Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Древнегреческая скульптура в классический и эллинистический периоды, какие были отличия

Оглавление

Древнегреческая скульптура сыграла фундаментальную роль в формировании западного искусства и эстетики. В классический (V–IV века до н.э.) и эллинистический (323–31 гг. до н.э.) периоды греческие скульпторы стремились изображать человеческое тело не только с анатомической точностью, но и как воплощение идеализированной красоты, гармонии и внутренней одухотворённости. Основываясь на убеждении, что человеческое тело отражает божественное совершенство, скульптура стала важнейшим средством выражения философских и религиозных представлений. В этом обзоре рассматриваются ключевые функции скульптуры в указанные эпохи и приводятся некоторые её выдающиеся примеры.

Назначение и формы скульптуры в классическую и эллинистическую эпохи

Аттические надгробные памятники

Одной из наиболее распространённых сфер применения скульптуры в Древней Греции, особенно в Аттике — области, окружающей Афины, — было создание надгробных памятников. Эти памятники, особенно в классический период, служили как для увековечивания памяти об умерших, так и для демонстрации их социального статуса.

Стелы V века до н.э.

В V веке до н.э. наиболее распространённой формой надгробного памятника становится стела — высокая, прямоугольная, вертикально установленная мраморная плита, украшенная барельефом. На таких стелах часто изображались трогательные сцены: прощание членов семьи, дети с домашними животными, воины в моменты покоя. Главной задачей скульптора было не просто передать портретное сходство, но выразить добродетели, социальные роли и эмоциональную глубину покойного.

Надгробный памятник молодому атлету, около 550 г. до н.э., кладбище Керамик в Афинах. Источник: Археологический музей Афин
Надгробный памятник молодому атлету, около 550 г. до н.э., кладбище Керамик в Афинах. Источник: Археологический музей Афин

Изменения в IV веке до н.э.

В IV веке до н.э. надгробные памятники в Аттике становятся более архитектурно сложными. Скульпторы начали включать элементы классической архитектуры, такие как треугольные фронтоны, ионические колонны и эдикулы (миниатюрные храмовые сооружения). Это придавало надгробиям пространственную глубину и торжественность.

Сюжеты барельефов также усложняются. Всё чаще изображаются сцены из идеализированной повседневной жизни: пиршества, охота, спортивные состязания. Эти сцены должны были не только отразить личные заслуги покойного, но и подчеркнуть культурные ценности — героизм, досуг, гражданскую доблесть.

Надгробная стела маленькой девочки 450-440 гг. до н.э. Источник: MET.
Надгробная стела маленькой девочки 450-440 гг. до н.э. Источник: MET.

Архитектурная скульптура в Древней Греции

Архитектурная скульптура играла важную роль в древнегреческом искусстве и архитектуре. Она была неотъемлемым элементом храмов, общественных сооружений и даже частных домов. Скульптурное оформление архитектурных объектов выполняло сразу несколько функций: оно придавало эстетическую выразительность зданиям, передавало мифологические и исторические сюжеты, а также отражало религиозные представления и культурные ценности того времени. Ниже представлены основные архитектурные элементы, которые часто украшались скульптурой:

Метопы

Метопы — это прямоугольные участки между триглифами на дорическом фризе храма. Они нередко украшались рельефными композициями, изображающими сцены из мифов или исторических событий. Скульптуры на метопах обычно выполнялись в высоком рельефе, что создавало эффект пространственной глубины, повествовательности и выразительной трёхмерности.

Битва между кентавром и Лапифом с метопы фриза Парфенона. Источник: Британский музе
Битва между кентавром и Лапифом с метопы фриза Парфенона. Источник: Британский музе

Фронтоны

Фронтоны — треугольные участки на торцах храмов — предоставляли великолепные возможности для размещения скульптурных композиций. Они часто включали сложные рельефные сцены, изображающие мифологические сюжеты или важные события, связанные с посвящением храма. Во фронтонах изображались боги и богини, герои, мифологические существа и драматические эпизоды из мифов.

Фризы

Фриз — это декоративная полоса, расположенная над архитравом. Существовали два основных типа: дорический и ионический.

  • Дорический фриз отличался чередованием триглифов и метоп, в которых, как уже отмечалось, могли размещаться рельефы.
  • Ионический фриз представлял собой непрерывную полосу рельефных изображений, которые часто включали процессии, жертвоприношения и сцены повседневной жизни.
Кариатида из храма Эрехтейон на Акрополе, 420-415 гг. до н.э. Источник: Музей Акрополя
Кариатида из храма Эрехтейон на Акрополе, 420-415 гг. до н.э. Источник: Музей Акрополя

Кариатиды

Кариатиды — это скульптурные изображения женских фигур, использовавшихся в качестве архитектурных опор, аналогично колоннам. Обычно они изображались в длинных драпированных одеждах и в позе контрапосто, что придавало фигурам лёгкое движение и изящество. Кариатиды особенно характерны для архитектуры ионического ордера, а их название связано с городом Карии.

