Принято считать, что к производству многоосных автомобилей для гражданских отраслей экономики Минский завод колёсных тягачей приступил лишь после того, как советское плановое хозяйство уступило место рыночным отношениям. На самом деле, это не так! Специальное конструкторское бюро №1 Минского автомобильного завода, ставшее впоследствии широко известным в узких кругах под аббревиатурой СКБ-1 и позже послужившее основой для создания Минского завода колёсных тягачей, начало работать над народно-хозяйственными модификациями своих ракетоносцев и танковых тягачей ещё в начале 1970-х. Страна тогда приступила к грандиозному освоению месторождений Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна, для доступа к богатствам которого и потребовались выпускаемые на МАЗе мощные, высоко проходимые и грузоподъёмные многоосные шасси и созданные на их базе спецмашины.
Первопроходцами в сфере гражданского применения стали созданные в 1972 году на базе «Урагана» – четырёхосного ракетовоза МАЗ-543М – опытные образцы трубоплетевоза МАЗ-731001 для перевозки труб длиной аж 36 метров, трубовоза МАЗ-7910 и самосвала МАЗ-7510 грузоподъёмностью 20 тонн – все они были переданы заинтересованным ведомствам для испытаний. Но наиболее востребованным оказался МАЗ-543П с металлической бортовой платформой, который можно было использовать и как тяжёлый грузовик-внедорожник, и как уникальное по свой грузоподъёмности высоко проходимое шасси, и как тяжёлый балластный тягач для буксировки сверхтяжёлых грузов.
Сохранилась масса фотографий, где два, а то и три «Урагана» тянут здоровенный многоосный прицеп с турбиной или каким-либо другим промышленным оборудованием. Став серийным в 1976 году, этот четырёхосник получил новое отраслевое обозначение МАЗ-7310. В своём кузове он мог перевозить 19 тонн груза, и ещё 18 тонн – на прицепе МАЗ-8385. Через десять лет, когда «Ураганы» были модернизированы в рамках темы «Оплот», став мощнее и грузоподъёмнее, на замену МАЗ-7310 пришёл ставший его развитием МАЗ-7313 с усовершенствованной трансмиссией и усиленной ходовой частью.
Не забудем две гражданских спецмашины, появление которых в советские времена было просто немыслимым без использования «Ураганов». Во-первых, на базе этих четырёхосных шасси выпускали аэродромные пожарные автомобили: с 1975 года АА-60 и с 1985 года – АА70, главным преимуществом которых было уникальное сочетание большого запаса тушащих средств и высокой проходимости. Аэродромный АА70 мог бороться с пожаром не только водой или пеной, но ещё и огнегасящим порошком.
Во-вторых, МАЗ-7310 в то время был единственным подходящим отечественным шасси под установку кранов большой грузоподъёмности. Такие краны, снабженные гидрофицированной телескопической стрелой, с 1975 года выпускал расположенный в Одессе завод имени Январского восстания – позже они получили марку «Краян». Первоначально максимальная грузоподъёмность этих кранов составляла 25 тонн (по советским меркам очень неплохой показатель), а во второй половине 1980-х появился и четырёхосный 40-тонный автокран.
Какое место занимали гражданские «Ураганы» в общем выпуске Минским автозаводом разработанных специалистами СКБ-1 многоосных шасси и тягачей в советские времена? Обратимся к статистике. В 1985 году был изготовлен 841 такой автомобиль, из которых на МАЗ-543 пришлось 577, а на народно-хозяйственные МАЗ-7310 – 143. То есть, гражданским был каждый шестой из произведённых в Минске многоосников. А вот результат 1990 года: заводом изготовлено 948 многоосных автомобилей, из которых МАЗ-543 – 768, а народно-хозяйственных МАЗ-7313 – 91. Получается, МАЗ-7313 – каждый десятый.
Другими словами, гражданские версии «Ураганов» в общем производстве созданной в СКБ-1 техники в ту пору погоды не делали. И тем не менее, основы сотрудничества с гражданскими потребителями закладывались ещё в те времена. То есть, у специалистов СКБ-1, а позже – Минского завода колёсных тягачей, ещё тогда появилось понимание, каких качеств и характеристик от их техники ждут народно-хозяйственные организации. И довольно скоро это понимание очень пригодились – когда наступили новые экономические времена. Но об этом - в следующих материалах.
#МАЗ-543 #МЗКТ #Волат #8х8 #мазураган #внедорожник #шасси8х8