Найти в Дзене
Личность и мир

Выученная беспомощность. Общий алгоритм выхода из любой Схемы (из негативного жизненного сценария)

Оглавление

Вопрос от постоянной читательницы:

Добрый вечер! Татьяна, перечитывала вашу статью про схему выученной безпомощности. Там вы говорите о том, что победить эту схему можно только действием(и показан способ: делаем, получаем результат стараемся прочувствовать победу) В этой статье вы также пишете:"Есть простые техники, помогающие раскрошить эту схему и уменьшить ее влияние на себя... Опишу их как-нибудь в другой раз..."
Подскажите, а вы описывали эти техники? Если да, пожалуйста, ответьте, в какой статье, а если нет, то прошу вас от себя и от других людей, кто с такой схемой живёт, когда будет время и это будет уместно, опишите их.

Сразу хочу пояснить тем, кто наткнется на эту статью где-то там в своей ленте. Не надо ждать, что вы хоть что-то тут поймете сразу, нахрапом. Чтобы воспользоваться этим алгоритмом, надо хоть что-то уже о себе знать:

  • - о тех процессах внутри себя, что идут бессознательно;
  • - о тех негативных схемах, что живут внутри нас словно сами собой;
  • - о том, как эти схемы устроены, из каких режимов состоят;
  • - о том, как управлять своими негативными мыслями и так далее.

То есть, было бы неплохо прочесть хотя бы штук 10-20 статей в этом блоге, прежде чем предъявлять мне свои претензии в комментариях.

Что такое СХЕМА и о чем именно идет речь – можно прочесть в этом разделе: Причины невроза – Схемы. Целый раздел посвящен именно Схемам.

Одна их последних описанных мною схем находится здесь:

Всегда следом идет закономерный от вас вопрос: а делать-то что дальше?

По сути дела вы спрашиваете меня: «А как тогда мне повзрослеть? Сколько раз для этого надо подпрыгнуть? Какую кашу съесть? Какое стихотворение выучить?»

Ну вот так точно не получится. С помощью какой именно каши вы начнете расти, менять и строить свою уникальную жизнь, вам не скажет ни один колдун-психолог. Просто потому, что он сразу же подтвердит этим свою плохонькую квалификацию. Прямых советов давать нельзя. Можно показывать направления, принципы, давать информацию. А дальше только сам человек может ВЫБИРАТЬ, что конкретно ему делать.

В случае выученной беспомощности человек предпочитает, чтобы за него выбирал кто-то другой. И конечно же он не сможет тогда выбраться из своей беспомощности. Он в ней будет оставаться.

Хорошая новость в том, что достаточно сделать лишь пару-тройку таких своих непростых выборов в жизни, и навык выбора (навык взятия на себя ответственности) начнет расти. Следующий выбор будет сделать легче.

Внутренняя суть человека всегда связана с его телом. Тело нам дано, чтобы с его помощью, находясь в нем, можно было бы совершать действия. Для личностных изменений недостаточно просто подумать, понять что-то.

Необходимо действовать.

Алгоритм выхода из любой схемы везде одинаков

С чего полезно начать? Конечно с получения информации на эту тему. Далее двигаемся изучать свою схему по этим шагам:

  • 1. Проследить причины и условия возникновения схемы, ее биографические корни. Откуда она взялась?
  • 2. Обратить внимание на то, как именно она спасала ребенка в трудной для него ситуации, как она помогала наполнить его потребности или избежать боли. Эти способы спасения – копинговые режимы. Они становятся автоматическими. Мы, став взрослыми, выбираем теперь эти действия, предпочитаем их, не задумываясь.

Например, когда в детстве родители скандалили и ругались, ребенок прятался и сидел тихо-тихо. Он старался быть хорошим, чтобы не огорчать и без того несчастную маму. Он чувствовал себя виноватым просто за то, что он есть.

В дальнейшем в сложных для него ситуациях он автоматически старается «не отсвечивать», чтобы избежать конфликта. И предпочитает брать на себя чужую вину, чужую ответственность. Так работают его автоматические копинговые режимы – способы выживать. И так далее.

  • 3. Проследить, как именно, какими копинговыми режимами, негативная схема проявляется сегодня.

Каждая схема состоит из трех режимов: детский режим + родительский режим + копинговый режим. Можно научиться распознавать эти режимы внутри себя. Я пишу об этом и планирую писать в Премиум-Клубе с иллюстрациями, разбирая все состояния подробно.

  • 4. Проследить, помогает ли схема и ее копинги уже сегодня наполнить взрослые потребности.

Это даст силы, мотивацию на изменения, так как ни один копинговый режим не помогает человеку быть счастливым. В том-то и проблема этого режима, что он оставляет человека пустым.

То, что спасало ребенка, теперь вредно и бесполезно для взрослого человека.

