Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Древнегреческие и римские боги и богини

Оглавление

Боги и богини были возвеличены в мифах и изображены в литературе, архитектуре и искусстве на протяжении веков. Узнайте больше об этих существах.

Харон перевозит души через реку Стикс, Александр Литовченко, 1860
Харон перевозит души через реку Стикс, Александр Литовченко, 1860

Для людей, живших в политеистических культурах Древней Греции и Рима, повседневная жизнь часто переплеталась с воображаемым, мифическим миром, населенным многочисленными божествами. Древнегреческие и римские боги и богини воплощали собой множество человеческих качеств, от стойкости до глупости. Их характеристики представляли собой преувеличенные или идеализированные версии черт человеческой личности.

Древнегреческие и древнеримские боги и богини почитались в храмах и возвеличивались в мифах, которые рассказывали и сочиняли люди, жившие обычной жизнью. Поскольку истории об этих божествах рассказывали и пересказывали, мифы также изображались в литературе, архитектуре и искусстве.

Мифология в Древнем мире

Эос (Аврора), богиня утренней зари, Гверчино, 1691 г.
Эос (Аврора), богиня утренней зари, Гверчино, 1691 г.

В этих воображаемых историях боги и богини взаимодействовали друг с другом, а также с людьми, в преувеличенных встречах с очень реальными человеческими переживаниями: сражаясь, любя, прощая. Иногда эти божества проявляли незначительную доброту. В других случаях они вели себя крайне плохо (можно даже утверждать, что отвратительно). Древнегреческие и римские божества часто совершали ужасные и жестокие поступки, отражая противоположность тому, чему люди должны в действительности стремиться подражать.

И все же древние люди продолжали поклоняться этим богам и богиням. Они мифологизировали их и создавали искусство. Символизируя самые сложные аспекты человеческого существования, мифы всегда содержали фантастические элементы, смешанные с зерном очень относительной правды. Когда было необходимо, мифы преподавали моральные уроки посредством отрицательных примеров.

Рассказывание и пересказ этих мифов помогали людям в Древней Греции и Риме осмысливать реальный мир вокруг них. Среди войн, голода и засух, а также социально-экономического угнетения, болезней и частой ранней смерти люди отчаянно пытались понять, как жить в мире, который часто был запутанным, пугающим и хаотичным.

Воображаемый портал, предоставленный мифами, помог убедить людей в том, что среди хаоса жизнь имеет какой-то смысл. В этом смысле боги и богини, восхваляемые в Древней Греции и Риме, парадоксальным образом помогли людям быть немного приземленными.

Самые популярные греческие и римские божества

В Древней Греции каждый бог и богиня имели уникальное имя, под которым было известно божество.

Правителем этого пантеона больших и малых божеств был Зевс, царь богов, в сопровождении своей жены Геры из их дома на горе Олимп. Включая Зевса и Геру, на горе Олимп жили в общей сложности 12 главных богов и богинь, среди которых были такие известные фигуры, как Гермес (Меркурий), Афродита (Венера) и Артемида (Диана).

Гера, приписываемая художнику из Бригоса
Гера, приписываемая художнику из Бригоса

Во II веке до нашей эры цивилизация Древнего Рима завоевала и распространилась на большую часть земель, которые когда-то были частью цивилизации Древней Греции. После этого древнегреческие божества были включены в римский пантеон богов, переименованные из их первоначальных греческих имен в римские эквиваленты. Часто мы видим отсылки на оба их имени, например, Гера (Юнона). Эта номенклатура показывает имя, которое носило божество как в греческой, так и в римской культуре.

Кроме того, каждое божество было известно определенными особыми качествами или социальными ролями. Например, некоторые из наиболее часто изображаемых греческих и римских богов и богинь включают: Посейдона/Нептуна (бога моря); Артемиду/Диану (богиню охоты) и Афину/Минерву (богиню мудрости), в то время как Аполлон (бог исцеления и медицины) сохранил свое первоначальное имя, даже после того, как был принят римской культурой.

Ренессансные изображения древнегреческих и римских божеств

На протяжении веков художники стремились запечатлеть эмоциональную драму, физические характеристики и грандиозные ландшафты, с пантеоном богов и богинь Древней Греции и Рима.

Марс и Венера, или Парнас Андреа Мантенья, 1496–1497 гг. Музей Лувра, Париж
Марс и Венера, или Парнас Андреа Мантенья, 1496–1497 гг. Музей Лувра, Париж

В частности, эпоха Возрождения стала свидетелем значительного возрождения интереса к изображению богов и богинь классической античности.

Мыслители эпохи Возрождения считали, что древние цивилизации Греции и Рима отражали «золотой век», в течение которого процветало обучение, чествовались искусства, а культура достигла апогея достижений. Они искали в этих древних цивилизациях семена культурного возрождения, которые они могли бы использовать в своем настоящем и будущем.