Акротерии

Акротерии — это декоративные элементы, размещавшиеся на углах фронтонов и крыш зданий. Они придавали завершённость архитектурному облику храмов. Позднее акротерии были заимствованы в готической архитектуре, и потому их можно увидеть и на сооружениях других эпох.

Почётные статуи

Бронзовая почетная статуя мужчины, середина II века до н.э. — I век до н.э. Источник: MET
Бронзовая почетная статуя мужчины, середина II века до н.э. — I век до н.э. Источник: MET

Почётные статуи и их постаменты представляют собой важный аспект древнегреческого искусства и культуры. Они создавались с целью чествования, увековечивания и выражения признательности отдельным лицам за их заслуги. Объектами почитания становились видные граждане, военачальники, выдающиеся атлеты или лица, внесшие значительный вклад в общественную жизнь.

Статуи обычно размещались в общественных местах — на площадях, в святилищах, перед храмами. Они служили визуальным воплощением чести, престижа и власти, олицетворяя стремление к «аре́те» — идеалу добродетели, красоты, совершенства и физической доблести, столь ценимому в греческом обществе.

Почётные статуи изготавливались, как правило, из мрамора или бронзы. Мраморные статуи высекались, бронзовые — отливались по технике «утраченного воска». Чаще всего они были больше натурального роста, а целью мастеров было не столько передать точный портрет, сколько создать идеализированный образ чествуемого лица.

Постаменты почётных статуй — важные источники информации

Основание почетной статуи, увековечивающей победу трех спортсменов в эстафете факела, возможно, во время Панафинейского фестиваля, после 350 г. до н. э. Источник: Музей Акрополя
Основание почетной статуи, увековечивающей победу трех спортсменов в эстафете факела, возможно, во время Панафинейского фестиваля, после 350 г. до н. э. Источник: Музей Акрополя

Почётные статуи устанавливались на постаментах, которые сохранились в большем количестве, чем сами статуи. Как правило, это были квадратные или прямоугольные платформы, служившие для устойчивости скульптуры и её визуального возвышения над уровнем взгляда. Иногда на одном постаменте размещали несколько статуй, образуя ансамбль.

На постаментах часто высекались надписи с информацией о лице, которому посвящалась статуя. В них указывались имя, заслуги, а также имя скульптора или заказчика. Надписи могли также включать посвящения богам или благодарственные формулы. Эти эпиграфические источники являются важными свидетельствами личной и социальной истории, а также дают представление о ценностях греческого общества.

Некоторые постаменты украшались рельефами и архитектурными элементами. Такие декоративные элементы включали сцены из жизни чествуемого лица, символы его достижений или мифологические мотивы, усиливая художественную и символическую выразительность памятника, хотя зачастую они остаются незамеченными при музейных осмотрах.

Римские копии — не всегда точные воспроизведения

Римская копия греческой скульптуры II в. до н.э., изображающей три грации. Источник: MET
Римская копия греческой скульптуры II в. до н.э., изображающей три грации. Источник: MET

Большинство оригинальных древнегреческих статуй не дошло до нашего времени. Однако римляне создавали многочисленные копии знаменитых греческих произведений. Эти копии охватывали широкий спектр тем — от богов, героев и мифологических сцен до атлетов, исторических личностей и даже простых граждан. Именно благодаря римским копиям в значительной мере сохранилось наследие греческой пластики.

Большинство римских копий изготавливались из мрамора, что способствовало их сохранности. В отличие от бронзовых оригиналов, многие из которых были переплавлены на монеты или использованы в военных нуждах, мраморные скульптуры оказались более долговечными.

Важно отметить, что римские копии не всегда были точными репродукциями. Часто они адаптировались под вкус, моду и художественные нормы римского времени. Скульпторы могли изменять оригинальные детали, чтобы соответствовать ожиданиям заказчика. Такие произведения заказывались императорами, аристократами и богатыми патронами, стремившимися подчеркнуть свою образованность, статус и связь с культурным наследием Греции.

Кроме того, римские копии свидетельствуют об эволюции художественных стилей. С течением времени в Римской империи наблюдается сдвиг от идеализированных образов к большей реалистичности: меняются выражения лиц, жесты, детали драпировок, что отражает новое восприятие индивидуальности и жизни.

