Кроссоверы и внедорожники имеют схожие черты: внушительные размеры, большие колеса, массивный корпус и просторный салон. Из-за этого их часто путают. Внешне они похожи, но сильно отличаются по конструкции и назначению.
Рама
Классический внедорожник имеет рамную конструкцию. Прочная стальная рама служит основой автомобиля, обеспечивая жесткость в продольном и поперечном направлениях. Это делает внедорожник идеальным для буксировки и преодоления сложных участков.
В то же время большинство кроссоверов имеют интегрированную конструкцию, где кузов выполняет несущую функцию. Это упрощает производство, снижает стоимость и массу автомобиля. Однако такая конструкция менее подходит для сурового бездорожья.
Геометрия
Чтобы понять разницу, рассмотрим несколько ключевых параметров:
1. Угол въезда. Чем больше угол въезда, тем круче горка, на которую способен подняться автомобиль. Для внедорожников средний угол въезда составляет 45-50 градусов, а для кроссоверов — 30-36 градусов.
2. Глубина брода. Этот параметр определяет, насколько глубокую водную преграду автомобиль может преодолеть без риска гидроудара двигателя и попадания воды в салон. Глубина брода зависит от дорожного просвета и расположения воздухозаборников и дефлекторов. В среднем внедорожники способны преодолевать броды глубиной до 70 сантиметров, а кроссоверы — до 50 сантиметров.
3. Клиренс. Чем больше дорожный просвет, тем увереннее автомобиль чувствует себя на бездорожье. Обычно внедорожником не называют автомобиль с клиренсом менее 200 миллиметров.
Коробка передач
Коробка передач классических внедорожников должна быть максимально приспособлена для движения по пересеченной местности. Лучше всего этим требованиям отвечает механическая коробка передач. Механика требует от водителя активных действий с рукояткой и педалью сцепления, но позволяет полностью использовать крутящий момент, чтобы не застрять в снегу или грязи. Также предусмотрены следующие функции:
- Блокировка дифференциала. Если одно колесо буксует, вся мощность передается на другое, что помогает вытащить автомобиль без посторонней помощи и лебедки.
- Пониженная передача. Колеса вращаются медленно, но с высокой тягой. Эта функция особенно полезна на сложных участках, таких как песок или снег.
Кроссоверы созданы для города, поэтому в них чаще используют автоматы или вариаторы. А полный привод в таких автомобилях включается только при необходимости.
Подвеска
Кроссоверы обычно оснащены независимой подвеской, которая достаточно мягкая. Она обеспечивает плавный ход, комфорт для водителя и пассажиров, а также точное управление и минимизирует крены при прохождении крутых поворотов на высокой скорости. Однако для бездорожья такая конструкция не идеальна. Она не отличается особой прочностью, и при максимальных нагрузках амортизаторы и стойки могут быстро выйти из строя.
Внедорожник — это совсем другое. Обычно он оснащен зависимой подвеской. Она жестче, зато прочнее и надежнее. Такая подвеска не подведет даже на пересеченной местности, где повсюду крупные валуны, корни деревьев и ямы.
Современные модели могут быть оснащены адаптивными подвесками. Их жесткость можно регулировать, подстраивая под особенности дороги, стиль вождения и скорость.
Двигатель
Внедорожник немыслим без мощного двигателя. Он тяжелый и испытывает серьезные нагрузки. Мощность таких автомобилей часто превышает 200-250 лошадиных сил. Поэтому стоит быть готовым к значительному расходу топлива.
Кроссоверы чаще оснащаются бензиновыми двигателями мощностью 150-200 лошадиных сил. Расход топлива у них ниже, работа тише, а реакции на нажатие педали газа более четкие.