Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Воспитание и самооценка

Сегодня 9 мая, хочу затронуть непростую тему воспитания детей. Важно осознать, что идеальной модели формирования здоровой личности ребёнка не существует. Сам процесс воспитания проходит три стадии:

1. До 7 лет - ребёнок для родителей, как "бог". Удовлетворение потребностей ребёнка на первом месте, но не просто накормить/подмыть и спать уложить, но объяснить, рассказать, показать. Не наказать, а дать возможность познать, не откупиться вкусняшками или развлекашками, но увлечь и заинтересовать, даже в скучном, повседневном занятие и тем не менее очень необходимым.

2. С момента начала школы и до пубертатного возраста (7-13 лет) - ребёнок превращается в "раба". Максимальная ответственность за свои поступки и санкции за проступки (без физических наказаний). Обязанности и обязательства с каждым годом увеличиваются, а возможности "соскочить с темы" уменьшаются. Ребёнок становиться личность, но находится под полным контролем со стороны родителей и взрослых.

3. С момента первой менструации или первых поллюций ребёнок становится подростком и мысли всё ещё детские, а тело уже взрослеет. Этот период больших изменений, как в физиологии, так и в психике. Подросток пугается этих изменений, он не узнает себя и не понимает, как себя вести, одеваться, взаимодействовать с окружающими людьми. Гормональные всплески не способствуют: терпению, логическому мышлению (особенно не в свою пользу), критическому осмыслению. В этой ситуации, лучшее, что может сделать любящий родитель, это принять ребёнка и не стараться его изменить, а лишь огородить от явных вредных привычек и опасных ситуаций. И помните, в этом возрасте ребёнок подросток не прощает ошибок, вранья и просчётов. Если Вы рассказываете о вреде табакокурения, употребления алкоголя или энергетиков, но сами систематически нарушаете свой же запрет, не ждите понимания и уважения от своего чада. В этом возрасте подросток может стать другом (младшим, но равным товарищем).

И в заключение об самооценке. Она может быть здоровой или ущемленной, только благодаря взаимодействию с родителями или иными значимыми взрослыми. Логическая похвала подростка (к месту), вряд ли приведёт к нарциссическому расстройству личности, а вот если постоянно воздействовать на психику путём троллинга, булинга или игнорирования, то самооценка скатиться в такую пропасть, откуда будет сложно её вернуть на начальная точку. Если ребёнок (подросток) знает о своих сильных и слабых сторонах, и умеет понимать (принимать) их, то вряд ли какие-то токсичные шуточки или откровенные насмешки подорвут веру в себя.

Автор: Вячеслав Киселев
Психолог, Клинический Семейный сексолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru