Найти в Дзене
Альтернативная история

Билет в один конец. Катапультируемые истребители-перехватчики Hawker Hurricane

Оглавление

Предисловие редакции: С лета 1940 года немецкие военно-воздушные силы получили возможность наносить удары по военно-морским целям союзников в Атлантике с западного побережья Франции. Потери грузовых судов резко возросли, и поэтому британцы решили применить ужасную тактику: истребители Hawker Hurricane устанавливались на катапульты и запускались в воздух в качестве одноразовых самолетов…

Авиация реальная и альтернативная | Блог альтернативная история | Дзен
Гидросамолёты прошлого настоящего и будущего | Блог альтернативная история | Дзен

В 1940 году выживание Великобритании в значительной степени зависело от морских поставок из США и Канады. Немецкие подводные лодки, а также все большее количество самолетов поставили под угрозу жизненно важные поставки из-за границы.

Поражение Франции позволило немецким военно-воздушным силам с середины 1940 года наносить удары по военно-морским целям союзников непосредственно с западного побережья Франции. В частности, вооруженные дальние самолеты-разведчики Focke-Wulf Fw 200 Condor из состава 40-й бомбардировочной эскадры (Kampfgeschwader 40; KG 40), действовавшей с аэродрома Бордо-Мериньяк, могли атаковать британские грузовые суда далеко в Атлантике.

С июня 1940 года по февраль 1941 года только самолеты Focke-Wulf Fw 200 Condor потопили грузовых судов общим водоизмещением 365000 тонн. Кроме того, они сообщали о конвоях немецким подводным лодкам.

вооруженный дальний самолет-разведчик Fw 200 Condor, описанный Уинстоном Черчиллем как «Бич Атлантики». Снимок war-book.ru
вооруженный дальний самолет-разведчик Fw 200 Condor, описанный Уинстоном Черчиллем как «Бич Атлантики». Снимок war-book.ru

Только авианосцы могли бы устранить опасность, но в то время у Великобритании было слишком мало кораблей такого класса. Одно только усиление зенитного вооружения кораблей и эскортируемых судов само по себе не могло решить «проблему Кондора».

Одноразовые истребители

В конце 1940 года возникла смелая идея переоборудовать торговые суда в мини-авианосцы. Истребитель должен был взлететь с катапульты при помощи ракетного ускорителя и атаковать Fw 200. Посадка истребителя на корабль не предусматривалось. Если перехватчик не мог добраться до суши, то пилот должен был покинуть истребитель с парашютом или совершить аварийную посадку, что фактически превращало самолет в одноразовый истребитель. После спасения из ледяных вод Атлантики пилот был готов к дальнейшим полетам; общий риск был классифицирован как приемлемый – ведь это означало, что можно было избежать гораздо более высоких потерь.

Выбор пал на надежный истребитель Hurricane компании Hawker. Модификация Mk I, летные характеристики которой на конец 1940 года уже считались недостаточными, был вполне пригоден для запуска с катапульты, поскольку основными противниками «Харрикейна» должны были стать не одномоторные истребители противника (их появление было крайне маловероятным), а гораздо менее скоростные и менее маневренные бомбардировщики и разведчики Ju 88, He 111 и Fw 200.

прочный истребитель Hurricane Mk I, развивавший на высоте 4600 метров скорость 515 км/ч, хорошо подходил для запуска с катапульты. Вооружение истребителя состояло из восьми 7,7-мм пулеметов Browning. Снимок destinationsjourney.com
прочный истребитель Hurricane Mk I, развивавший на высоте 4600 метров скорость 515 км/ч, хорошо подходил для запуска с катапульты. Вооружение истребителя состояло из восьми 7,7-мм пулеметов Browning. Снимок destinationsjourney.com

Истребители были переоборудованы в вариант Sea Hurricane Mk IA и были оснащены оборудованием для запуска с катапульты. Используемая система запуска была способна разогнать самолет массой максимум 4500 килограммов до скорости около 110 км/ч. В дополнение к 13 стартовым ракетным ускорителям, установленным на катапультной тележке, 1030-сильный двигатель Rolls-Royce Merlin на максимальной частоте вращал пропеллер «Харрикейна». Полностью заправленный топливом и снаряженный Hurricat, как вскоре стал называться запускаемый с катапульты истребитель Hurricane, имел взлетную массу около 3000 килограммов, в то время как максимально допустимая масса не должна была превышать 3400 килограммов.

в общей сложности 13 стартовых ракетных ускорителей запускали в воздух один Hurricat. Такое зрелище было видно издалека, в том числе и экипажам немецких «Кондоров»
в общей сложности 13 стартовых ракетных ускорителей запускали в воздух один Hurricat. Такое зрелище было видно издалека, в том числе и экипажам немецких «Кондоров»

35 судов, оснащенных катапультами

После завершения тестирования, к сожалению, не обошедшегося без потерь (во время взлета развалился один Hurricane, летчик-испытатель погиб), было сформировано истребительное подразделение с базированием на торговых судах (Merchant Ship Fighter Unit – MSFU). Подготовку пилотов запускаемых катапультой истребителей взял на себя Луи Стрейндж (Louis Strange), опытный 49-летний летчик, уже участвовавший в Первой Мировой войне.

