Ещё БМП-2 не была принята на вооружение Советской Армии, а конструкторам уже был очевиден потолок платформы БМП-1. Начинались разработки совсем иной машины. Ограничения были прежде всего по ходовой, как следствие: и по массе, а значит и мощи вооружения, также по толщине брони. Поэтому нужна была новая, более мощная ходовая. Ну а с чистого листа есть, где развернуться в инженерном творчестве. На выходе получилась БМП-3 – основная современная боевая машина пехоты Армии России. Воюет она вместе с более многочисленными БМП-1, БМП-2, БТРами. Противостоит американским БМП «Брэдли» и прочей западной технике. В этом обзоре рассмотрю БМП-3 и сравню её с конкурентами.
Начались работы над новой БМП в уже далёком 1977 году. Война в Афганистане диктовала необходимость производить БМП-2 и выводить с хранения в строй БМП-1. Продвижение создания новой машины шло с препятствиями. Где-то из-за объективного распыления ресурсов, где-то по причине инертности бюрократии. Несколько проектов были похоронены под сукном в кабинетах. Пока к началу 1980-х не появился вариант, близкий к финальному. БМП-3 проходила испытания в середине 1980-х. Была принята на вооружение в 1987 году. Её показали на параде ко Дню Победы в 1990 году. К серийному выпуску тогда только шла подготовка. Как нетрудно догадаться, развал СССР затормозил проект на несколько лет. Машина недешёвая (чуть более 1 млн. долларов за штуку), а какой тогда кризис накрыл Россию, многие помнят лично, ну или знают из рассказов старших…
Первая серия в 230 машин изначально отправилась на склады хранения, а не в армию. Но небольшие партии БМП-3 постепенно начали поступать в войска уже в начале 1990-х. Так что эта техника поучаствовала в событиях обеих Чеченских войн. Но оставалась редкостью на фоне преобладания БМП-1 и БМП-2.
В 90-х проект БМП-3 держался на плаву в основном за счёт зарубежных заказов. Объединённые Арабские Эмираты заказали более 700 машин. До 2000 года было поставлено 400, остальные – уже в нулевые. Сложилась ситуация, когда у своей армии БМП-3 было меньше, чем у арабов…
На сегодня, с учётом потерь в ходе СВО в «стране 404», точные данные о количестве БМП-3 в ВС РФ отсутствуют, но это сотни машин. Выпуск идёт, наращивается, проходит модернизация БМП-3 до БМП-3М (дополнительное бронирование, более мощный двигатель). Однако всё равно на полях сражений чаще встречаются старенькие БМП-1 и БМП-2, коих тысячи, и восстановление с хранения БМП-2 продолжается. Эта машина и так в три раза дешевле, чем БМП-3. А когда они есть на хранении, считай уже бесплатные… Остались производственные возможности, поэтому задумываются о параллельном выпуске и БМП-3, и БМП-2. С учётом необходимости восполнять потери и наращивать механизацию новых военных округов (на Северном фланге), это разумное решение.
Базовые характеристики БМП-3
К БМП-3 предъявлялся целый комплекс требований, поставивший создателей в жёсткие рамки. Машина нужна была плавающая. Причём по гидроизоляции и скорости перемещения на воде должна превосходить БМП-1 (БМП-2). Помещаться в военно-транспортные самолёты, на железнодорожные платформы, в трюмы кораблей. Поэтому габариты и масса были ограничены, а ещё нужно было вписаться в параметры по защищённости. Инженеры с задачей прекрасно справились! Внедрили сотни новых технических решений, начиная от брони из алюминиевого сплава, заканчивая массой мелких деталей.
- Масса: 18.7 т (при установке комплекта из дополнительных бронеэкранов и КДЗ «Кактус»: 22.7 т, с утратой возможности плавать).
- Длина корпуса: 7.14 м.
- Длина с пушкой: 7.2 м.
- Ширина: 3.23 м.
- Высота по верх башни: 2.3 м.
- Высота по верх приборов наблюдения: 2.65 м.
- Клиренс: 450 мм.
Изначально клиренс планировался регулируемый, чтобы машина могла десантироваться, понижать силуэт в целях маскировки, или наоборот, повышать проходимость по сложному рельефу. Однако это единственное требование техзадания, которое не было выполнено. В ходе испытаний сочли, что ходовая с переменным клиренсом слишком сложная, негативно влияет на надёжность.