Скульптура классического периода

Римская копия греческой бронзовой статуи, датируемой примерно 450 г. до н. э. работы Поликлета, 41-54 гг. н. э. Источник: MET
Римская копия греческой бронзовой статуи, датируемой примерно 450 г. до н. э. работы Поликлета, 41-54 гг. н. э. Источник: MET

Классический период древнегреческой скульптуры (V век до н.э.) считается вершиной художественного совершенства. Для этого времени характерны гармония, идеализированная красота и стремление к безупречным пропорциям. Скульпторы того времени тщательно изучали анатомию человека, чтобы достичь как реалистичности, так и идеальности изображений.

Одним из главных художественных приёмов классического периода стал контрапост — постановка тела с опорой на одну ногу при свободной позе второй. Это создавало динамику, ощущение движения и визуального равновесия между напряжением и расслабленностью.

Скульптуры этого времени также отличались внутренним спокойствием и уравновешенностью. Лица изображаемых сохраняли выражение благородной сдержанности и достоинства. Особое внимание уделялось деталям — прическам, мускулатуре, складкам одежды — что свидетельствует о высоком техническом мастерстве скульпторов.

Основными темами классической скульптуры были образы богов, героев и выдающихся личностей. Материалом чаще всего служил мрамор, хотя бронзовые работы также широко использовались. Эти произведения украшали храмы, общественные пространства и частные коллекции, выполняя как культовую, так и художественно-представительскую функцию.

Среди наиболее известных скульпторов классической эпохи — Фидий, Мирон и Поликлет. Их произведения, такие как скульптуры Парфенона и «Дискобол» (Мирона), стали классическими образцами греческого искусства и оказали огромное влияние на последующее развитие мировой пластики.

Скульптура эллинистического периода

Деталь очень реалистичной статуи боксера в натуральную величину в состоянии покоя. 330-50 гг. до н.э. Источник: Палаццо Массимо алла Терме в Риме.
Деталь очень реалистичной статуи боксера в натуральную величину в состоянии покоя. 330-50 гг. до н.э. Источник: Палаццо Массимо алла Терме в Риме.

Эллинистическая эпоха, охватывающая период от смерти Александра Македонского в 323 году до н.э. до становления Римской империи в 31 году до н.э., стала временем значительной эволюции греческой скульптуры. В этот период искусство приобрело новые стилистические черты и тематическое разнообразие, отражая культурные, политические и социальные изменения эпохи.

Эллинистическая скульптура отходит от идеализированной гармонии классического периода, делая акцент на эмоциональности, драматизме и динамике. Скульпторы стремились передать глубокие чувства, напряжённые сцены и мельчайшие детали, создавая сложные композиции с выразительной пластикой и энергичным движением.

Характерной особенностью эллинистической пластики стало расширение тематики: мастера начали изображать не только богов и героев, но и простых людей, детей, стариков и животных. Это расширение круга сюжетов позволило более широко передавать спектр эмоций и сделать образы ближе к зрителю, более человечными и жизненными.

Зал Королевской академии в Лондоне с копией Геркулеса Фарнезского на заднем плане и Аполлона Бельведерского слева, неизвестный художник, 1810 год. Источник: Музей Виктории и Альберта
Зал Королевской академии в Лондоне с копией Геркулеса Фарнезского на заднем плане и Аполлона Бельведерского слева, неизвестный художник, 1810 год. Источник: Музей Виктории и Альберта

В это время также развиваются технические приёмы и использование материалов. Скульпторы экспериментировали с фактурами кожи, волос, складок ткани, добиваясь высокой реалистичности и выразительности. Через мимику и язык тела они передавали тонкие психологические состояния.

Среди выдающихся мастеров эллинистического времени — Лисипп, Пракситель, Скопас, чьи произведения отразили дух художественных поисков, индивидуализм и стремление к новым эстетическим формам.

9 знаковых произведений древнегреческой скульптуры

1. Ника Самофракийская (Ника Победоносная)

Крылатая Ника (Ника Самофракийская), около 200-175 гг. до н.э. Источник: Лувр
Крылатая Ника (Ника Самофракийская), около 200-175 гг. до н.э. Источник: Лувр

Эта эффектная мраморная скульптура II века до н.э. изображает богиню Победы Нику в момент триумфа. Её фигура охвачена ветром, драпировка стремительно развивается, создавая ощущение полёта и динамики. Это одно из самых известных произведений эллинистического искусства, находящееся сегодня в Лувре.