Тренировки проходили в Спике (Speke), пригород Ливерпуля, северо-запад Англии, где катапульта запускала Hurricane над рекой Мерси. Если первые четыре корабля входи ли в состав Королевского флота и в документации проходили как Fighter Catapult Ship (корабль с запускаемым катапультой истребителем), то остальные оснащенные катапультами корабли входили в состав Королевских ВВС и проходили как Catapult Armed Merchantman (CAM) – т.е. торговое судно с самолетом, который можно запускать с помощью катапульты.

во время обучения в Спике на учебную катапульту был установлен истребитель Sea Hurricane. Снимок wikipedia.org
во время обучения в Спике на учебную катапульту был установлен истребитель Sea Hurricane. Снимок wikipedia.org

Первоначально планировалось оснастить катапультами 50 кораблей. Однако в конечном итоге катапультами были оборудованы только 35 судов. Помимо пилота на борту судна находились четыре человека технического персонала. На кораблях Королевского флота находился дополнительный персонал.

истребитель Hurricat с выпущенными закрылками, установленный на катапульту CAM-корабля в порту Гибралтара. Снимок airwar.ru
истребитель Hurricat с выпущенными закрылками, установленный на катапульту CAM-корабля в порту Гибралтара. Снимок airwar.ru

CAM-корабли базировались в Белфасте, Бристоле, а также на реках: Мерси в Англии и Клайд в Шотландии.

истребитель Hawker Sea Hurricane Mk IA, также называемый Hurricat за использование катапульты для старта, нет типичную для британских морских самолётов. Рисунок Герберта Ринглштеттера
истребитель Hawker Sea Hurricane Mk IA, также называемый Hurricat за использование катапульты для старта, нет типичную для британских морских самолётов. Рисунок Герберта Ринглштеттера

Первый грузовой сторожевой корабль «Майкл Э» (SS Michael E в 1941 году впервые вышел в море. Однако корабль затонул после попадания торпеды, так и не подняв свой Hurricat в воздух.

Первый сбитый «Кондор»

3 августа 1941 год Hurricat одержал первую победу. Пилот авиации Королевского флота (Fleet Air Arm) лейтенант (капитан-летенант) Роберт Эверетт (Lieutenant Robert Everett RNVR [1]) сбил Fw 200 C (DE+OO), который пытался атаковать конвой OG-71. Когда Эверетт посадил «Харрикейн» на воду, самолет сразу затонул. Эверетт смог выбраться из машины только на глубине около девяти метров. Для немецких экипажей встреча с одномоторным истребителем посреди бескрайних просторов Атлантики должна была стать очень большой и крайне грозной неожиданностью!

С августа 1941 года истребители Hurricat оснащались подвесными топливными баками и запускались с усовершенствованных катапульт. Зима создала серьезные проблемы, из-за чего с конца 1941 года по февраль 1942 года включительно CAM-корабли не использовались. В апреле 1942 года CAM-корабль впервые сопровождал конвой, направлявшийся в порты Советского Союза. В этом походе Hurricat сбил Ju 88 и успешно отразил удар Bv 138.

установленный на катапульту и готовый к запуску истребитель Sea Hurricane одного из CAM-кораблей, осень 1941 года. В зависимости от корабля длина катапульты составляла от 33 до 40 метров. Снимок waralbum.ru
установленный на катапульту и готовый к запуску истребитель Sea Hurricane одного из CAM-кораблей, осень 1941 года. В зависимости от корабля длина катапульты составляла от 33 до 40 метров. Снимок waralbum.ru

Когда, наконец, появилось достаточное количество эскортных авианосцев, использование CAM-кораблей было завершено в августе 1942 года, хотя отдельные оборудованные катапультами суда продолжали выполнять задачи сопровождения вплоть до 1943 года.

В заключение следует сказать, что с июня 1941 года по осень 1942 года CAM-корабли произвели всего восемь запусков перехватчиков, при этом пилотам истребителей Hurricat удалось сбить 6 немецких самолетов, в том числе несколько Fw 200, и 3 немецких самолета были повреждены. Боях был потерял один британский летчик, в то время как потери судов были более значительными и составили двенадцать CAM-кораблей.

[1] Royal Naval Volunteer Reserve – добровольческий резерв Королевского флота

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Цвета военного неба: «Харрикейны» в Арктике - Альтернативная История
Цвета военного неба: крылья безногого аса - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/bilet-v-odin-konecz-katapultiruemye-istrebiteli-perehvatchiki-hawker-hurricane/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