На летающей лаборатории Як-40ЛЛ в СибНИА испытали передовые технологии искусственного интеллекта для нового поколения сверхзвуковых пассажирских самолетов. Особое внимание уделили надежности бортового оборудования, усилению киберзащиты и работе систем машинного зрения, помогающих пилотам ориентироваться без обычного стекла.
Научно-исследовательский центр «Сверхзвук» совместно с партнерами добился значительных успехов в разработке сверхзвукового самолета. В октябре 2024 года на совещании научно-технического совета НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского» представили результаты работы лаборатории «НЦМУ-ГосНИИАС».
Исследователи создали программные модули для мониторинга состояния самолета и настройки измерительной системы. Алгоритмы успешно выявляли и локализовали неисправности угловых датчиков в реальных условиях, а бортовой интерфейс киберзащищенного центра данных стал более безопасным.
На последнем совещании в декабре специалисты ГосНИИАС представили результаты тестирования интеллектуальных алгоритмов для мониторинга и реконфигурации. Улучшенные алгоритмы повысили скорость и точность определения отказов. Тесты по кибербезопасности показали их устойчивость к угрозам.
В Новосибирске на аэродроме СибНИА в 2024 году испытали технологию «от терминала до терминала». ГосНИИАС и СибНИА изучали управление новым пассажирским самолетом. Особое внимание уделили работе экипажа в «закрытой кабине» во время полета.
В результате создали автоматическую систему прокладки маршрута по аэродрому с возможностью обновления данных через оператора. Система учитывала трафик и поддерживала безопасное расстояние, что важно для сверхзвуковых самолетов, где точность управления имеет значение как в воздухе, так и на земле.
В Новосибирске также провели тесты Як-40ЛЛ с инновационными технологиями. Специалисты из ГосНИИАС и СибНИА представили новую концепцию управления самолетом от запуска двигателей до посадки в терминале. Она автоматизирует операции и непрерывно контролирует все процессы полета, в отличие от традиционных систем.
Новая технология объединяет данные всех бортовых систем самолёта в единую систему. Пилоты управляют лайнером, ориентируясь на широкоформатные экраны, которые показывают информацию о внешней обстановке.
Это заменяет традиционные окна, особенно важные на сверхзвуковых пассажирских самолётах, где из-за нагрузок окна могут быть ограничены. Гибкие экраны позволят по-новому взаимодействовать с внешним миром и откроют новые возможности для управления самолётом.
Пилотажные эксперименты на летающей лаборатории Як-40 включали руление, разбег, взлёт, набор высоты, полёт по маршруту, заход на посадку и посадку. Испытания собирали данные о реакции навигационных устройств, систем визуального определения и алгоритмов обнаружения препятствий и угроз на аэродроме.
Особое внимание уделялось сбору информации для обучения искусственных нейронных сетей. Управление Як-40Л осуществлялось из пассажирского салона, переделанного в кабину пилотов с закрытыми иллюминаторами.
Вылет Як-40Л из Новосибирска показал, что научно-технические возможности сверхзвуковой пассажирской авиации в России совершенствуются. В экипаж вошли опытные лётчики-испытатели, в том числе главный директор СибНИА Владимир Барсук.
Использовалась система машинного зрения с пятью камерами видимого света и двумя инфракрасными для отображения обстановки. Данные, собранные на разных этапах полёта, подтвердили возможность управления сверхзвуковым самолётом в условиях «закрытой кабины». Это открывает перспективы для создания второго поколения сверхзвуковых пассажирских самолётов.
Уникальные испытания стали значимым моментом в истории авиации. Они приведут к созданию самолётов с панорамным видом из салона и закрытыми кабинами для экипажа .