Найти в Дзене
История транспорта

Фотоэкскурсия по аэропорту Шереметьево советских времён

Пятидесятые годы ХХ века в СССР характеризовались открытостью общества, по сравнению с временами правления И.В. Сталина, учащению и улучшению контактов с зарубежными странами.

Инициатором сближения Советского Союза с иностранными государствами стал первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв.

Апофеозом потепления отношений стран социалистического и капиталистического лагерей стал VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов — молодёжный международный фестиваль, открывшийся 28 июля 1957 года в Москве. Гостями фестиваля стали 34 000 человек из 131 страны мира.

Фестиваль проходил две недели и стал во всех смыслах значимым и взрывным событием для советских юношей и девушек — и самым массовым за свою историю. Он пришёлся на середину хрущёвской оттепели и запомнился атмосферой свободы и открытости.

Во время своего первого посещения Нью-Йорка в 1959 году Никита Сергеевич был впечатлён гражданской авиацией США, и, по возвращению в Москву, поручил создать в Москве аэропорт для обслуживания международных воздушных линий. Для упрощения задачи под аэропорт был выделен уже почти готовый, строящийся с 1953 года, военный аэродром, располагавшийся к Северо-Западу от столицы. К 1959 году на аэродроме были построены взлётно-посадочная полоса, способная принимать все типы самолётов того времени, три перрона с местами для стоянки самолётов, здания центрального пункта управления, системы радио- и светотехнического обеспечения полётов.

По поручению партии и правительства в 1959 году Государственный проектно-изыскательный и научно-исследовательский институт ГА «Аэропроект» получил задачу создать проект нового аэропорта для осуществления гражданских авиаперевозок на месте военного аэродрома.

Согласно проекта территория аэропорта была разделена на два сектора. Северная часть территории аэродрома включала в себя сектор внутрисоюзных авиалиний, центр управления полётами, склады ГСМ, складские помещения, котельную, технические здания и корпуса, а также служебно-жилую инфраструктуру (общепит, прачечную, баню, столовые и т. п.). Южная часть аэродрома планировалась для обслуживания правительственных и международных перевозок.

Потоки внутрисоюзных и международных перевозок были разделены намеренно: в те времена частные контакты между советскими и иностранными гражданами не приветствовались партийно-правительственными и правоохранительными органами. Такая практика продолжалась вплоть до начала Перестройки в середине восьмидесятых годов.

Работы велись «стахановскими» темпами, и уже 30 июля 1959 года был подписал приёмо-сдаточный акт о сдаче аэропорта «Шереметьевский» в постоянную эксплуатацию. А 11 июля того же года самолёт Ту-104Б, вылетевший первым рейсом из Ленинграда, приземлился в аэропорту Шереметьево. Эта дата считается днём рождения аэропорта.

Ту-104Б СССР-42434 из Ленинграда на перроне московского аэропорта Шереметьево в день открытия пассажирского движения 30 июля 1959 г.
Ту-104Б СССР-42434 из Ленинграда на перроне московского аэропорта Шереметьево в день открытия пассажирского движения 30 июля 1959 г.

Бывшее здание КДП военного аэродрома временно приспособили для обслуживания внутренних пассажирских линий.

Первое здание внутрисоюзных авиалиний аэропорта «Шереметьево», 1959 г.
Первое здание внутрисоюзных авиалиний аэропорта «Шереметьево», 1959 г.

Параллельно велось строительство здания международных авиалиний на южной стороне аэропорта, которое было сдано в эксплуатацию 1 июня 1960 года.

Здание международных воздушных линий
Здание международных воздушных линий
Здание международных воздушных линий
Здание международных воздушных линий
Авиаконструктор А.Н. Туполев на фоне здания МВЛ в Шереметьево со стороны лётного поля, 1960 г.
Авиаконструктор А.Н. Туполев на фоне здания МВЛ в Шереметьево со стороны лётного поля, 1960 г.
Интерьер здания международных воздушных линий напоминает старинный дворцовый зал
Интерьер здания международных воздушных линий напоминает старинный дворцовый зал
Автостоянка у здания
Автостоянка у здания
Автопоезд для авиапассажиров на аванперроне перед зданием МВЛ, 1961 г. Слева - "Каравелла" авиакомпаний Air France
Автопоезд для авиапассажиров на аванперроне перед зданием МВЛ, 1961 г. Слева - "Каравелла" авиакомпаний Air France
Павильон регистрации пассажиров
Павильон регистрации пассажиров
Перрон со стороны здания МВЛ
Перрон со стороны здания МВЛ

Здесь стоит уточнить, что первое здание МВЛ аэропорта «Шереметьево» располагалось на месте современного терминала F.

Для постоянно растущих потребностей в авиаперевозках в 1961 году на северной части перрона началось строительство нового здания аэровокзала. Комплекс представлял собой светлый современный терминал из стекла и бетона и здание прибытия и отправления пассажиров с округлой крышей, получившей в народе название «Рюмка».

