Рассказ о немецком прицепе связистов Sd.Ah.25, который недавно восстановили в мастерской Вячеслава Лен
По мере того, как совершенствовались средства механизации, появлялись всё новые приспособления, которые ныне являются привычными спутниками автомобилей и другой техники. Одним из таких изобретений стали прицепы. Благодаря им можно тащить большую нагрузку, чем изначально предусмотрено конструкцией машины. Практически сразу прицепы стали использоваться для военных целей. Они отличаются большим разнообразием. Одни используются для перевозки грузов, другие ставятся для перевозки на дальние дистанции артиллерии и другого имущества.
В годы Второй мировой войны прицепы использовались наиболее интенсивно. Их можно было встретить во всех армиях мира. Впрочем, наибольшее разнообразие прицепов встречалось у немцев. Они и них были на любой вкус и цвет, общее число вариантов составляет не одну сотню. Какие-то прицепы известны очень хорошо, а другие даже для специалистов не очень-то знакомы. К последним относится прицеп, который совсем недавно закончили комплектовать в мастерской Вячеслава Лен. Речь идет о прицепе связистов Sd.Ah.25, который на практике, является представителем целого семейства прицепов под одним индексом.
Одним из приоритетных направлений для немецкой армии являлась связь. Важность обеспечения связи понималась на самом высоком уровне, что самым прямым образом влияло на уровень оснащения немецких связистов. Такого разнообразия различных средств, облегчавших работу связистов, не было ни в одной другой армии мира. Если поставить задачу собрать всю немецкую технику и прочие прицепы, имеющие отношение связи, то она займет минимум один большой зал, и еще примерно на половину второго останется экспонатуры. Касается это и специальной техники, как легковой, так и грузовой.
Среди этого разнообразия были и прицепы, а также всевозможные тележки. Начиная от маленьких ручных тележек Nachrichtengerätkarren, на которых перевозили маленькие катушки с кабелем, и заканчивая крупными прицепами, на которых возили большие катушки. Часть этих прицепов появилась уже во время Второй мировой войны, когда потребовались дополнительные приспособления для облегчения жизни связистам. Поскольку тема связи является довольно узкой, то и прицепное хозяйство для связистов не очень-то известно. Особенно с учетом того, что там нередко бывали "сериалы".
Именно так можно охарактеризовать ситуацию вокруг семейства прицепов Sd.Ah.25. Появились они как дополнение к машинам связистов Kfz.15, которые, чаще всего, базировались на шасси "единого среднего" легкового автомобиля повышенной проходимости Horch 901. У этой машины имелись посадочные места для небольших катушек на передних крыльях. А вот большие катушки сюда уже не влезали. Перевозили их, как правило, в грузовиках, но нередко так бывало, то такого большого объема не требовалось. Вот для этого и понадобился прицеп, который официально обозначался как Anhänger (1 achs.) für Feldfernkabel.
Вообще в случае с Sd.Ah.25 сложилась довольно забавная ситуация. Это тот случай, когда есть прицеп, а вот информации по нему кот наплакал. И это при том, что изделие отнюдь не штучное, более того, существовало оно в шести вариантах исполнения. Из них два базовых, непосредственно для перевозки кабеля, а остальные весьма существенно отличались не только по внешнему виду, но и по назначению. В их случае индекс Sd.Ah.25 был уместен только потому, что основой шасси был прицеп связистов.
Так вот, именно эти варианты редко, но попадаются на фронтовых снимках. В случае же с базовым вариантом Anhänger (1 achs.) für Feldfernkabel если снимки и есть, то они существуют в единичных экземплярах. Даже специализированные ресурсы используют иллюстрации из руководства D 731/5 Merkblatt für Anhänger für Ff-Kabel (Sd.Ah.25) Muster I und II. Да и там этих самых иллюстраций кот наплакал. И нельзя сказать, что причина в крайней редкости изделия. До наших дней сохранилось три таких прицепа, что равно числу иллюстраций в указанном руководстве. И это вряд ли весь выпущенный объем.