Компоновка БМП-3
Геометрию позаимствовали у проекта лёгкого плавающего танка «Объект 685».
Можно отметить довольно приземистый корпус с агрессивными углами, что повышает защищённость, поскольку боеприпас крайне редко приходится в нормаль, обычно под большим или меньшим углом. Благодаря этому обеспечиваются рикошеты. Либо пулю (осколок) встречает уже куда более толстый слой брони, нежели та же деталь под 90 градусов.
Уникальная особенность компоновки БМП-3: двигатель в корме, внизу.
Тогда как другие отечественные и зарубежные БМП (БТР) традиционно с передним расположением мотороно-трансмиссионного отделения.
Исходя из компоновки, быстро обездвижить БМП-3 весьма затруднительно. В мотор, расположенный таким образом, сложно попасть, хоть из обычного тяжёлого вооружения (автопушки, РПГ), хоть FPV-дронами.
В передней части БМП-3 расположены топливные баки. Тут они прикрыты самым мощным лобовым бронелистом (60 мм) плюс стальными щитками (10 мм или 10 + 12 мм на разных деталях). Верхний дополнительный щиток выполняет функцию отражателя волны при форсировании водных преград. Плюс между щитком и основной бронёй воздушный зазор 70 мм. Разнесённая таким образом защита приводит к «расфокусировке» кумулятивного заряда, не даёт ему корректно формироваться в струю (ударное ядро).
На случай если защита всё же пробивается, в баке находится пористый наполнитель, чтобы избежать взрыва топлива.
Поскольку мотор переехал назад, место механика-водителя – спереди посередине. Это очень удобно! Контроль машины потрясающий! Обзор тоже великолепный.
Чего нельзя сказать о других образцах, где мехвод обычно сидит спереди слева, а мотор с трансмиссией размещены справа от него.
Спереди по бокам – люки над сиденьями двоих десантников. Это самые опасные места в случае подрыва БМП на противотанковой мине… Поэтому, туда садятся только при заполнении машины (мотострелковое отделение в полном составе). Нередко предпочитают размещаться на броне. В нынешних условиях, под «мангалом», навесом из металлической сетки или решётки от FPV-дронов.
Далее, за тремя передними люками размещена обитаемая двухместная башня, имеющая форму срезанного конуса. В ней сидит командир (справа) и наводчик-оператор (слева). Размещено основное вооружение БМП-3 (пушка 100 мм, автопушка 30 мм и строенный с ними пулемёт 7.62 мм ПКТ). Стрелять может и оператор, и командир.
Башня невысокая, да и сама БМП-3, в целом, довольно приземистая (высота по верх башни 2.3 м). Особенно на фоне «Брэдли» (высота 2.9 м) и других западных «сараев».
За башней находится десантное отделение, где на складных сиденьях размещаются ещё 5 бойцов.
Собственно, эти 5 и те 2 спереди – полное мотострелковое отделение: 7 человек.
Десантный отсек тесноват. Из-за оригинального решения с переносом двигателя в корму вниз, пришлось отказаться от полноценных распашных люков сзади (или аппарели). Десантирование производится через крышки, которые откидываются вверх и в стороны, а также через небольшие дверки в корме. Бойцам нужно пройти над движком. Такое себе решение. Выходить нужно быстро. Чтобы не попасть под обстрел. Да, откинутые крышки скрывают бойцов, немного прикрывают от пуль и осколков. Но выход сзади, из классически скомпонованных машин, всё же выглядит более безопасно. Если такие категории вообще уместны при спешивании в сотнях, а то и десятках метров от позиций противника…
Бронирование БМП-3
Броня из алюминиевого сплава (АБТ-102). Что сделало корпус более жёстким и относительно лёгким, по сравнению со стальным с такой же стойкостью (выигрыш по массе 25%).
Также алюминиевая броня более вязкая и создаёт меньше вторичных осколков при пробитиях. Снижается риск ранения экипажа и десанта.
Алюминий требует сложной технологии сварки, что делает машину дороже и затрудняет серьёзный ремонт в условиях прифронтовых рембатов. В общем, свои плюсы и минусы.
Далее номера деталей в скобках.