Хотя такие верования об античности были в значительной степени историческим переосмыслением реальности, усилия эпохи Возрождения по изучению классических цивилизаций действительно оставили неизгладимое впечатление на последующие поколения гуманистических мыслителей. Эти усилия часто порождали художественные интерпретации и литературные изображения древнегреческих и римских богов и богинь, такие как изображение Аполлона и Афродиты (Марса и Венеры) Андреа Мантеньи, 1496-1497.

Современные адаптации и интерпретации древних мифов

Пантеон древнегреческих и римских богов и богинь по-прежнему захватывает воображение людей сегодня. Современная западная культура продолжает исследовать эти мифы через фильмы, книги и пьесы.

Собрание богов вокруг трона Юпитера, Зал гигантов, 1532-34 гг.
Собрание богов вокруг трона Юпитера, Зал гигантов, 1532-34 гг.

Современные адаптации древнегреческих и римских мифов, такие как экранизации «Битвы титанов» изображают божеств с теми же преувеличенными человеческими характеристиками, что и в оригинальных мифах Древней Греции и Рима. В некоторых элементарных отношениях люди не сильно изменились за более чем 2000 лет. Возможно, именно поэтому эти древние мифы все еще сохраняют часть своей изначальной популярности.

Некоторые ученые полагают, что древний пантеон божеств раскрывает психологическую проекцию человеческих эмоциональных потребностей, страхов, желаний и фантазий. Другие ученые утверждают, что эти древние мифы содержат архетипический источник смысла , который лежит в основе человеческого опыта.

Независимо от того, остаются ли современные адаптации древнегреческих и римских мифов верными оригинальным повествованиям или представляют собой современные переосмысления для современной аудитории, люди продолжают получать удовольствие от созерцания изображений этих божеств на сцене и экране, холсте и странице. Мы ищем культурный опыт не просто для развлечения, но часто и для связи с какой-то частью нас самих, которая ищет выражения или понимания.

Межкультурное понимание древних божеств

Пантеон греческих и римских богов и богинь продолжает не только будоражить воображение людей, но и вызывать интерес у ученых.

Борей, бог северного ветра и зимы, афинская керамика, неизвестный художник, V в. до н.э.
Борей, бог северного ветра и зимы, афинская керамика, неизвестный художник, V в. до н.э.

Опираясь на труд Джозефа Кэмпбелла, который заложил большую часть академической основы сравнительной мифологии в середине двадцатого века, ученые продолжают изучать сравнительную мифологию. Они указывают на множество поразительных сходств между пантеоном богов и богинь в Древней Греции и Риме и множеством божеств, обитающих в мифах других мировых культур.

Например, древнегреческий и римский пантеон вращается вокруг трех главных божеств: Зевса/Юпитера (царя богов), Аида/Плутона (бога подземного мира) и Посейдона/Нептуна (бога моря). Ученые считают, что это соответствует трем главным древним индуистским богам: Вишну, Брахме и Шиве.

Там, где существуют сходства между конкретными божествами, это может указывать на давние межкультурные контакты и перекрестное опыление идей. Или это может указывать на определенные врожденные человеческие тенденции и характеристики, которые выходят за рамки любой конкретной культуры или даже любой эпохи.

Харон перевозит души через реку Стикс, Александр Литовченко, 1860 г.
Харон перевозит души через реку Стикс, Александр Литовченко, 1860 г.

Существует плодородная почва для продолжающегося исследования того, как люди когда-то понимали и населяли мир. Анализ мифов Древней Греции и Рима, а также мифов других мировых культур также может иметь некоторое влияние на то, как мы понимаем и населяем эту планету в будущем.

Древние боги и богини: тогда и сейчас

Мифы о богах и богинях древних цивилизаций могут стать мощной нитью, связывающей современных людей с древним прошлым.

Эпиметей и рождение Пандоры, афинская краснофигурная амфора, около V в. до н. э., Музей Эшмола
Эпиметей и рождение Пандоры, афинская краснофигурная амфора, около V в. до н. э., Музей Эшмола

Сегодня у нас есть наши технологические аппараты, наши передовые методы измерения, наши повседневные гаджеты и оборудование. Но две тысячи лет назад — задолго до мобильных телефонов, виртуальной реальности и дополненной реальности — существовал пантеон древних богов и богинь, а также истории, которые люди рассказывали о них.

Мифы, окружающие этих божеств, выражают то, как люди в Древней Греции и Риме когда-то воспринимали, представляли и понимали мир вокруг себя. И, как и их аналоги в культурах других миров, эти мифы помогали ранним людям находить смысл и осмысливать, как жить.

Стоит ли удивляться, что древние мифы оставались мощным источником вдохновения для художников на протяжении веков? В конце концов, изображение этого человеческого поиска смысла было описано некоторыми художниками как одна из важнейших целей искусства.