Сто с лишним лет назад этот концерн назывался «Даймлер» и производил не только автомобили, но и велосипеды, двигатели для самолетов и танков, стволы для винтовок господина Маузера и даже пишущие машинки.
А первый гараж Общества моторов Даймлер-Мерседес в Москве открылся на Неглинном проезде, который сегодня мы знаем как улицу Неглинную, во дворе дома №15.
Видимо, благодаря именно этому меньше чем в километре отсюда, напротив Большого театра, установлен небольшой памятный знак и высажено несколько деревьев представителями германской фирмы (2 фото).
В действительности, здесь собраны вместе целых две истории, разделить которые довольно непросто. И, пересказывая их, я для начала покажу…
…Дом, что смотрит своим фасадом на Неглинку
В 1859 году на этом месте стоял доходный дом с меблированными комнатами «Город Дрезден», выстроенный для отельера по фамилии Лясотович. Дом тот не сохранился до наших дней… да чего там, уже в 1892 году его перестроили по проекту архитектора Константина Федоровича Бурова, некоторое время бывшего партнером Льва Николаевича Кекушева. Об одной из его работ я уже рассказывал в своих заметках.
Реконструкцию здания возле подземного русла реки Неглинки Буров спроектировал для Петра Александровича Молчанова и его сына Александра Петровича. Собственно говоря, гостиница «Город Дрезден» именно им и принадлежала без малого полвека, при том как Лясотовичу – не более двух лет. Тем не менее, на всех сайтах дом этот отчего-то называется доходным домом Лясотович – Коломийцева.
Впрочем, большинство авторов и вовсе пишут, что Константин Буров его построил в 1859 году… правда, тогда будущему архитектору было всего пять годиков и жил он в Ярославской губернии.
А дом в стиле модерн очень интересен. При всей своей внешней простоте, он не похож на другие, явно отличаясь и от своего окружения, и от многих построек того времени. При кажущейся прямолинейности он какой-то воздушный и легкий. В первый момент может создаться впечатление, что он вылеплен из рассыпчатого песочного теста. И выделяющийся из фасада центральный маленький эркер в одно окно с балконом над ним и двумя балкончиками по бокам только добавляют ему мягкой пышности, округлости.
(3 фото)
Изысканно оформлены окна третьего этажа – сдвоенные арочные, в едином полуциркулярном проеме, украшенном несложной, но изящной лепниной.
Да и оформлению проездной арки автор придал большое значение. Морда сурового льва, охраняющего внутреннюю территорию, исполнена мастерски. Кажется, сделай неверное движение – и зарычит. А вот выше, над львом, уже более современное вкрапление. В сочетании со старинной лепной маской герб Союза Советских Социалистических Республик смотрится… любопытно.
(3 фото)
В 1899 году владелец доходного дома снова поменялся. Теперь им стал упомянутый чуть выше купец, потомственный почетный гражданин Александр Александрович Коломийцев. И снова человек, подаривший современному москвоведению свою фамилию для обозначения дома, владел им весьма недолго, всего года три.
(7 фото)
В начале двадцатого века кроме жилых квартир в доме разместились музыкальная школа пианиста и преподавателя фортепиано Василия Ивановича Вильборга и магазин по продаже художественных изделий из дерева под названием «Дилетант». Но было это уже при новом хозяине дома – Савелии Григорьевиче Поляке. Он купил здание в 1903 году и владел им до самой революции. При этом часть помещений отвели под контору Товарищества Русско-американского нефтепромышленного торгового общества «Мазут», директором которого Савелий Григорьевич являлся.
И тут мы добрались до второй, заглавной части моей заметки. Во дворе дома, теперь уже тесно связанного с международным нефтяным обществом «Мазут» и миром автомашин, появилась новая постройка.
(3 фото)
Правда, сегодня она, к сожалению, совсем не видна в современном дворе, став частью Петровского (или Фирсановского) пассажа и скрытая новыми корпусами.
Она появилась в 1910 году, и выстроил её…
…Молодой архитектор с непростой судьбой Вячеслав Константинович Олтаржевский
Москвич, родившийся в 1880 году в многодетной семье инженера путей сообщения, он осиротел в пять лет и воспитывался в приюте. Закончив приютскую школу, поступил в прославленное Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где обучался у Иллариона Александровича Иванова-Шица, впоследствии сделавшись одним из крупнейших специалистов по высотному строительству.
За постройку гостиницы «Украина» он был даже удостоен звания лауреата Сталинской премии. Написал обширный научный труд под названием «Строительство высотных зданий в Москве».
Но в 1930-х Олтаржевский был репрессирован по обвинению во вредительстве при строительстве ВСХВ (будущей ВДНХ) и отправился в лагеря.
Но там не сгинул и даже стал Главным архитектором Воркуты, занимая эту должность с 1939 по 1942 год. А в 1943-м и вовсе вышел на свободу, после Великой Отечественной войны заняв место в Московском комитете по строительству высотных зданий.
И вот ему же, правда, весьма задолго до всех этих событий, а именно в 1910 году, выпало устроить во внутреннем дворе доходного дома на Неглинной…
…Гараж Общества моторов Даймлер-Мерседес
По некоторым данным, первый автосалон Мерседеса существовал здесь даже после революции, закрывшись лишь в 1926 году. Видимо, как московской знати и купечеству начала двадцатого века, так и новым руководителям молодой Страны Советов германский автопром пришелся по вкусу.
Сегодня это здание делит между собой довольно много организаций. И сам бывший доходный дом (не только, как мы сумели выяснить, Лясотович и Коломийцева, но обладающий гораздо более богатой историей) совершенно заслуженно привлекает к себе внимание.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.
Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, а также в репостах статей в ваших любимых соцсетях.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!