Например, маленький ребенок, чтобы получить любовь мамы, все время старался быть послушным и ведомым. Когда он вырос, оказалось, что чтобы получать любовь и признание, совсем не обязательно всегда подчиняться и слушаться. Не обязательно отказываться от самого себя. Но пока он старался быть удобным, у него не развились его собственные навыки рисковать, бороться, решать самостоятельно задачи, противостоять чему-либо.

Копинговый режим «быть удобным» лишает человека самостоятельности. Это как один вариант возможного развития событий.

Три основные зоны работы со схемой

Далее начинаем обезоруживать схему, выходить из нее. И здесь есть три основных способа, даже три группы способов:

  • 1. Когнитивные способы.
  • 2. Эмоциональные способы.
  • 3. Поведенческие способы.

Что такое – когнитивный способ?

Это мысли. То, что я думаю по какому-то своему поводу. То, что я считаю по этому поводу. То, как я оцениваю или себя, или других, или все вместе сразу.

Это моя сознательная часть, она всегда на поверхности. Например, в схеме зависимости человек считает, что без другого человека он пропадет.

Или в схеме беспомощности он может считать, что ни на что не способен, что он не сможет с чем-то справиться.

Или в схеме социальной изоляции человек считает, что ему комфортнее одному, чем с людьми.

В каждой схеме есть очень много самых разных мыслей, которые помогают быть в Схеме и оставаться в Схеме.

С этими мыслями можно работать всеми известными способами когнитивно-поведенческой психотерапии. Это и работа с автоматическими мыслями, и техники “за и против”, когда вы взвешиваете саму мысль и замечаете, осознаете, насколько она является истинной, а насколько она ошибочна. И многие другие.

Следующий шаг – эмоциональная проработка

Часто клиент на этом этапе проговаривает, что вот умом он все понимает, а сердце его с этим не согласно, не может он с ним договориться. И это истинная правда: сердце с умом не в ладу.

Здесь работа посложнее, но и она вполне возможна даже самостоятельно.

В схематерапии на этом этапе есть специальные и уникальные техники – рескриптинг. Это так называемое переписывание, когда во время сессии человек с помощью терапевта внутри себя распознает и проживает другие эмоции, связанные с определенной ситуацией.

Как сделать это вне сессии? Для начала осознать, чего именно необходимо достичь. Затем искать способы “договориться” со своей бессознательной частью личности. Дать ему другие ощущения.

Это та самая работа с внутренним ребенком. Об этом я очень много пишу, практически в каждой статье есть что-то, что соприкасается с эмоциями.

Например, вместо ощущения собственной беспомощности дать ощущение того, что я могу что-то сделать на самом деле.

Вместо ощущения скуки и тяжести (или даже тревоги) среди людей научиться получать удовольствие и радость от общения, положительные впечатления.

Вместо ощущения собственной ненужности вырастить внутри себя чувство собственной самоценности: “я живой, и это великая ценность. Я и есть – жизнь”. Одного этого уже достаточно, чтобы уважать и ценить самого себя.

Как уже можно догадаться, самый верный и самый простой способ получения иных чувств – это сделать что-то, что позволит наполнить пустую базовую потребность.

И тут мы подходим к самому главному – действиям.

Поведенческие способы проработки схемы

Действуя иначе, чем привык, можно получать совсем другие впечатления. Ведь иные действия могут приводить к иным результатам.

Если у меня схема зависимости, то я чаще предпочитаю переложить ответственность за свою жизнь на кого-то другого. При этом неизбежно я и свою независимость отдаю в руки другому. Кто за меня отвечает за мою жизнь, тот и имеет право управлять мною.

Как только зависимый, например, материально человек становится независим в сфере денег, как только он обучается сам обеспечивать себя во всем материально, то им уже невозможно так легко управлять. Он внутренне становится иным.

И его отношение к самому себе как к зависимому человеку, неспособному самостоятельно выжить, тоже меняется само собой. Ему ничего не надо доказывать. Он точно знает, сколько он приложил труда на то, чтобы достичь собственной цели.

У него вырастает «я могу» – взрослая часть его личности.

Более того, поднявшись на какую-то свою очередную ступеньку, он видит, что его цель снова не достигнута – его горизонты расширились. Он видит новые возможности для своего роста.

Развивающийся человек никогда не упирается в потолок. Просто потому, что потолка нет, мы ничем не ограничены в развитии. Мы ограничены только протяженностью самой жизни.

Находясь в самом первом состоянии “я полностью зависим”, такой человек видит лишь задачи этого уровня – как выпросить денег у мужа, как сделать так, чтобы он не ругался, что я потратила больше, чем надо было и т.д.

С обретением собственной независимости все эти микро-задачи отпадают сами собой. Появляются другие: купить новый дресс-код, чтобы выходить в офис, например. Вовремя заменить летнюю резину на машине на зимнюю и т.д., тут у каждого свое.

Это именно то, о чем я говорю:

Изменился человек – изменилась его жизнь, его возможности

И здесь идет вторичное, следующее изменение – мнение человека о себе самом и о мире вокруг него.