- Лобовая нижняя часть состоит из двух пластин толщиной 60 мм. Верхняя (13) – под углом 30 градусов от вертикали; нижняя – под 45 град. Верхняя защищена дополнительной пластиной из стали БТ-70Ш, толщиной 12 мм. Через воздушный зазор 70 мм, в обычном положении находится ещё водоотталкивающий щиток толщиной 10 мм, из той же броневой стали. Для плавания по воде щиток отводят вперёд подальше от брони (на 48 см).
Эта конструктивная особенность позволила не поднимать щиток, как на БМП-1 (БМП-2). Вода проходит между ним и корпусом, не приводит к подтоплению носовой части, наоборот, немного выталкивает нос машины наверх. Сохраняется хороший обзор мехвода. Можно эффективно вести огонь прямо с воды.
- Нижняя часть лба (12), через воздушный зазор в 70 мм, прикрыта листом броневой стали, толщиной 10 мм.
- Лобовая верхняя деталь (1) имеет толщину 18 мм и расположена под углом 80 градусов от вертикали, почти горизонтально.
- Боковые скулы (2): 60 мм.
- Лоб башни (3): 50 мм, воздушный зазор 70 мм, лист из стали 16 мм. Под углом 40 градусов от вертикали.
- Крыша башни (4): 18 мм.
- Корма башни (5): 43 мм.
- Крыша (6): 15 мм.
- Корма (7): 13 мм.
- Днище (8): 10 мм (сплав АМГ-6, неупрочнённый).
- Борт, верх (9): 43 мм.
- Лист ниши (10): 15 мм.
- Борт, низ (11): 43 мм.
В лоб БМП-3 держит 30 мм автопушку. По всему периметру – бронебойные пули крупнокалиберных пулемётов 12.7 мм (M2 Browning, ДШК, «Утёс» и антиматериальные снайперские винтовки того же калибра). Верхняя проекция держит винтовочно-пулемётный 7.62х54 мм и не слишком энергичные осколки.
Стойкость к противотанковым минам и фугасам – самое слабое место БМП-3 (равно как и у предшественниц). Выход из строя – это понятно. Против ТМки и танк бессилен. Вопрос в выживаемости экипажа, ранениях, травмах от взрыва мины под катком или днищем. При подрыве на ТМ-62 экипаж, как правило, остаётся боеспособным. Десант сзади может тряхнуть, бывают проблемы с позвоночником, удары головами в крышу, но тут, как повезёт. А вот тому из двоих десантников, что спереди по бокам, и оказался со стороны взрыва – или конец, или серьёзных травм не избежать. Может повезти, но на это не надеются. Атакуя на миноопасных направлениях, предпочитают разместиться на броне.
Если это «бутерброд» из двух ТМок или мощный фугас, то последствия могут быть ещё тяжелее.
На модернизированных версиях БМП-3 («Манул»), применяют дополнительную обшивку днища стальными экранами. Но до уровня полноценного стандарта противоминной техники MRAP, гусеничную БМП всё равно не дотянуть.
Стойкость к РПГ, кумулятивным боеприпасам (боевой части FPV-дронов), в базовом виде – откровенно слабая. Лоб машины – ещё куда ни шло, за счёт разнесённой структуры. Поэтому предпринимаются меры по модернизации. БМП-3М предполагает установку отнесённых от основной брони стальных листовых экранов спереди, по бортам, на траверзе башни. А также противокумулятивные решётки, для разрушения кумулятивной боевой части (воронки) и некорректного формирования кумулятивной струи (ядра). От чего заряд деформируется, отклоняется, срабатывает на большем удалении от брони, и уже не может её пробить.
Такие комплекты всё чаще встречаются на БМП-3 в зоне боевых действий на СВО, что радует. Комплекты поставляются, могут устанавливаться на старые машины. Новые идут прямо с завода с такой дополнительной защитой. Также чистая «М» версия идёт с усиленным движком (УТД-32Т).
Для усиления БМП-3 в противодействии РПГ разработаны комплексы динамической защиты (КДЗ) «Кактус». В таком виде это уже максимально близко по степени защищённости к «Брэдли» М2А2/А3. Увы, БМП-3 с «Кактусом» – явление пока довольно редкое.