2. Афродита Книдская

Римская копия Афродиты Книдской, созданная Праксителем в IV веке до н. э. Источник: Museo Nazionale Romano.
Римская копия Афродиты Книдской, созданная Праксителем в IV веке до н. э. Источник: Museo Nazionale Romano.

Произведение скульптора Праксителя, ставшее первым значимым изображением обнажённой женской фигуры в западном искусстве. Оригинал утрачен, но сохранилось множество римских копий, включая экспонаты в Лувре, галерее Уффици и Британском музее. Наиболее приближённой к оригиналу считается версия из Ватиканского музея.

3. Гермес Праксителя с младенцем Дионисом

Недатированная фотография Гермеса Праксителя до реставрации. Источник: Музей Виктории и Альберта.
Недатированная фотография Гермеса Праксителя до реставрации. Источник: Музей Виктории и Альберта.

Ещё одно произведение, приписываемое Праксителю. Изображает Гермеса, держащего младенца Диониса. Скульптура поражает утончённой пластикой и нежной, трогательной сценой. Обнаружена в 1877 году при раскопках храма Геры в Олимпии и ныне экспонируется в Археологическом музее Олимпии.

4. Бронзы из Риаче

Статуя A из бронзы Риаче. Источник: Turismo.Reggiocal.it
Статуя A из бронзы Риаче. Источник: Turismo.Reggiocal.it

Две монументальные бронзовые статуи воинов, датируемые 460–450 гг. до н.э. Они демонстрируют высочайшее мастерство скульптора в передаче анатомических деталей и психологического напряжения. Обнаружены у побережья Риаче (Италия) и выставлены в Национальном музее Великой Греции в Реджо-Калабрии.

5. Дискобол (Метатель диска)

Столовая английского коллекционера и знатного человека Чарльза Таунли, который совершил несколько Гранд Туров по Европе в 1794 году. В центре — копия Дискобола. Источник: Британский музей
Столовая английского коллекционера и знатного человека Чарльза Таунли, который совершил несколько Гранд Туров по Европе в 1794 году. В центре — копия Дискобола. Источник: Британский музей

Бронзовая статуя Мирона, созданная в V веке до н.э. Оригинал утрачен, но известен по римским копиям, таким как Дискобол Таунли и Ланчелотти. Скульптура запечатлела напряжённый момент метания диска, выражая мощь, концентрацию и идеальные пропорции тела атлета.

6. Лаокоон и его сыновья

-17
Слева — оригинал, найденный в 1506 году. Источник: Ватиканский музей; центр — рисунок XVI века до реставрации. Источник: Музей Виктории и Альберта; справа — копия из XVI века. Источник: Лувр

Римская копия греческой эллинистической скульптуры I века до н.э., изображающая сцену гибели троянского жреца Лаокоона и его сыновей, задушенных морскими змеями. Произведение отличается крайним драматизмом, экспрессией и сложной композицией — шедевр греческой пластики, демонстрирующий глубину эмоционального выражения.

7. Венера Милосская

Венера Милосская, 150–125 гг. до н.э. Источник: Лувреф
Венера Милосская, 150–125 гг. до н.э. Источник: Лувреф

Также известная как Афродита с острова Мелос, эта культовая мраморная скульптура представляет богиню любви и красоты. Несмотря на утраченные руки, статуя знаменита своей изящной формой, плавными складками драпировки и идеализированным образом женской красоты. Венера Милосская оказала огромное влияние на представление о женской пластике в искусстве последующих столетий. Сегодня экспонируется в Лувре.

8. Аполлон Бельведерский

Аполлон Бельведерский. Источник: Музей Виктории и Альберта
Аполлон Бельведерский. Источник: Музей Виктории и Альберта

Эта мраморная римская копия является интересным примером заимствования римлянами эллинистического стиля греческой скульптуры. Динамичная поза, идеализированное телосложение и уверенное выражение лица создают гармоничное сочетание силы и изящества. В эпоху Ренессанса статуя считалась эталоном красоты и оказала значительное влияние на европейское искусство.

9. Умирающий галл (или «Умирающий галат»)

Мраморная римская копия греческой скульптуры, известной как Умирающий Галл. Источник: Wikimedia Commons
Мраморная римская копия греческой скульптуры, известной как Умирающий Галл. Источник: Wikimedia Commons

Это мраморная римская копия оригинальной греческой скульптуры, датируемой ок. 320 г. до н.э. Произведение изображает раненого галльского воина в последние мгновения его жизни, с отчётливыми признаками боли и страдания. Скульптура получила признание за трогательное и реалистичное изображение не только физической раны, но и душевного достоинства, мужественности и трагизма. Сегодня хранится в Капитолийских музеях в Риме.