В последнее время на прием приходило много подростков. В итоге нашел старую статью по неврозам и полностью ее переработал с фокусированием на подростках. Опирался на собственное видение, не считайте материал исчерпывающим и бесспорным.
Но, надеюсь, родителям и подрастающему поколению он будет полезен.
Что говорит справочник
Вообще-то, невроз – несколько устаревший термин. Однако он настолько вошел в лексикон и быт, что оставим его в нашем рассмотрении.
Любой поисковик (благо, он теперь не только в компьютере, но и в телефонах), выдаст что-нибудь типа: «Невроз – это психическое расстройство, возникающее на нервной почве; группа нервно-психических нарушений, возникших в результате острых и хронических психологических травм».
«Гуманитарный» психолог обязательно расскажет о внутриличностных и внешних конфликтах и копинг-стратегиях (методов совладания с психологическими проблемами). При этом упомянет об их отличиях друг от друга, потому что некоторые стратегии помогают получить временное облегчение, но в конечном итоге ведут лишь к ухудшению ситуации.
Я – клинический психолог, и к тому же – бывший инженер, имеющий серьезный опыт физического эксперимента. Поэтому, кроме «гуманитарных» ассоциаций, наблюдая проявления невроза у своих доверителей, начинаю представлять сложнейшие механизмы взаимодействия внутримозговых коммуникаций, программируемых анатомией мозга и взаимозависимой работой десятков видов молекул-нейромедиаторов (и сотен видов белков-рецепторов к ним). Среди них самые часто упоминаемые – норадреналин, дофамин, серотонин, гамма-аминомасляная кислота, глутамат, эндорфины и, в последнее время, динорфины. Параллельно, конечно, думая и о «гуманитарном»: о когнитивно-поведенческой терапии и позитивной психологии 😊 . Одно видение другого не отменяет, а полезно дополняет. Хотя не все пока с таким подходом согласны.
Например, на защите моей магистерской диссертации (по теме связи тревожности и психологического благополучия) пожилой «гуманитарный» психолог язвительно поинтересовался: «Это сейчас что было? Медицина? Биология? Биохимия? А про психологию будет?». Но «отлично» все равно поставили, и даже рекомендовали в аспирантуру. Потому что все психологи – братья 😘.
Невроз и копинг-стратегия
Однако вернемся к важной мысли о том, что не всякая копинг-стратегия может улучшать ситуацию.
Потому что может и ухудшать.
Пример – стратегия отрицания (избегания).
Моя доверительница, пережившая трагическую смерть любимого сына, категорически не хотела это принимать. Она просто отказывалась в это верить. На секунду от этого ей становилось легче, но в результате болезнь горевания шла не по плану, задуманному природой, патологически затягиваясь и утяжеляясь. И лишь после того, как нам удалось переключиться на другие формы оценки действительности, ей стало существенно легче.
Невроз может возникнуть и по гораздо менее трагическим причинам. Всё зависит не только от условий, вызвавших душевный дискомфорт, но и от особенностей психики конкретного человека. Именно поэтому похожие ситуации воздействуют на людей совершенно по-разному.
Здесь мы видим принципиальное отличие от некоторых «физических» заболеваний. Конечно, и там жизненно важны особенности организма и психики (мы поговорим об этом в разделе, посвященном психосоматическим и соматофорным заболеваниям). Но, скажем, легочная чума одинаково опасна для людей с любой психикой. Равно как и прием цианистого калия или метанола.
А вот, к примеру, потеря крупной суммы денег расстроит, конечно, любого. Однако одних граждан это ведет к ограниченным по времени неприятным переживаниям, а других – прямо в петлю.
Невроз и подростки
Понятно, что у каждого человека своя сопротивляемость отрицательным моментам. Однако у любого из нас есть период в жизни, когда эта сопротивляемость минимальна. Или, по-другому, максимальна готовность к невротизации. Этот период – подростковый возраст.
Как раз здесь все более-менее ясно и без сложной биохимии.
Просто ребенок почти всегда был «прикрыт» от проблем родителями. Взрослый человек – защищен жизненным опытом. А подросток уже, как правило, не готов к плотной родительской опеке, и еще, как правило, этого защитного жизненного опыта набрать не успел.
Добавим сюда гормональную свистопляску – и понимаем, что это самый уязвимый для невроза период.
Не хочется приводить печальные примеры, но, видимо нужно.