Здание 1964 года с «Рюмкой»
Здание 1964 года с «Рюмкой»
Здание 1964 года с «Рюмкой»
Здание 1964 года с «Рюмкой»
Здание 1964 года с «Рюмкой»
Здание 1964 года с «Рюмкой»
Здание 1964 года с «Рюмкой». Источник указан на фото
Здание 1964 года с «Рюмкой». Источник указан на фото

Архитектурное решение «Рюмки» было скопировано со здания терминала авиакомпании Pan American World Airways в Нью-Йоркском аэропорту Idlewild, ныне известном как аэропорт имени Джона Ф. Кеннеди.

Здание авиакомпании Pan American World Airways в Нью-Йоркском аэропорту Idlewild
Здание авиакомпании Pan American World Airways в Нью-Йоркском аэропорту Idlewild

С этих пор комплекс северных зданий аэропорта стал именоваться «Шереметьево-1», а комплекс южных зданий – «Шереметьево-2». Эти названия сохранялись за терминалами вплоть до постройки комплексов зданий A, B, С, D, E в XXI веке.

Восемь лет в архитектуре аэропорта ничего не менялось. А в октябре 1972 года началось строительство второй взлётно-посадочной полосы параллельно существовавшей, которое было завершено в 1974 году.

Строительство второй ВПП в аэропорту Шереметьево, 1974 г.
Строительство второй ВПП в аэропорту Шереметьево, 1974 г.

В 1976 году в преддверии XXII летних Олимпийских игр 1980 года в Москве начались проектные работы по строительству нового терминала международных авиалиний на месте старого здания 1960 года. Здание 1960 года снесли, а все международные рейсы временно перенесли в сектор «Шереметьево-1».

Внешнеторговое объединение «Союзвнешстройимпорт» провело международный отборочный конкурс и по его результатам 30 сентября 1976 г. заключило контракт на постройку с компанией «Рютербау» из ФРГ. Ранее эта компания построила аэровокзал в западногерманском аэропорту Ганновер. Архитектурные решения здания ганноверского аэропорта были применены при строительстве нового здания «Шереметьево-2».

Здание терминала аэропорта Ганновер. Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/75/Hannover_Airport_Terminal.jpg/1024px-Hannover_Airport_Terminal.jpg
Здание терминала аэропорта Ганновер. Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/75/Hannover_Airport_Terminal.jpg/1024px-Hannover_Airport_Terminal.jpg

6 мая 1980 года состоялось торжественное здание аэровокзала «Шереметьево-2».

Здание международных авиалиний 1980 года
Здание международных авиалиний 1980 года
Здание международных авиалиний 1980 года
Здание международных авиалиний 1980 года
Здание международных авиалиний 1980 года
Здание международных авиалиний 1980 года

За время проведения олимпийских игр аэропорт обслужил более 460 тыс. иностранных пассажиров. Оргкомитет «Олимпиады-80» дал высокую оценку организации авиационных перевозок и качеству обслуживания пассажиров международных рейсов. Здание 1980 года сохранилось до настоящего времени и известно под современным названием «Терминал F».

В марте 1982 года московский аэропорт Шереметьево стал принимать на регулярной основе самый большой в мире на тот момент широкофюзеляжный пассажирский самолёт Боинг-747.

Аэропорт «Шереметьево» также стал первым в Советском Союзе, принявшим «Джамбо».

Прибытие первого рейса Боинг-747 авиакомпании Japan Airlines, март 1982 г.
Прибытие первого рейса Боинг-747 авиакомпании Japan Airlines, март 1982 г.

За всё советское время самолёты Боинг-747 авиакомпании Japan Airlines работали исключительно через гейт №4.

Boeing 747-346 у гейта №4 терминала «Шереметьево-2», 1987 г.
Boeing 747-346 у гейта №4 терминала «Шереметьево-2», 1987 г.

До конца 1991 года международный терминал «Шереметьево-2» принимал широкофюзеляжные самолёты А300 и А310 авиакомпаний Air France, Austrian Airlines, KLM, Lufthansa, Swissair, DC-10 авиакомпаний SAS, Ariana Afghan Airlines, Swissair. Boeing 767 авиакомпаний CAAC/Air China, SAS, British Airways. Boeing 747 авиакомпаний Air France, Air India, All Nippon Airways, British Airways, Japan Airlines, KLM, Korean Airlines, Pan Am, Sabena, Syrianair, Virgin Atlantic, L1011 авиакомпании Delta Airlines.

Предыдущие статьи на тему:

Аэропорт Внуково в цвете, пятидесятые годы

Аэропорт Внуково в цвете, шестидесятые годы

Фотопрогулка по московскому аэропорту Домодедово

Спасибо за внимание.