Найти в Дзене
Советская авиация

ОБНОВЛЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ В МОНИНО

8 мая 2025 года заново открылась экспозиция ангара № 8 «Уникальные летательные аппараты» в Центральном музее ВВС в Монино. Давайте посмотрим, что изменилось.

2021 год
2021 год

Подписывайтесь на Telegram канал монинских волонтёров!

Из всех четырёх сохранившихся немецких ангаров бывшего аэродрома Монино ангар № 8, несмотря на свой внешний вид, находится в наиболее удовлетворительном состоянии.

2021 год
2021 год

Лет 15 назад на нём заменили покрытие крыши с деревянно-рубероидного на профнастил.

2012 год
2012 год

И вот в 2025 году наконец дошло до замены остекления, которое за прошедшие годы пришло в отвратительное состояние.

2021 год
2021 год

Через прорехи от выпавших стёкол в ангар пробрались галки и стали расклёвывать тканевую обшивку некоторых самолётов, добывая материал для постройки гнёзд. Не говоря уже о жидких галочьих «бомбардировках». Посмотрите, в каком состоянии пребывала гондола стратостата «Волга» несколько лет назад.

2017 год
2017 год

Кроме того, во время ремонта 2024-2025 годов были заново покрашены стены, правда, не на всю высоту. К сожалению, деревянная обшивка ангара осталось прежней, и продолжает зиять сквозными щелями между рассохшимися старыми досками. Да покрытие пола не изменилось — это всё тот же грязно-серый, местами выщербленный советский асфальт. Поэтому можно сказать, что принципиально вид ангара практически не поменялся.

Фото: Максим Лаптев
Фото: Максим Лаптев

Однако, одновременно с заменой остекления были переставлены экспонаты. Некоторые удалены из ангара, и кое-что добавлено. Остановимся на этом поподробнее.

Вот схемы расстановки основных экспонатов в ангаре № 8 до и после. Как видно, изменения не очень существенные.

Нагляднее можно отследить изменения на анимированной картинке.

-8

Самый существенный результат перестановки — прямо у входа. Тут теперь стоит гондола стратостата «Волга».

Фото: Максим Лаптев
Фото: Максим Лаптев

К ней снова можно подойти и заглянуть внутрь, для чего имеется маленькая лесенка.

Фото: Максим Лаптев
Фото: Максим Лаптев

За гондолой установлены два уникальных экспоната — испытательный стенд «Турболёт» и космический аппарат БОР-5. Впрочем, «Турболёт», как и прежде, задвинут на второй план. Хотя это аппарат легендарный, исторический.

Фото: Максим Лаптев
Фото: Максим Лаптев

А дальше — новичок в ангаре. Это атмосферный самолёт-аналог космической системы «Спираль» (ЭПОС) под названием МиГ-105.11. Скажем честно, именно в этом ангаре ему самое место, но сюда он попал впервые.

Фото: Максим Лаптев
Фото: Максим Лаптев

Вот так «лапоть» перемещали в ангар, погрузив на телегу для транспортировки ракет.

Фото: vk.com/aviarestorermonino
Фото: vk.com/aviarestorermonino

Правда, теперь при входе в ангар наблюдается некоторая «скученность». Глаза разбегаются от обилия уникальных экспонатов, но ни один из них невозможно рассмотреть или сфотографировать отдельно, они перекрывают друг друга.

Фото: Максим Лаптев
Фото: Максим Лаптев

Сверху, как и прежде, нависает планёр А-1-83. Раньше левее висел лёгкий самолёт «Аист-2», но после расклёывавания галками он отправился на реставрацию в музейные мастерские.

Фото: Максим Лаптев
Фото: Максим Лаптев

Дальше, если продолжать движение правее от ЭПОСа, самолёты стоят в прежнем порядке, лишь сдвинулись на несколько метров.

Фото: Максим Лаптев
Фото: Максим Лаптев

Сначала опытный штурмовик МиГ-15бис ИШ.

Фото: Максим Лаптев
Фото: Максим Лаптев

За ним Ла-15.

Рядом с которым установлен агрегат АМЗ-53 с открытой крышкой.

Фото: Максим Лаптев
Фото: Максим Лаптев

Сбоку — переносной аэродромный габаритный огонь.

Фото: Максим Лаптев
Фото: Максим Лаптев
Фото: Максим Лаптев
Фото: Максим Лаптев

Следующий — отреставрированный волонтёрами Як-17.

У его крыла — передвижной стенд С-608-69.

Фото: Максим Лаптев
Фото: Максим Лаптев

Сверху, как обычно, реет планёр ЛАК-9.

Фото: Максим Лаптев
Фото: Максим Лаптев

В конце ряда — несчастный МиГ-9, который в 2017 году «ободрали» горе-реставраторы из сторонней фирмы, да так и бросили. Музейные сотрудники не успели организовать покраску самолёта к открытию ангара, поэтому задвинули МиГ-9 в дальний угол, с глаз долой.