У него меняется самооценка, она становится более независимой. Он сам теперь точно знает, что именно он может, а что нет. Его сложно ранить просто так, сложно уронить его самооценку. Ему есть на что опереться внутри себя.

А если с самооценкой все в порядке, то и с энергией у такого человека тоже все в порядке.

У него развиваются другие способы взаимодействий с людьми, что снова дает ему новые и новые возможности, скрытые до сих пор.

Он получает удовольствие от своей новой деятельности. Это важно! Об этом я буду еще писать. Потому что мало, например, выйти просто на работу, надо создать внутри себя способы получать удовольствие от этой деятельности. Мало просто войти в отношения с кем-то, надо научиться создавать в них доверие, счастье и любовь.

Это означает – подключиться к ресурсу и прокачать ресурс.

Это состояние значительно меняет всю структуру личности. От детской схемы не остается ни следа. Я стал взрослый. Я сам могу наполнять свои потребности.

Если пример с работой наглядный и простой, то с другими потребностями ситуация может быть не столь очевидной. Например, в схеме социальной изоляции у человека отсутствует наполнение в потребности в эмоциональных связях с другими. При этом чаще всего он выбирает какое-то ограниченное число близких, где он эту потребность может наполнять. Это лучше, чем ничего.

Однако, если такая микросвязь создается между мамой и ее ребенком, то ситуация становится опасной.

Любовь есть только между мной и дочкой. С другими людьми у меня проблема. Возникает перекос.

Этот дисбаланс может влиять в том числе негативно и на дочь. Так как ребенок бессознательно считывает все: и мысли мамы, и чувства мамы, и поведение мамы. Мама своей дочери передает способы изоляции от внешнего мира. У дочери не формируются навыки социальных взаимодействий.

Так конечно происходит не всегда, слишком много факторов влияют на ребенка. Он вполне себе способен научиться социальным взаимодействиям не только от мамы. Но задуматься все равно стоит.

Роль действий

Как научиться наполнять свои социальные потребности?

Как научиться быть признанным, принятым, уважаемым людьми?

Делать что-то среди людей и вместе с людьми.

И здесь тоже опять про действия.

Действие всегда завершает любой личностный процесс:

ЖЕЛАНИЕ – МЫСЛЬ – ЭМОЦИЯ – ДЕЙСТВИЕ - РЕЗУЛЬТАТ

А после действия приходит его результат. И теперь я и чувствую себя по-другому, и думаю о себе иначе. И знаю, что могу это действие в случае чего повторить снова и снова. У меня развились новые мышцы души – навыки.

Я стал сильнее. Я стал взрослым.

Что еще есть очень важное во всем этом процессе, о чем я еще не сказала?

Первый шаг.

Локус контроля.

Поправить свои настройки. Убрать ошибки восприятия и иллюзии. Опереться на реальность.

Да, я ни черта не умею на самом деле. Работать не умею.

Быт самостоятельно поддерживать не умею.

Знакомиться не умею.

Быть среди людей не умею.

Нравиться противоположному полу не умею.

Это моя индивидуальная правда.

У меня мало знаний, у меня мало опыта, у меня нет навыков.

Но это не означает, что я плохой.

Это всего лишь означает, что у меня нет каких-то навыков.

Навыки всегда можно наработать.

Поправить границы – означает: перестать обвинять в своих бедах и проблемах других людей, перестать ждать чудесного спасения от других людей или от бога.

Взять свою ответственность за себя в собственные руки. Там, где доступно.

Человеку с ярко выраженной схемой беспомощности может быть доступно очень мало чего. Но все равно у каждого всегда есть самые первые ступеньки, куда можно двигаться. Иначе не бывает. Ведь основной закон природы, наша главная задача – эволюция, развитие, движение вперед, в будущее.

Я учусь различать, что сейчас мне доступно, а что пока нет, и закрываю свою пасть на то, что мне сейчас не доступно. Тем самым я не позволяю моей энергии расходоваться впустую.

Я направляю свою энергию только туда, где она может быть использована наиболее продуктивно.

Эти первичные настройки и есть – внутренний локус контроля.

Быть в своих границах и не выходить из них.

Я беру руль от своей жизни в собственные руки, я сам рулю своими потребностями. Я управляю своей жизнью, я могу многое контролировать в ней.

Вот это чувство контроля и дает снижение личностной тревожности. Если я силен, то чего мне бояться, так же?

Вот теперь судите сами, возможно ли описать все техники взросления и выхода из любых негативных схем в одной статье? Но именно на эти темы я и пишу каждый раз. Кому это важно, кто готов работать и менять свою жизнь к лучшему – присоединяйтесь.

________________________

Вы можете подписаться на «Личность и Мир» в нашем Телеграм-канале.

Всю информацию о том, как найти этот канал, как связаться со мной, можно найти на главной странице блога и в закрепленной там же теме:

________________________

©Татьяна Леднева