, одетая в полные доспехи, но также в прекрасную вышитую мантию. Этот образ демонстрирует увлекательный парадокс Афины. Она одновременно является греческой богиней женских навыков в ремесле и мужских навыков в войне..

Специфическим боевым навыком Афины была ее тактическая осведомленность в бою, которую она использовала, чтобы помогать своим избранным героям. Этот интеллект подчеркивает ее другую важную сферу влияния; она была греческой богиней мудрости. Эта связь с мудростью и знанием была приобретена при рождении. Афина чудесным образом родилась из головы Зевса после того, как он проглотил ее мать, Метиду. По-гречески метис означает «хитрый интеллект», а Афина является его потомком

Афина Паллада , Рене Буавэн, XVIвек, Музей Метрополитен
Афина Паллада , Рене Буавэн, XVIвек, Музей Метрополитен

Изображение греческой богини Афины в полном вооружении часто называют Афиной Промахос, что означает «Афина, которая сражается на фронте». Была известная бронзовая статуя Афины Промахос, созданная скульптором Фидием в V веке до н. э. Колоссальная статуя когда-то стояла на Акрополе Афин между Пропилеями и Парфеноном

Статуя Афины Промахос, созданная скульптором Фидием в V веке до н. э., была установлена на Акрополе Афин. К сожалению, она была разрушена в древности и не сохранилась до наших дней. Точные причины её утраты неизвестны, но предполагается, что она была повреждена или уничтожена в результате различных разрушений, включая возможные пожары, нападения или другие бедствия, произошедшие в поздней античности.
Некоторые описания и изображения этой статуи дошли до нас, что позволяет получить представление о её внешнем виде. Она изображала Афину в полном боевом облачении, с копьем в руке и щитом, и была одной из самых значимых скульптур древнегреческой эпохи.
-6

Афина Промахос обычно носит бронзовый шлем, откинутый назад на голове. В руке она держит копье. Сова, символ мудрости, часто присутствует рядом с ней. Возможно, самой важной частью ее доспехов является таинственная эгида. Эгида была либо бронзовым нагрудником, либо щитом с изображением Горгоны Медузы , голову которой подарил Афине герой Персей . Позже версию эгиды носили в битве Александр Македонский и многие римские императоры.

Афина, греческая богиня победы в войне

Храм Афины Ники , Карл-Фридрих Вернер , 1877, Музей Бенаки, Афины
Храм Афины Ники , Карл-Фридрих Вернер , 1877, Музей Бенаки, Афины

Другим распространенным проявлением воинственной Афины является Афина Ника. Афина Ника была богиней победы, в первую очередь победы на войне. Богиню часто изображали с крыльями, что позволяло ей устремляться к победе, когда наступал момент. Позже Ника отделилась от личности Афины и почиталась как отдельная богиня.

Красивый ионический храм Афины Ники был построен на юго-западной стороне Акрополя в Афинах около 420 г. до н. э. Считается, что в храме находилась деревянная культовая статуя богини. В одной руке она держала шлем, а в другой — ветвь гранатового дерева. Соответственно, это были символы войны и мира. Граждане Афин были преданы поклонению Афине Нике во время длительных периодов войны. Это было особенно актуально во время Пелопоннесской войны со Спартой , которая длилась с 431 по 404 г. до н. э.

Афина, защитница городов

Мраморная статуя Афины Полиас из Старого храма Акрополя , VI в . до н.э., Музей Акрополя, Афины
Мраморная статуя Афины Полиас из Старого храма Акрополя , VI в . до н.э., Музей Акрополя, Афины

Поклонение Афине Нике гражданами Афин демонстрирует еще один аспект сферы влияния Афины. Она считалась великой защитницей городов, особенно во времена войны и кризиса. Городом, с которым она была наиболее тесно связана, были Афины. Ни одно другое олимпийское божество не имело столь большого и могущественного города, названного в его честь.

В V веке до н. э. в результате строительной программы Перикла Акрополь стал самой важной частью города. Величественные храмы и мраморные сооружения были возведены известными архитекторами и скульпторами. Именно Афина правила этим почитаемым местом как Афина Полиас — богиня Акрополя. Девушки служили Афине и ее жрице на Акрополе на празднике Аррефории, как часть процесса инициации. Эти девушки, аррефоры , также установили ткацкий станок, который должен был соткать одеяние Афины для Великих Панафиней.