Фото: Максим Лаптев
Фото: Максим Лаптев

МиГ-9 от любопытных и придирчивых глаз «прикрывает» АПА Москвич-400.

Фото: Максим Лаптев
Фото: Максим Лаптев

А ранее в этом углу ангара стоял макет летающей лодки Ш-2, но его куда-то убрали.

2021 год
2021 год

Уникальный экспериментальный вертолёт В-7 остался на месте, но теперь рядом с ним стоит гондола стратостата «СССР-2».

Фото: Максим Лаптев
Фото: Максим Лаптев

Кстати, в 1990-е годы гондола уже стояла на этом месте.

Май 1997 года. Фото: Colin W. Prentice
Май 1997 года. Фото: Colin W. Prentice

Аэросани «Север-2» стоят всё там же.

Фото: Максим Лаптев
Фото: Максим Лаптев

Но раньше над ними нависала редчайшая авиетка «Буревестник», но сейчас её нет. Видимо, также отправилась на реставрацию.

2017 год
2017 год

Правее саней, как и прежде, макет АНТ-25.

Фото: Максим Лаптев
Фото: Максим Лаптев

А дальше — снова изменения.

Фото: Максим Лаптев
Фото: Максим Лаптев

АНТ-2 сдвинулся вправо, где когда-то стоял Sopwith Triplane.

Фото: Максим Лаптев
Фото: Максим Лаптев

Дело в том, что в прошлом году «Сопвич» сумели втиснуть в зал № 1 «Зарождение авиации», где он гораздо более уместен. Но там британскому самолётику, конечно, тесновато.

Фото: Оля Шитова
Фото: Оля Шитова

А на место АНТ-25 выдвинули с задворок самодельный автожир с двигателем «Урал» конструктора В. Рысюка.

Фото: Максим Лаптев
Фото: Максим Лаптев

Но пропал не только «Сопвич». Куда-то убрали обломки ТБ-3, разложенные здесь в 2021 году.

2021 год
2021 год

Убрали разбитый планёр МАИ-63, лежавший у задней стены.

2017 год
2017 год

Но сверху, как и прежде, висит мотопланёр А-13М.

Фото: Максим Лаптев
Фото: Максим Лаптев

Разумеется, реплика «Ильи Муромца» никуда не делась, её практически невозможно сдвинуть с места.

Фото: Максим Лаптев
Фото: Максим Лаптев

Над ней, как и раньше, скользят по воздуху уникальные планёры М.В.
Суханова с дисковым крылом.

Фото: Максим Лаптев
Фото: Максим Лаптев

А вот стоявший за «Муромцем» третий дископлан Суханова под названием "X-Tail" исчез. Хотя все дископланы Суханова должны экспонироваться вместе, разумеется.

2017 год
2017 год

Пропал и крошечный самолёт А-6 «Фрегат» конструктора В.К. Вьюгова.

2017 год
2017 год

На своём месте остался Voisin LAS, «этажерка» времён Первой мировой.

Фото: Максим Лаптев
Фото: Максим Лаптев

Наконец, стоит отметить «слона в комнате». В самом центре ангара стоит уменьшенная модель первого опытного Ту-144.

Когда-то эта модель была окружена телефонными трубками, в которых звучал рассказ о самолёте. Кроме того, модель могла кабрировать и пикировать на основании, выпускать шасси и опускать нос, ведь она была создана для демонстрирования на выставках. Но всё это в прошлом.

1967 год. Монреаль. Фото: Ю. Чуприков
1967 год. Монреаль. Фото: Ю. Чуприков

В 2022 году, к 100-летию ОКБ им. А.Н. Туполева, планировалось построить сбоку от ангара № 8 специальный павильон, в центре которой должна была быть установлена эта модель. Под это дело музейными сотрудниками был вырыт котлован и сдан на металлолом волонтёрский домик. Но затем бюджет праздника был урезан, и ничего не осуществилось.

Если же говорить об «идеальной» расстановке ангара № 8, то (хотя моего мнения никто не спрашивал) я могу предложить такой план экспозиции. В таком случае в ангаре гораздо меньше пустого пространства, но зато кроме уже имеющихся там экспонатов внутрь поместится также единственный сохранившийся Як-23, который устанавливается рядом я Як-17. Як-36 вместе с «Турболётом» образуют экспозицию о зарождении советских СВВП. А в дальнем углу ангара образуется «космический» уголок, где кроме ЭПОСа и БОРа представлен МиГ-15УТИ, на котором летали многие космонавты, начиная с Гагарина и Терешковой.

-48

Или вот ещё более радикальный вариант, где кроме вышеперечисленных экспонатов в ангар поместились даже уникальные Е-152М и Ла-250. Да, расстановка более чем плотная, даже тесная. Но зато уникальные самолёты больше не гниют на улице, не в этом ли цель? Но это лишь мечты, увы.

-49

Другие статьи об истории музея в Монино:

История музея ВВС в Монино | Советская авиация | Дзен

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!

Также подписывайтесь на Telegram канал монинских волонтёров!