... Девочка, 14, забыла оплатить на кассе творожный сырок – завалился в угол корзины. Бдительная охрана заметила, потащила на разборки. Пугали письмом в школу, постановкой на учет в детскую комнату милиции и т.д. В итоге она пришла домой и повесилась.
... Мальчик, 15, курить спайс не хотел, но неловко было отказаться в компании сверстников. Всем вроде ничего, а он отравился насмерть. (Про спайсы и снюсы, к несчастью, нередкая ситуация).
... Мальчик, 15, не получил взаимности у девочки. Очень расстроился. Сказал друзьям, что дальше нет смысла жить. Те сказали родителям. Суицидальные идеи – не шутка, парнишка попал в психиатрическую клинику. Вышел с неоправданно тяжелым диагнозом, который потом долго снимали (этим занимался опытный психиатр, а я помогал в качестве клинического психолога).
... Подросток, 16, уехал учиться в техникум и получил письмо от девушки. Далее самоповешение. Я работал с его мамой, помогал ей справится с болезнью горевания.
Мне могут возразить, что, мол, невроз – длительное расстройство, а здесь – мгновенная катастрофа. Но, думаю, эти ребята вполне были «невротически» подготовлены к такому исходу.
Да, несчастный случай имел место. Однако менее психологически лабильный, более устойчивый ребенок, – и тем более, взрослый, – не повесился бы из-за забытого в корзине сырка. И не поддался бы «на слабо», делая то, что делать вовсе не хотел.
Примеров с длительно протекающим расстройством тоже множество проходило через мой кабинет.
... Парнишка, 15, вместе с мамой и младшим братом поменял место жительства, переехал в другую страну. Прервались все прежние связи. Ипохондрия и на родине его мучила, а сейчас страх стал непереносимым: страшно уснуть (вдруг не проснусь?), страшно выйти к доске (вдруг обморок?), страшно услышать стук собственного сердца (почему такой сильный?).
Потом страхи перекинулись и на близких. Мама опаздывает на 20 минут – уже паника. Младший брат приболел – он может умереть! Начались и усугубились проблемы со сном, потом с учебой.
А потом разом начало рассыпаться всё.
С данным кейсом, кстати, удалось успешно справиться всего за 10 занятий. Неприятные ощущения практически полностью ушли. Сейчас это нормальный веселый подросток, ну, разве что чуть внимательнее, чем другие, относящийся к своему здоровью.
Как правило, при невротических и тревожных расстройствах почти всегда удаётся помочь или, по крайней мере, существенно облегчить состояние подростка.
Бывали и неудачи.
... Помню несчастную девчонку замечательную, лет 14-и. Поздний долгожданный ребенок. Пришла с интеллигентными любящими родителями. Умная, симпатичная, очень любит маму с папой. И очень за них боится. А чтобы их «спасти» – сдувает с руки, с ладошки, выдуманное представление смерти. Довольно безобидно выглядит, правда? Теперь представьте, что эта процедура должна выполняться ежеминутно, иначе родители могут умереть.
Мне сразу показалось, что я смогу ей помочь. Однако второй раз они не пришли. До сих пор ощущаю ее боль.
... Перечитал предыдущий текст и понял, что собрал в нем максимально тяжелые варианты прохождения подросткового кризиса. Возможно, потому что они и максимально сильно врезаются в память психолога. Но, конечно, подавляющая часть обращений к психологу по детско-родительским отношениям в этом возрасте не связана с какими-то ужасами.
Обычные жалобы:
- перестал слушаться, совсем от рук отбился, хотя раньше был очень послушный (так время же пришло для большей самостоятельности! Но изучаем ситуацию пристально. Иногда это может быть дурное влияние, иногда манифестация психического заболевания. Хотя в подавляющем большинстве случаев это просто нормальное взросление);
- мне не нравятся его друзья-шалопаи, а он отказывается их бросать (скорее всего, правильно делает. Не надо бросать друзей. Однако при этом нельзя забывать и про свои обязанности);
- стал хуже учиться (надо разбираться, почему: например, не всем принесет счастье учеба в вузе. Многие представляют свою счастливую жизнь иначе);
- стал нервный, все время болит голова (сначала к врачам, для исключения соматических заболеваний, потом к психологу. А лучше – параллельно);
- нет друзей, в школу ходить и раньше не любил, а теперь ненавидит (проверить на буллинг. Проверить на аутический спектр. Нужен психолог. И раньше был нужен, жаль, что время упущено);
- раньше была даже чуть полноватой, а сейчас все худее и худее (подозреваем расстройство пищевого поведения, это опасно. Подключаем психиатра, а то и терапевта с диетологом);
- слишком много времени проводит с друзьями. Они стали важнее родителей (смиритесь, сепарация все равно произойдет. А если не произойдет, то это очень плохо. И постарайтесь придумывать что-такое, чтобы ему и с родителями было интересно);
- «влюбился! Для него какая-то девчонка стала важнее матери!» (вспомните себя в 15. Ромео и Джульетта были еще младше. Проявите уважение к их чувствам. Но, конечно, деликатно постарайтесь, вместе с мамой девочки, чтобы не было лишних проблем. Здесь ключевое слово – деликатно. Вообще, с детьми любого возраста нужно разговаривать. Уважительно, но убедительно. Чем меньше приказов и больше аргументированных объяснений – тем лучше. Дети – умные. Если толково объяснить – обычно все понимают).