Несмотря на то, что реставрировать пришлось практически наощупь, тех крупиц информации, которые имелись по прицепу, вполне хватило. К счастью, Sd.Ah.25 дожил до наших дней в более-менее комплектном состоянии, а те элементы, которых не хватало, сохранились на других сохранившихся экземплярах. Кроме того, немцы в данном случае умудрились частично унифицировать элементы, особенно что касается мелочевки. Это заметно упростило задачу по комплектации прицепа. Оставалось только дождаться момента, когда найдется необходимое число катушек для кабеля.
Надо сказать, что именно немецкие прицепы, особенно автомобильные, были тем, что можно называть образцами высоких технологий. Создается ощущение, что их создатели не были подвержены влиянию синдрома "сумрачного немецкого гения". Обычно это выражалось в перегрузке ненужными техническими решениями, которые усложняли конструкцию, делая ее только дороже. Тут же всё по-делу, при этом устройство продумано до мелочей, даже сейчас такой прицеп выглядит очень неплохо. В случае же с Sd.Ah.25 получилась крайне полезное устройство, которое на деле было не просто прицепом для перевозки кабеля.
В отличие от машин, которые нередко имели смешанную конструкцию кузовов, у Sd.Ah.25 цельнометаллическая конструкция. Прицеп оснащен прогрессивной торсионной подвеской, удобной для обслуживания и обеспечивавшей плавный ход. Узлы подвески, кстати, стандартизированные, их можно увидеть на похожих прицепах. Собственно говоря, и база стандартная - 1-осный прицеп Anhängerfahrgestell A 1, изначально созданный для люфтваффе. Данное шасси использовалось для нескольких десятков прицепов, это к вопросу об унификации.
Увы, данных непосредственно о Sd.Ah.25 нет практически никаких. Тут можно отталкиваться от характеристик Anhängerfahrgestell A 1, который имел собственную массу 140 кг и грузоподъемность 610 кг. То есть полная масса достигала 750 кг. От прародителя прицеп для перевозки кабеля получил очень удобное сцепное устройство. За счет него можно было тащить прицеп за разными автомобилями, также, на небольшие дистанции, его вполне тащили вручную. Автор материала тащил, с неполной загрузкой, это прицеп в одиночку.
Внутри прицепа могло размещаться 4 катушки для кабелей Feldfernkabel (FFkb). Каждая такая катушка весила 45 кг, на нее было намотано 400 метров кабеля. Перевозились катушки либо как есть, либо в специальных чехлах. Впрочем, немцы не были бы самими собой, если не предусмотрели приспособления на все случаи жизни. Дуги в верхней части прицепа предназначались не только для установки тента, но и для крепления тележки Verlegewagen. Колеса от тележки, велосипедного типа (унифицированы с Nachrichtengerätkarren), хранились в нижней части прицепа. За счет этой тележки связисты могли легко таскать катушку на ближней дистанции, а также разматывать кабель.
Наконец, Sd.Ah.25 позволял механизировать процесс разматывания кабеля. В задней части прицепа можно было установить специальный крепеж, куда ставилась катушка. Разматывать кабель можно было либо вручную (для этого ставилась ручка), либо двигаясь на машине со скоростью до 10 км/ч. Такая продуманность в мелочах была совсем не лишней. За счет подобных мелочей существенно ускорялась задача по обеспечению войск связью, а это совсем не мелочь. Возможность оперативно протянуть два километра кабеля уж точно не являлось излишеством.
Напоследок стоит отметить, что базовая версия Sd.Ah.25 существовала в двух вариантах. Мастерская Вячеслава Лен восстановила первый вариант, а вот стендовые моделисты знают про вторую версию, с закрытым кузовом. Она появилась уже во время войны, когда выявилась необходимость дополнительно защитить катушки с кабелем от воздействий погоды. Хотя первая версия всё же более интересная и удобная для работы связистов.
Другие статьи по немецким прицепам и повозкам:
Рассказ о немецкой тяжелой конной повозке Stahlfeldwagen (Hf. 7/11), новинке выставки "Моторы Войны"