Найти в Дзене
Альтернативная история

Французские «яки». Семейство легких истребителей Arsenal VG 30 – VG 39

Оглавление

В начале 1930-х годов ряд французских экспертов в области авиации пришел к мнению, что военно-воздушные силы их страны отстают от остального мира. Французские авиастроительные компании выполняли слишком мало собственных исследований, а финансируемые правительством программы создания обычных самолетов не расширяли технические границы авиационной науки и техники. 2 июля 1934 года Пьер Ренодель предложил создать государственное научно-исследовательское учреждение для изучения и разработки современных самолетов для французских военно-воздушных сил. Позже в том же году в Виллакубле, недалеко от Парижа, была сформирована государственная авиастроительная компания Arsenal du matériel aérien (Арсенал авиационной техники; Arsenal), директором которой стал инженер Мишель Вернис (Michel Vernisse). Когда в 1936 году французская авиационная промышленность была национализирована, компания была переименована в Arsenal de l’aéronautique (Авиационный арсенал; Arsenal), и ее руководство возглавило работы компании Bréguet, также расположенной в Виллакубле.

Авиация реальная и альтернативная | Блог альтернативная история | Дзен

Одной из первых разработок компании Arsenal стал истребитель VG 10 с тандемным расположением двигателей. Самолет был разработан под руководством инженеров Мишеля Верниса и Жана Гальтье, инициалы фамилий которых образовали обозначение самолета – VG. Проект VG 10 так и не был реализован в металле. На его базе был разработан проект VG 20, который также не пошел дальше чертежной доски. Однако конструкция была в очередной раз переработана, и в конечном итоге превратилась в тяжеелый истребитель Arsenal VB 10, который впервые поднялся в воздух в 1945 году.

Arsenal VG 30

В 1936 году французское министерство авиации заинтересовалось концепцией легкого истребителя, изготовленного из нестратегических материалов. В ответ на эту заинтересованность в компании Arsenal был разработан проект истребителя VG 30, основным конструктивным материалом которого было дерево. Самолет имел традиционную хвостовую компоновку с низкорасположенным крылом и убирающимися основными стойками шасси. В задней части самолета имелся неубирающийся хвостовой костыль. Первоначально VG 30 должен был оснащаться 12-цилиндровым горизонтальным двигателем воздушного охлаждения Potez 12 Dc мощностью 610 л.с. (455 кВт). Однако проблемы с доводкой двигателя Potez 12 Dc привели к переходу на Hispano-Suiza 12Xcrs: 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 690 л.с. (515 кВт).

Деревом, использовавшемся в конструкции VG 30, была преимущественно ель, и деревянный силовой набор был покрыт гнутоклеёной фанерой, образовывавшей работающую обшивку самолета. Затем обшивку покрывали полотном и пропитывали аэролаком. Основу консолей крыла составляли два лонжерона; управление закрылками осуществлялось посредством гидравлического привода. Фюзеляж устанавливался поверх крыла, которое имело неразъемную конструкцию. Кабина располагалась над задней кромкой крыла и имела каплевидный фонарь со сдвигающейся назад подвижной частью. Капот двигателя был изготовлен из алюминия, а для охлаждения двигателя в расположенном под фюзеляжем между консолями крыла в туннеле размещался радиатор охлаждающей жидкости. Запланированное вооружение должно было состоять из одной 20-мм пушки, стрелявшей сквозь полую втулку воздушного винта, и четырех 7,5-мм пулеметов, размещенных в консолях крыла вне зоны ометания винта. Боекомплект пушки составлял 60 патронов, а крыльевых пулеметов – по 500 патронов на ствол.

Макет легкого истребителя Arsenal VG 30 был представлен в ноябре 1936 года на парижском авиасалоне. Министерство авиации сочло макет достаточно впечатляющим, чтобы выпустить спецификацию A.23, содержавшую в себе требования к легкому истребителю. В начале 1937 года был заказан прототип легкого истребителя VG 30, и в июне началось изготовление самолета. В ходе работ возникли некоторые задержки, и первый полет прототипа VG 30 состоялся 6 октября (в некоторых источниках указывается 1 октября) 1938 года. Пилотом, поднявший прототип VG 30 в небо с аэродрома Виллакубле, был Модест Вонье. Официальные испытания проводились с 24 марта по 17 июля 1939 года, в ходе которых, как сообщается, VG 30 разогнался до скорости 800 км/ч. В целом испытания показали, что VG 30 имел очень хорошие характеристики и развивал большую скорость, чем оснащенный более мощным двигателем истребитель Morane-Saulnier MS 406 – лучший на тот момент французский истребитель, который только что поступил на вооружение.