Единственное хорошее свойство невроза. И как его обратить вспять
Короче, вернулись к неврозу...
Кстати, у него есть и хорошее свойство.
Правда, одно-единственное – его обратимость.
Еще определение: «Невроз – совокупность психогенных, функционально обратимых расстройств, имеющих тенденцию к длительному течению». То есть, всегда (или почти всегда, поскольку может быть уже нанесен серьезный вред и телу) есть возможность «откатить» неприятную ситуацию назад. Однако важно помнить, что САМ ПО СЕБЕ невроз почти никогда не проходит.
Во-первых, вспомним про длительное течение.
Во-вторых - он же не зря появился. Конечно, может благоприятно измениться внешняя ситуация, ставшая, к счастью, менее психотравмирующей. Но в нашей насыщенном неласковыми вызовами жизни на такое рассчитывать все же не следует.
А что следует?
Ответ очевиден: имеются некие эндогенные особенности (см. главу про нейромедиацию и «эмоциональную анатомию»), мешающие успешно справляться с внешними вызовами без серьезного ущерба для своей психики. Противопоставить им можно либо психофармакологическую поддержку от врача, либо психологическую поддержку от психолога. А еще лучше – и то, и другое в тандеме.
Причем, когда я говорю про психологическую поддержку, то это не только просвещение и эмпатия, но и обучение совершенно конкретным умениям и навыкам, основанным на определенных знаниях. И это именно то, чем может помочь психолог человеку, страдающему неврозом.
А, вообще-то, мы все невротики. Кроме «пограничников» и «психотиков» 😊
Потому что невротик – вовсе не обозначение душевно слабого человека, а норма. Ровно так же, как являются нормой стрессовые реакции человека - эустресс. Отход от нормы, как уже сказано – дистресс, когда вместо подготовки организма к ответу на внешние вызовы, мозг заставляет тело бесполезно растрачивать ресурсы.
Соответственно, и невротик покидает норму лишь тогда, когда его психические и психогенные телесные реакции становятся болезненными, не отвечающие истинному положению вещей. Поэтому, по классификации Нэнси Мак Вильямс, мы делимся на невротиков, «пограничников» и «психотиков».
Пока пишу о том, с чем я согласен.
А вот ниже - вполне может «прилететь» от коллег😁.
Опять цитата с профессионального медицинского сайта: «Тревога и раздражение, конфликтность, сложности в отношениях, упадок сил, снижение работоспособности, плохой сон – вот основные признаки невроза. Иногда к ним присоединяются и другие симптомы, такие, как панические атаки, дыхательные нарушения, сбои в работе желудочно-кишечного тракта, жар либо озноб».
Не правда ли, почти любое психологическое расстройство сюда можно загнать? Слишком широко взято.
И уж совсем меня не устраивает деление неврозов на три конкретных вида:
- неврастения,
- невроз навязчивых состояний,
- истерический невроз.
Понятно, что классификации придумываются людьми. Значит, могут людьми и подвергаться сомнению 😏.
Мне гораздо ближе рассмотрение психологических проблем доверителей по симптомам и синдромам, внешним и внутренним патологическим ощущениям и стимулам.
- · Апатия.
- · Тревожность.
- · Абулия (дефицит воли).
- · Ангедония (дефицит радости).
- · Аутизм (не в смысле болезни, а в смысле тенденции).
- · Бессоница.
- · Сложная ситуация в семье, на работе, с другими детьми.
- · Неверные представления о смысле жизни, отсутствие осознанности.
- · Неспособность замечать и радоваться хорошему.
- · Мечты, если их нет – тревожный знак.
И т.д.