Афина и Панафинейский фестиваль

Мраморный рельеф сцены жертвоприношения из Панафинейского праздника, представленный на фризе Парфенона, 438–432 гг. до н.э., Британский музей.
Мраморный рельеф сцены жертвоприношения из Панафинейского праздника, представленный на фризе Парфенона, 438–432 гг. до н.э., Британский музей.

Панафинеи были праздником, который чествовал Афину и ее величайший момент в битве. Праздник проводился каждый год в день рождения Афины, около 15 июля . Но каждые четыре года проводился еще более масштабный праздник, Великие Панафинеи. Он включал в себя спортивные, поэтические и морские состязания, а также религиозные жертвоприношения. Каждый год на празднике культовой статуе Афины Полиас на Акрополе преподносили прекрасную мантию.

Этот халат, известный как пеплос , имел размеры около 2 на 1,5 метра, и на его создание ушло более девяти месяцев. Ткань была желтого и фиолетового цветов, и в нее были вплетены сцены величайшей победы Афины в битве. Во время войны между гигантами и олимпийцами Афина продемонстрировала свои самые устрашающие навыки в военном деле. Уступая только Зевсу во главе битвы, она успешно победила гигантов, позволив олимпийцам безраздельно властвовать.

Менрва, этрусская богиня войны

Апулийская краснофигурная ваза с изображением Минервы в образе Афины , 360–350 гг. до н. э., Музей Метрополитен
Апулийская краснофигурная ваза с изображением Минервы в образе Афины , 360–350 гг. до н. э., Музей Метрополитен

Минерва была не просто римским эквивалентом греческой богини Афины. Она была древней богиней, истоки которой лежат в коренном этрусском наследии Италии. Дочь Тина и Уни, короля и королевы этрусских богов, изначальное имя Минервы было Менрва. Считается, что префикс Men- связан с другими индоевропейскими словами, связанными с мыслью, такими как mens , латинское слово, означающее «разум». Здесь мы можем увидеть раннюю связь между Минервой и интеллектом, связывающую ее с Афиной.

Однако считается, что Менрва была как богиней войны, так и погоды, и ее часто изображают метающей молнии. Это явное отличие от Афины, которая никогда не ассоциировалась с погодой. Греческое влияние на итальянских мастеров в VI веке до н. э. привело к тому, что образ воинственной Менрвы постепенно стал ассоциироваться с Афиной. Римская государственная религия позже приняла ее как Минерву, богиню мудрости и войны.

Римская Минерва

Мраморная статуя Капитолийской триады , II в . н.э., Археологический музей Гвидония-Монтечелио
Мраморная статуя Капитолийской триады , II в . н.э., Археологический музей Гвидония-Монтечелио

Нет никаких свидетельств о Минерве в Риме до ее важного включения в Капитолийскую триаду. Это была божественная группа, состоящая из Юпитера, Юноны и Минервы, и снова была унаследована от этрусков. Считалось, что эти три божества занимали Капитолийский храм как защитники Рима.

Как и Афина на Акрополе, Минерве поклонялись на Капитолии, особенно во время войны. Сам храм был посвящен Триаде в первый год Республики, 509 г. до н. э. Он стал символом новообретенной свободы Рима от монархического правления . Уменьшенные версии храма также строились в провинциях, таких далеких, как Африка, после успешных кампаний вторжения. Победоносные полководцы, которым были вручены триумфальные шествия по Риму, направлялись к Капитолийскому храму. Здесь они приносили жертвы Минерве, Юноне и Юпитеру в благодарность за успехи в битве.

Минерва Богиня Войны

Геркулес и Минерва изгоняют Марса , Виктор Вольфоэт II , 1630-1640, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Геркулес и Минерва изгоняют Марса , Виктор Вольфоэт II , 1630-1640, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Поклонение богине войны Минерве стало очень популярным в республиканскую эпоху . Плиний Старший рассказывает нам, что Помпей , выдающийся политик и полководец, построил храм Минервы в Риме около 60 г. до н. э. Когда он вернулся из успешной военной кампании на востоке империи, он посвятил всю свою добычу богине в качестве обетного приношения.

Многие историки полагают, что Минерва начала затмевать Марса как божество войны ко времени поздней Республики. Фестиваль Квинкватр, проводимый каждый год 19 марта, знаменовал начало сезона кампании для армии. В ранней римской истории этот фестиваль был связан только с Марсом, но позже он был полностью посвящен Минерве. Фестиваль также эволюционировал, включив в себя литературные конкурсы, чтобы отразить связь Минервы с искусством. Ассоциацию, которую она унаследовала от своих связей с Афиной.