макет легкого истребителя Arsenal VG 30, представленный на парижском авиасалоне 1936 года. Обратите внимание на расположение туннеля радиатора. В остальном самолет был очень похож на последующие истребители семейства VG 30
макет легкого истребителя Arsenal VG 30, представленный на парижском авиасалоне 1936 года. Обратите внимание на расположение туннеля радиатора. В остальном самолет был очень похож на последующие истребители семейства VG 30

VG 30 имел размах крыла 10,80 метров, длину 8,40 метров и высоту 3,31 метра. Площадь крыла самолета составляла 14,00 кв. метров. На высоте 4950 метров VG 30 развивал максимальную скорость 485 км/ч и поднимался на высоту 5000 метров за 7 минут и 15 секунд. Несмотря на высокие летные характеристики производство легкого истребителя VG 30 от его производства было решено отказаться в пользу более совершенных моделей, и был изготовлен только один прототип.

Arsenal VG 31

Arsenal VG 31 был дальнейшим развитием конструкции VG 30, предназначенным для увеличения максимальной скорости. Вместо 690-сильного (515 кВт) двигателя Hispano-Suiza 12Xcrs был установлен авиамотор Hispano-Suiza 12Y-31 мощностью 860 л.с. (641 кВт), радиатор системы охлаждения двигателя был смещен назад, крыльевые пулеметы были удалены и было спроектировано крыло меньшего размера, в результате чего площадь крыла сократилась на 1,85-2,00 кв. метра. Испытания в аэродинамической трубе показали, что самолет будет обладать меньшей устойчивостью, меньшей маневренностью и увеличенной посадочной скоростью. Небольшое увеличение максимальной скорости не компенсировало всех перечисленных выше недостатков. Разработка VG 31 так и не была завершена. Крыло было использовано для статических испытаний, а фюзеляж было применено в третьем самолете VG 33, получившем обозначение VG 34.

Arsenal VG 32

Arsenal VG 32 был попыткой использования на самолете VG 30 альтернативной силовой установки. Двигатель Hispano-Suiza был заменен на 1040-сильный (776 кВт) американский двигатель Allison V-1710-C15 (-33), что потребовало удлинения фюзеляжа на 0,42 метра до 8,82 метров. Крыло было модифицировано для размещения в каждой консоли по одной 20-мм пушке и одному 7,5-мм пулемету. Из-за задержек с приобретением двигателя V-1710 реализация проекта VG 32 началась позднее VG 33. Пятый планер VG 33 послужил основой VG 32, и в 1940 году отчаявшееся руководство Франции заказало 400 истребителей данного типа. Однако немецкие войска вошли в Виллакубле раньше американских двигателей. Недостроенный первый экземпляр VG 32 был захвачен в Вильякубле в июне 1940 года.

Arsenal VG 33

Arsenal VG 33 был дальнейшим совершенствованием базового варианта VG 30. Как и VG 31, этот самолет оснащался 860-сильным (641 кВт) двигателем Hispano-Suiza 12Y-31, но сохранил более крупное крыло. Двигатель вращал трехлопастный металлический винт изменяемого шага диаметром 3,75 метра. Масляный радиатор был встроен в капот двигателя непосредственно под обтекателем втулки винта. Фюзеляж самолета был немного удлинен до 8,55 метров, а его высота составила 3,35 метра. Прототип VG 33 совершил свой первый полет 25 апреля 1939 года с аэродрома Виллакубле. Официальные испытания продолжались с августа 1939 года по март 1940 года. VG 33 был устойчивым, маневренным, легким в управлении и обладал хорошей управляемостью. Маневренность и скорость VG 33 маневренность и скорость более мощного цельнометаллического истребителя Dewoitine D.520 – новейшего и лучшего на тот момент французского истребителя.

прототип легкого истребителя VG 33, получивший створки ниш основных стоек шасси, стоит на грязном аэродроме. Многие из изготовленных истребителей VG 33, как второй самолет на заднем плане, не имели створки ниш
прототип легкого истребителя VG 33, получивший створки ниш основных стоек шасси, стоит на грязном аэродроме. Многие из изготовленных истребителей VG 33, как второй самолет на заднем плане, не имели створки ниш

На высоте 5200 метров VG 33 развивал максимальную скорость 558 км/ч и имел практический потолок 11000 метров. Масса пустого самолета составляла 2050 кг, с полной нагрузкой самолет весил 2750 кг. С внутренним запасом топлива 400 литров дальность полета истребителя VG 33 составляла 1200 километров. Два несбрасываемых топливных бака емкостью по 100 литров, которые можно было крепить под консолями крыла, позволяли увеличь дальность полета до 1800 километров.

