Прогулка вглубь улиц и переулков, вглубь Историй и судеб, вглубь рассказов о шедеврах архитектуры старинной части Москвы, что зовется Земляным городом, открывает мне все больше и больше удивительного и прекрасного. Честное слово, хочется рассказывать и рассказывать о каждом доме, стоящем здесь. Так многое хочется показать...
Но некоторые отснятые фотокарточки я сознательно откладываю в отдельную директорию-копилку. Невозможно в одном маленьком блоге рассказать обо всем и сразу… Поэтому сюда я буду еще неоднократно возвращаться.
А самое главное, мои дорогие подписчики рассказывают мне про свои любимые особняки и доходные дома, что стоят окрест. За это моя искренняя и чистосердечная благодарность каждому из вас!
О доме, который покажу в этой заметке, я долго думал, включать ли его в нынешний цикл или отложить на потом. В конечном итоге решил сделать это сейчас. Он стоит недалеко от улицы Поварской, и не знаю, многие ли гуляющие по этому старинному району до него доходили.
Глядя на такие дома, всегда восхищаешься: ведь в них до сих пор живут люди. Хотя по внешнему виду сразу становится очевидно, что это не случайный образчик массовой застройки. Что это, несомненно, еще один дореволюционный доходный дом.
И начинаешь искать его историю.
И действительно, оказывается, что…
…Дом этот построили в 1904 году
К сожалению, имени заказчика и первого владельца не сохранилось. А вот автором его проекта сделался московский архитектор Константин Федорович Буров. Родом из Ярославской губернии, он долгое время жил и трудился в Москве, выстроив здесь множество усадеб и доходников, а в 1900-х годах даже сотрудничал со Львом Николаевичем Кекушевым. Что, вполне возможно, и отразилось в оформлении этого здания. Подъезд дома украшают искусно выполненные головки львиц, охраняющих вход (3 фото).
Собственно, зодчий и сам был известным мастером эклектики и модерна, и не ограничился лишь этим одним элементом декора. Фасад дома богато украшен лепниной: девичьи головки-маскароны, декоративные картуши, венки и бутоны цветов…
При этом сама лепнина, выполненная в серовато-голубом цвете, удачно контрастирует с кремово-бежевой окраской стен и рыжевато-коричневыми вставками (9 фото).
(Кстати, как говорят, львицы, а не традиционные львы – это еще и намек на зарождающееся движение за равноправие полов. В те годы о нем как раз начинали заговаривать анархисты во главе с Михаилом Бакуниным и Петром Кропоткиным.)
Но главное и самое необычное украшение – многочисленно продублированные по фасаду панно из листьев и плодов каштана (5 фото).
В левой части мастер устроил небольшой ризалит, а справа – похожий на него по оформлению эркер, под которым расположился парадный вход.
Продолжал Константин Федорович трудиться и в годы НЭПа, работая в частной строительной конторе. А его сын, Андрей Константинович Буров, член-корреспондент Академии строительства и архитектуры СССР, известен как автор многих павильонов на ВДНХ, создатель интерьеров Государственного Исторического музея и уже знакомого нам фасада Центрального Дома архитекторов в Гранатном переулке – того самого, краснокирпичного, с тремя арками.
Надо сказать, что дом в Хлебном переулке был изначально двухэтажным. Но в послевоенном 1947 году к нему…
…Пристроили еще два этажа
Сделали это настолько искусно, что совершенно не заметно никакой неоднородности или дисгармонии. Добавленную часть фасада старательно украсили в том же стиле, что имеют и первые два этажа (6 фото).
Тогда же с торца к дому пристроили лифтовую шахту.
Кстати, столь бережный подход к оформлению надстроенного здания, не слишком-то характерный для того непростого времени, имеет свое объяснение. Во-первых, сюда были должны въехать целых два заслуженных советских военачальника и героя войны – маршалы Василий Данилович Соколовский и Иван Терентьевич Пересыпкин.
И что не менее важно, по всей видимости, в реконструкции дома принимал участие упомянутый выше Андрей Константинович Буров. На то время он уже был весьма авторитетным архитектором и вполне мог поспособствовать бережному подходу к наследию своего отца (3 фото).
Даже небольшие балкончики с ажурными коваными решетками, по два на каждый из добавленных этажей, на удивление гармоничны с изначальным модерном дома (3 фото).
А вот пятый, мансардный этаж добавили уже в последнее десятилетие прошлого века. И вот как раз он некий дисбаланс приносит... Но, честно говоря, не настолько, чтобы им возмущаться.
Дом и по сей день жилой. И, если верить документам, то относится он к весьма элитному жилью. На четыре этажа в нем имеется всего четыре квартиры.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел до конца. Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!