Як-17 — реактивный истребитель первого поколения, разработанный в ОКБ Яковлева на базе Як-15. Первый полёт — 6 июня 1947 года. В 1947-1949 годах на авиационном заводе № 31 в Тбилиси выпущено 430 самолётов Як-17 и Як-17УТИ с двигателями РД-10 и РД-10А. Самолёт Як-17 стал переходной моделью в процессе замены парка поршневых истребителей на реактивные, а затем использовался для подготовки лётчиков к освоению МиГ-15.
Подписывайтесь на ТГ канал монинских волонтёров!
Из-за небольшого ресурса планера и двигателя служба Як-17 в ВВС СССР ограничилась периодом 1948-1952 годов. Снимаемые с вооружения самолёты или списывались, или передавались Китаю и в страны Восточной Европы, где они также использовались в качестве переходного самолёта. Польша и Чехословакия получили истребители обеих серийных модификаций, а Болгария, Румыния и Китай — только «спарки» Як-17УТИ. Благодаря этому за рубежом сохранилось несколько Як-17 и Як-17УТИ.
Чего нельзя сказать об СССР и России. Сохранился один-единственный Як-17 и находится он, разумеется, в Монино, как и многие другие самолёты, сохранившиеся в единственном экземпляре. Есть предположение, что это первый опытный самолёт, переделанный из серийного Як-15 и имевший обозначение Як-15У.
Хотя про данный Як-17 нельзя сказать, что он «полностью сохранившийся». По свидетельству волонтёра музея Александра Буйлова, который участвовал в реставрации самолёта:
Машина собрана из нескольких, встречаются по меньшей мере 5 серийных номеров. Топливная система полностью отсутствует (кроме баков, не было даже подкачивающих насосов), двигатель смят снизу — видимо был снят с самолёта, совершившего вынужденную посадку. Движок, к слову, некомплектный. Вообще, собрана она исключительно из непригодных для эксплуатации узлов. Так баки имеют пробоины, у крыла разрушены узлы крепления и т.п. Пневматическая система так же большей частью отсутствует, исполнительные механизмы изначально были неработоспособны, баллон с большой пробоиной. От проводки не было даже намёка на остатки.
По свидетельству волонтёра Евгения Сологубова, серийный номер фюзеляжа 311103, а крыла — 311130. При смывке на фюзеляже нашли номер 311125, который, возможно, и является истинным заводским номером самолёта.
Самолёт был воссоздан в ОКБ Яковлева для съёмок в фильме «Им покоряется небо», причём, предположительно, сначала в виде Як-15 (с хвостовым колесом и без передней ноги шасси), ведь самолёты МиГ-9 и Як-15 совершили свои первые полёты в один день — 24 апреля 1946 года. А уже потом переделан в Як-17.
Правда, в легендарный фильм Татьяной Лиозновой Як-17 так и не попал. Но при покраске получил молнию на фюзеляже и номер 02. Ведь снимавшийся в фильме МиГ-9 нёс на себе точно такую же молнию и номер 01.
Так или иначе, истребитель Як-17 поступил в Музей 20 июня 1961 года в разобранном виде. После сборки он был установлен во дворе музея, между Ла-250 и Е-152.
В начале 1970-х самолёт укатили на открытую площадку музея, это фото сделано, вероятно, в момент перекатки.
Самолёт поместили в ангар № 8 вместе с другими реактивными истребителями первых поколений.
«Соседями» Як-17 по ангару вплоть до конца 1980-х годов были такие же реактивные первенцы МиГ-9 и Ла-15.
В 1974 году самолёт всё-таки попал в кино, но в совсем крошечном эпизоде, и где-то на фоне — в фильме «Повесть о человеческом сердце».
В 1989 году началась глобальная реэкспозиция монинского музея, в результате чего многие самолёты из ангара № 8 оказались на улице, в том числе и Як-17.
Самолёт на 20 с лишним лет занял место во главе «аллеи Яковлева», начинающейся за хвостом Т-4.
И вот только теперь, когда появились цветные фотографии самолёта, мы замечаем, что он совсем не серебристый, каким был в начале, а зелёный.
Дело в том, что за время нахождения в музее самолёт несколько раз кардинально менял свою окраску и цвет молнии и бортовых номеров. Всего самолёт полностью перекрашивался шесть раз. Подробнее про «метаморфозы монинского Як-17» можно прочитать здесь.
Мало того — по чьей-то глупости в 2001 году при очередной перекраске ему сменили бортовой номер на 10. Эта ошибка была исправлена лишь спустя три года.
В 2009 году музей нашёл средства на перекраску самолёта в оригинальный цвет, и волонтёры отбуксировали Як-17 в ангар № 7, чтобы смыть старую краску.