В сентябре 1939 года, еще до завершения летных испытаний, министерство авиации заказало по меньшей мере 200 легких истребителей VG 33. Вскоре после этого был заключен еще один закупочный контракт, в результате чего общее число заказанных VG 33 было увеличено до примерно 720 самолетов. Первые поставки были запланированы на январь 1940 года, а первая истребительная авиагруппа, оснащенная самолетами VG 33, должна была достигнуть боеготовности в апреле 1940 года. Основная часть заказов досталась Национальному обществу самолётостроения северной Франции (Société Nationale de Constructions Aéronautiques du Nord – SNCAN), Сартрувиль, при этом ожидалось, что производство на заводе компании Michelin в Клермон-Ферране должно было начаться позднее.

изготовленный VG 33 без створок ниш основных стоек шасси в аэропорту Тулуза-Бланьяк в июне 1940 года. Обратите внимание на подфюзеляжный туннель радиатора
изготовленный VG 33 без створок ниш основных стоек шасси в аэропорту Тулуза-Бланьяк в июне 1940 года. Обратите внимание на подфюзеляжный туннель радиатора

По иронии судьбы, задержки с приобретением достаточного количества нестратегической еловой древесины привели к тому, что первый серийный легкий истребитель VG 33 совершил свой первый полет только 21 апреля 1940 года. Количество изготовленных истребителей VG 33 варьируется в зависимости от источника. К 22 июня 1940 года, дате капитуляции Франции перед Германией, французским ВВС были переданы семь из девятнадцати облетанных истребителей VG 33. Еще 160 планеров находились на заводе национального общества SNCAN на разных стадиях изготовления. По меньшей мере 20 самолетов, изготовление которых было близко к завершению, были уничтожены французами с целью избежать из захвата немцами. Французам удалось переправить двенадцать VG 33 в Шатору, где они были помещены на хранение. К ноябрю 1942 года немцам удалось захватить примерно пять самолетов VG 33, и как минимум один из них прошел испытания в Рехлине. В конечном итоге все VG 33 были списаны и отправлены на слом.

захваченный немцами легкий истребитель VG 33 был протестирован в немецком летно-испытательном центре Рехлин. Захваченный самолет имел обозначение 3+5. Входные отверстия масляного радиатора можно увидеть непосредственно под обтекателем втулки винта. Под капотом находится воздухозаборник двигателя. Обратите внимание на пулеметы, установленные в консолях крыла
захваченный немцами легкий истребитель VG 33 был протестирован в немецком летно-испытательном центре Рехлин. Захваченный самолет имел обозначение 3+5. Входные отверстия масляного радиатора можно увидеть непосредственно под обтекателем втулки винта. Под капотом находится воздухозаборник двигателя. Обратите внимание на пулеметы, установленные в консолях крыла

Arsenal VG 34

Arsenal VG 34 был вторым экземпляром VG 33, получивший более мощный двигатель Hispano-Suiza 12Y-45, оснащенный нагнетателем Шдловского-Планиола и развивавший мощность 910 л.с. (679 кВт). Первый полет VG 34 состоялся 20 января 1940 года. На высоте 6200 метров он разогнался до скорости 575 км/ч. Был изготовлен только один экземпляр. 18 июня 1940 года VG 34 был доставлен на аэродром в аэропорт Тулуза-Бланьяк (Toulouse-Blagnac) и, предположительно, был захвачен там немцами.

безмоторный прототип VG 34 стоит заброшенным в аэропорту Тулуза-Бланьяк. Обратите внимание на дополнительное оребрение сдвижной части фонаря кабины пилота
безмоторный прототип VG 34 стоит заброшенным в аэропорту Тулуза-Бланьяк. Обратите внимание на дополнительное оребрение сдвижной части фонаря кабины пилота

Arsenal VG 35

Arsenal VG 35 был четвертым (некоторые источники говорят третьим) экземпляром VG 33, но получившим двигатель Hispano-Suiza 12Y-51 мощностью 1100 л.с. (820 кВт). Самолет совершил первый полет 25 февраля 1940 года и в итоге достиг скорости 590 км/ч. Однако летные испытания так и не были завершены, и единственный прототип был конфискован немцами.