Минерва-победительница

Мраморная статуя крылатой Минервы Победоносной , II в . н.э., Остия Антика
Мраморная статуя крылатой Минервы Победоносной , II в . н.э., Остия Антика

Одним из самых важных эпитетов Минервы было Minerva Victrix, что означает Минерва-богиня Победы. Эта версия Минервы имеет четкие связи с греческой богиней Афиной Никой, поскольку обе они в первую очередь ассоциировались с победой в битве. В отличие от Афины Ники, Минерва-Победительница почти никогда не изображается в искусстве с крыльями. Однако есть одно важное исключение.

В 1910 году среди руин древнего города Остия была обнаружена прекрасная статуя крылатой богини. Хотя крылатая богиня Минерва была редкостью, крылатые божества часто встречаются в этрусском искусстве. Это привело археологов к предположению, что статуя была богиней войны Минервой, с намеками на ее этрусское происхождение.

Упоминания о Минерве Победоносной редко встречаются в римском искусстве и литературе. Однако ее культ стал очень популярен во II веке нашей эры во времена правления Домициана

Минерва и император Домициан

Мраморный бюст императора Домициана , XVIIIвек, частная коллекция
Мраморный бюст императора Домициана , XVIIIвек, частная коллекция

Одна из самых близких связей Минервы была с не слишком прославленным императором Домицианом, правившим Римом в 81–96 гг. н. э. Домициан считал Минерву своей особой божественной благодетельницей и восхищался ее тактическим мастерством в бою. В 82 г. н. э. он даже назвал в ее честь легион, Legio I Minervia. Этот легион сражался с изображением Минервы в качестве эмблемы и стал основной силой в войнах против германских племен.

Поэт Статий пишет о большой конной статуе Домициана, держащего в левой руке статуэтку Минервы. Статуя, по-видимому, когда-то занимала почетное место на Римском форуме, но до наших дней она не сохранилась. Домициан был жестоким и кровожадным правителем, который регулярно убивал своих политических оппонентов. После его смерти Сенат постановил, что память о его правлении должна быть стерта. В процессе, известном как damnatio memoriae , многие его изображения были уничтожены.

Каменный рельеф из Палаццо делла Канчеллерия , Iв. н. э., Музеи Ватикана, Рим. Оригинальный рельеф изображал Домициана, четвертого слева, стоящего рядом с Минервой. Этот рельеф был позже перерезан, чтобы заменить лицо Домициана на лицо его преемника Нервы.
Каменный рельеф из Палаццо делла Канчеллерия , Iв. н. э., Музеи Ватикана, Рим. Оригинальный рельеф изображал Домициана, четвертого слева, стоящего рядом с Минервой. Этот рельеф был позже перерезан, чтобы заменить лицо Домициана на лицо его преемника Нервы.

Римский биограф Светоний рассказывает о зловещем сне, который Домициан видел незадолго до своей смерти. В этом сне Минерва, по-видимому, посетила императора и сказала ему, что он больше не будет иметь ее защиты. Божества, которые отрекались от своей поддержки во сне, считались очень плохим предзнаменованием. Конечно же, несколько дней спустя, 18 сентября 96 г. н. э., Домициан был убит в результате заговора, в котором участвовали его собственные придворные.

Золотая монета с изображением Домициана и Минервы , 92-94 гг. н.э., Британский музей
Золотая монета с изображением Домициана и Минервы , 92-94 гг. н.э., Британский музей

Богини войны, греческая Афина и римская Минерва, поэтому имеют много общего. Этого, конечно, можно ожидать от божеств двух столь тесно связанных древних цивилизаций. Римские и греческие богини были известны своими навыками в войне и острым умом. Они также обе были великими защитницами своих городов, Афин и Рима, особенно во время войны. Но также важно признать таинственное этрусское происхождение Минервы. Это наследие придает ей отличительную идентичность и не позволяет рассматривать ее как просто более позднюю производную от Афины

-17

Несмотря на явные сходства между Афиной и Минервой, две богини, символизируя войну и мудрость, отражают культурные различия своих обществ. Афина, богиня, воплощающая гармонию военной доблести и женской мудрости, тесно связана с мифами и личной защитой городов, в частности Афин. Минерва же, хотя и заимствовала многие черты Афины, несет в себе элементы этрусского наследия, что придает ей уникальное положение в римской религиозной системе. Римская Минерва, как богиня победы, не только продолжала традиции греческой богини войны, но и стала символом тактического мастерства, особенно в период поздней Республики и при Домициане.