И воздействовать, на мой взгляд, предпочтительно именно на патологические проявления и на причины, их вызвавшие, если те можно выявить. А позитивные ростки и конструкты, наоборот, сначала выискивать, а потом холить, лелеять и взращивать.
Обычно – это удается.
Потому что чаще всего негативные установки прячутся в нас самих, хотя мы будем изо всех сил пытаться ссылаться на внешние обстоятельства. А вот если мы их выявили, определили пути «давления» на патологические механизмы и «усиления» механизмов здоровых, то тогда действительно удается невроз (или то нехорошее, что именуют этим словом) обратить, развернуть вспять, вернув человеку душевный мир и спокойствие.
Как правило, при этом и физическое здоровье также заметно улучшается.
Вот такое мое личное представление о неврозах.
А еще мне очень нравится определение невротического расстройства от часто мною упоминаемого П.В. Симонова – болезнь неведения.
Именно поэтому в деле совладания с невротическими расстройствами такое большое значение имеет психологическое просвещение доверителя. Чем, вообще-то, и является книга в ваших руках.
ПОЛЕЗНАЯ СТРАНИЧКА
1. Ребенок приближается к подростковому возрасту? Не пугайтесь сами, и не пугайте его, дети прекрасно чувствуют настроение родителей. Это ведь не только один из самых сложных периодов жизни, но и – потенциально – один из самых счастливых.
2. Ненавязчиво объясняйте, что с ним будет происходить в физиологическом, эмоциональном, социальном плане. Полезно вспоминать вслух, как вы переживали подростковый кризис сами, его приятные и неприятные эпизоды.
3. Уважайте его взросление, его усиливающуюся «самость». Но постоянно напоминайте о своей неизменной любви к нему. И о том, что в любой момент вы готовы помочь, если ваша помощь потребуется.
Кстати, и сами обращайтесь за его помощью, и ему свою предлагайте. Должно быть полностью естественным обращение за поддержкой к родителям (братьям/сестрам) в ситуации, когда что-то пошло не так, и подросток самостоятельно справиться не может.
Все ужасные случаи, перечисленные мной в этой главе, никогда бы не произошли, если бы подросток привык в непонятных, нерешаемых ситуациях обращаться за помощью.
4. Если с подростком происходит что-то неприятно непонятное – обращайтесь к психологу. Очень тщательно нужно отслеживать отсутствие зависимостей. Если есть подозрение на прием психоактивных веществ, то, чем раньше будет оказана помощь, тем больше шансов на успех.
5. Никогда не сравнивайте уничижительно своих детей с другими. Здесь это говорю и еще сто раз скажу. Сравнивать можно только его сегодняшнего с ним вчерашним. И обязательно отмечать вслух, когда это сравнение позитивно.
6. Старайтесь максимально занять подростка полезным и, – очень важно! – интересным для него делом. Точнее, даже, не занять его, а, выявив его предпочтения и пожелания, дать ему возможность этим заниматься.
7. Закончу с того, с чего начал. Входите вместе с подрастающим ребенком в подростковый возраст с ожиданием счастья, а не страха. Ведь это вы его родили и дорастили до сегодняшних – и проблем, и, одновременно, открывающихся безграничных возможностей. Но проблемы пройдут, а радость останется.
На сегодня – всё.
В оформлении заметки использована работа художника И.А. Сапункова "Взгляд".
Ниже – близкие по теме заметки из нашего канала в Дзен:
Как мы с женой воспитывали детей. Часть 1
https://dzen.ru/a/aASUYe3cTAuZDrDh
Тестируем агрессивность детей
https://dzen.ru/a/YVw8jkNvhDmUH1v_
идет о детях и родителях:
"Как правильно воспитывать детей? Мнение многодетного психолога"
"Можно ли детей наказывать физически?"
"Детей растили одинаково, а выросли они разными"
"Педагогическая запущенность или психическое нездоровье?"
- Этот канал был, есть и всегда будет бесплатным. Реклама, скрытая или явная, автором также не размещается.
Но если Вы захотите поощрить нас донатом, теперь это можно сделать на карту Сбера:
2202 2008 8732 6591
Пожалуйста, укажите в назначении платежа, что это донат.
Вопросы по тел./вотсап +7 903 2605593
И, конечно, как всегда, любые замечания, споры, дискуссии и собственные мнения приветствуются. Чем больше лайков и активности читателей, тем большее количество новых людей будет привлечено к этим материалам. Давайте вместе менять вредные стереотипы о психических заболеваниях и людях, ими страдающих.