Arsenal VG 36

Arsenal VG 36 представлял собой усовершенствованный вариант своего предшественника VG 35. Самолет имел модифицированную заднюю часть фюзеляжа и более узкий и обтекаемый туннель радиатора. VG 36 впервые поднялся в воздух 14 мая 1940 года и позднее был уничтожен в Ла-Рош-сюр-Йоне (La Roche-sur-Yon) на западе Франции.

на первый взгляд VG 36 был очень похож на VG 33. Наиболее заметным отличием был измененный подфюзеляжный туннель радиатора, который был меньше туннеля, установленного на более ранних самолетах семейства VG 30, и который потребовал изменения конструкции задней части фюзеляжа
на первый взгляд VG 36 был очень похож на VG 33. Наиболее заметным отличием был измененный подфюзеляжный туннель радиатора, который был меньше туннеля, установленного на более ранних самолетах семейства VG 30, и который потребовал изменения конструкции задней части фюзеляжа

Проекты Arsenal VG 37 и VG 38

Arsenal VG 37 представлял собой VG 36 с большей дальностью полета, а VG 38 был VG 35 с более мощным двигателем Hispano-Suiza 12Y, оснащенным двумя турбонагнетателями Brown-Boveri. Ни один из этих проектов не пошел дальше чертежной доски.

Arsenal VG 39

Arsenal VG 39 был создан на базе VG 33. Крыло имело новую внутреннюю конструкцию, в каждой консоли крыла размещались по три 7,5-мм пулемета. Фюзеляж был немного модифицирован и его длина была увеличена до 8,75 метров для установки двигателя Hispano-Suiza 12Zter мощностью 1200 л.с. (895 кВт). Конструкция воздухозаборников была переработана и было изменено расположение маслорадиатора в передней части капота двигателя, корпус подфюзеляжного радиатора также стал немного меньше. 20-мм мотор-пушка отсутствовала. Первый полет состоялся 3 мая 1940 года. Во время первоначальных испытаний VG 39 на высоте 5750 метров достиг скорости 625 км/ч. Был изготовлен только один экземпляр VG 39. Свой последний полет он совершил 15 июня 1940 года и был уничтожен французами в аэропорту Тулуза-Бланьяк до того, как этот аэродром был захвачен немцами. Планируемая версия для серийного производства получила обозначение VG 39bis. Этот вариант имел фюзеляж VG 36 с несильно выступающим тоннелем радиатора, оснащался двигателем Hispano-Suiza 12Z-17 мощностью 1300 л.с. (969 кВт) и был вооружен 20-мм мотор-пушкой. Ни один VG 39bis изготовлен не был.

прототип VG 39, вероятно, в аэропорту Тулуза-Бланьяк. Обратите внимание на пятна выхлопных газов на капоте двигателя. Капот был изменен с учетом установки нового масляного радиатора и равномерно расположенных выхлопных патрубков двигателя 12Z
прототип VG 39, вероятно, в аэропорту Тулуза-Бланьяк. Обратите внимание на пятна выхлопных газов на капоте двигателя. Капот был изменен с учетом установки нового масляного радиатора и равномерно расположенных выхлопных патрубков двигателя 12Z

Проекты Arsenal VG 40 и VG 50

Проект VG 40 представлял собой вариант VG 33, предназначенный для установки двигателя Rolls Royce Merlin III. По сравнению с VG 33, VG 40 имел крыло больших размеров. Самолет не пошел дальше стадии проектирования.

Конструкция VG 50 включала в себя фюзеляж VG 36 и вооруженное шестью пулеметами крыло VG 39. Этот самолет должен был оснащаться двигателем Allison V-1710 мощностью 1200 л.с. (895 кВт). VG 50 так и не был изготовлен.

Заключение

Из всего семейства легких истребителей компании Arsenal в серийное производство был запущен только вариант VG 33. На бумаге это был один из лучших французских истребителей Второй мировой войны, не уступавший фронтовым истребителям других стран. Однако у самолета так и не было возможности получить боевое крещение. Несколько затянувшаяся разработка и задержки в производстве VG 33 привели к тому, что ни один из этих легких истребителей не поступил на вооружение к началу боевых действий и во время битвы за Францию их было поставлено слишком мало, чтобы оказать какое-либо влияние на ход войны.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Настоящий народный истребитель? Проект легкого реактивного истребителя Blohm und Voss BV P 211.02. Германия - Альтернативная История
Опытный истребитель Potez 230. Франция - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/franczuzskie-yaki-semejstvo-legkih-istrebitelej-arsenal-vg-30-vg-39/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