Но когда демонтировали лючки и увидели состояние внутренних конструкций самолёта, то приняли решение провести полноценную реставрацию. В итоге самолёт «задержался» в ангаре на шесть лет. Начинали восстановление одни люди, продолжали другие, а заканчивали третьи.
Летом 2010 года самолёт начали зачищать от краски с использованием химической смывки, моек высокого давления и болгарок со шлифовальными насадками. Толщина краски в некоторых местах достигала сантиметра!
Основную часть работы выполнил уже упоминавшийся в статье Александр Буйлов, часто работавший в советском танковом шлеме. Ему помогал Александр Постников.
Кабина, хоть и была почти полностью комплектна, тоже сильно пострадала от времени. Приборные панели были сняты и разобраны для перекраски.
К лету 2011 года смывка была в основном закончена и перешли к загрунтовке и покраске отдельных деталей внутренних конструкций. Для доступа внутрь фюзеляжа демонтировали хвостовое оперение.
Чтобы работать зимой, в ноябре 2011 года самолёт накрыли импровизированным шатром, воздух под которым нагревали тепловой пушкой.
Работали прямо внутри фюзеляжа, забравшись туда с ногами.
К 2014 году обновился состав волонтёрской бригады, самолётом кроме Александра Постникова теперь занимались Александр Слёзкин, Павел Шулятьев и Андрей Вечернин.
Они начали прогрунтовывать и возвращать на штатные места съёмные лючки и прочие детали. В марте 2014 года поставили на место киль.
Заканчивал сборку в 2015 году другой волонтёр — Андрей Филин. К тому времени Як-17 был готов к внешней покраске.
В сентябре 2015 года произошла следующая серьёзная веха в судьбе самолёта. Дело в том, что в тот период каждый год Рособоронэкспорт выделял несколько миллионов рублей на покраску экспонатов монинского музея. Покраской занимались не сотрудники музея и не волонтёры, а бригада маляров с ЛИиДБ ОКБ им. Яковлева. Музей лишь выбирал экспонаты, которые было необходимо покрасить. И вот в 2015 году этими экспонатами были выбраны МиГ-15ИШ, Ла-15 и Як-17. После покраски все три самолёта, и примкнувший к ним МиГ-9 снова вернулись в ангар № 8 на место, освободившееся от самолётов времён войны, которые ранее были перемещены волонтёрами в новый ангар № 6Б.
Реставрация Як-17 продолжилась на новом месте. Андрей Филин установил на место кресло лётчика и бронеспинку. Смыл и заново покрасил элементы приборных панелей.
Также Андрей восстановил из прозрачного пластика мелкие элементы остекления — покрытие полукомпаса, БАНО и фары.
Из многослойного оргстекла вместе с Александром Постниковым они изготовили макет переднего бронестекла-триплекса. Из гибкого поликарбоната сделали боковое остекление.
Но самым важным было восстановление остекления сдвижной части фонаря, которая в оригинале выпуклая и цельная. Воссозданный в 1961 году в ОКБ Яковлева макет остекления состоял из двух фрагментов гнутых листов оргстекла, разделённых перемычкой.
Андрей Филин нашёл людей, которые бесплатно изготовили новый фонарь. Правда, найти нужную форму удалось только со второй попытки, поэтому первый вариант фонаря оставили для восстановления планёра МАИ-63. После долгой подгонки новый фонарь был готов.
В конце 2016 года Андрею начал помогать Антон Сандин, который вскоре возглавил бригаду на финальном этапе реставрации.
Кроме Антона в бригаде трудились Денис Игнашин, Артём Куликовский, Мария Баркевич и Константин Силантьев. Андрей Рубченя изготовил муляж фотокинопулемёта С-13. Дмитрий Павлов собрал прицел и сделал эскиз недостающих деталей, чтобы изготовить их на 3D-принтере и установить на место. Также восстановили тяги управления рулями.
В начале 2017 года начали сборку кабины и реставрацию приборов, и эта работа растянулась аж до 2020 года.
В 2019 году в музее сменилось руководство и половина сотрудников. Новой смотрительнице ангара № 8 пришлась не по душе компания молодых волонтёров, работавших неподалёку. Каждый субботник сыпались жалобы руководству музея, дошло даже до голословных обвинений в краже приборов из кабины. Можете сами оценить по фотографиям, сколько приборов было «украдено» из Як-17. Но в итоге реставрация была парализована на финальной стадии.
Зато есть другой, действительно любопытный факт. Неким странным образом демонтированный в начале реставрации из задней части кабины умформер превратился в самостоятельный экспонат. И теперь он находится не в Як-17, а в музейном хранилище как "Преобразователь «ПАГ-1Ф»". Чудеса!
Напоследок, несколько фотографий разрезного макета двигателя РД-10, выпущенного в 1945 году, сделанные в музейном хранилище.
Именно такие двигатели устанавливались на Як-15 и Як-17.
Другие статьи об истории экспонатов музея в Монино:
Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!