Конечно же, в условиях дроновой опасности БМП-3 активно дополняют навесами, «мангалами».
Всё это силами рембатов по месту. Тут скорее наработки фронта постепенно перенимают производители, а не наоборот, что неправильно только на первый взгляд. Ведь всё идёт от опыта. А он набирается исключительно в зоне боевых действий.
Двигатель БМП-3
Мотор дизельный (турбо) V-образный на 10 цилиндров. Интересный: невысокий, с разнесёнными в стороны рядами цилиндров, чтобы помещался в компактный силовой отсек.
У базовой версии: УТД-29Т. Мощность: 450 лошадиных сил. Для версии БМП-3М идёт движок УТД-32Т на 660 лошадей.
Скорость по асфальту: до 70 км/ч. По полевым дорогам: до 55 км/ч.
Для плавания внедрена пара водомётных двигателей. БМП-3 движется на них по воде со скоростью до 10 км/ч.
Прорывная на то время для СССР гидромеханическая трансмиссия, которая обеспечила машине манёвренность на скорости, на голову выше, чем у БМП-2.
Ходовая БМП-3
Боевая машина пехоты – гусеничная. С каждой стороны по 6 опорных катков с гидравлическими амортизаторами.
Этим БМП-3 легко отличается от ближайшей родственницы для ВДВ: БМД-4, у которой по 5 катков на сторону.
Вооружение БМП-3
Крупнейший калибр: пушка 2А70, 100мм, нарезная. Она же направляющая для пуска ПТУРС «Кастет» (тех же, что для пушки «Рапира», орудий танков Т-55 и Т-62).
В боекомплекте к 100 мм пушке идут 40 выстрелов с осколочно-фугасными снарядами 3УОФ19. В автомате заряжания 22 штуки. Остальные в укладке башни.
Снаряды довольно медленные (не чета полноценным танковым), но позволяют работать до 4 км. Неплохо против пехоты в окопах, не слишком основательных огневых точек.
Также 8 ПТУРСов. Из них 3 в механизме заряжания. Ещё 5 в левом борту десантного отсека. Управляемые ракеты 9М117 позволяют стрелять до 5.5 км и пробивать до 600 мм за динамической защитой. Новые ракеты 9М117М1 – до 750 мм брони за ДЗ.
Автопушка 2А72 калибра 30 мм расположена в общей маске с главным калибром. Ствол проходит через муфту, соединённую с пушкой 2А70, что снижает вибрацию и повышает точность, кучность.
Боекомплект: 500 выстрелов. Из них: 300 осколочно-фугасных и 200 бронебойных. Между типами боеприпасов можно оперативно переключаться.
По наблюдениям, именно автопушка – любимица экипажей БМП-3. Из неё они поливают куда охотнее, чем из более сложного в работе 100 мм орудия.
Также в единой маске с пушками расположен пулемёт Калашникова танковый (ПКТ) с боезапасом в 2000 патронов.
Башня вращается на 360 градусов. Угля наклона пушек: 6 градусов вниз от горизонтали и 60 градусов вверх.
Также пара ПКТ, с небольшим сектором обстрела, размещены спереди корпуса. Из них могут вести огонь десантники, либо мехвод со своего места.
БМП-3 оснащена неплохой системой управления огня (СУО). Основной прицел оптический х8, ночной х5.5. Дополнительный прицел наводчика-оператора позволяет вести огонь по наземным и воздушным целям, при необходимости. Имеется дублирование прицельных устройств, так что вывести из строя всё разом непросто. Орудия стабилизированы в двух плоскостях. СУО позволяет вести прицельный огонь в движении.
* * *
Насколько удачный такой комплекс вооружения? Больше всего вопросов к 100 мм пушке 2А70. Явно рудимент Советских доктрин, где военачальники бредили встречными танковыми сражениями с армиями стран НАТО. В реальности БМП крайне редко сталкивается лоб в лоб с танками противника. И уж на такой случай куда логичнее разместить пусковые контейнеры полноценных ПТУРов большого калибра: те же «Корнет» (152 мм) или хотя бы «Фагот», «Конкурс» (120 мм). При этом пушка 2А70 весит аж 400 кг. Этот запас можно использовать эффективнее. Например, добавить боекомплекта к 30 мм пушке. Или применять усиленное дополнительное бронирование.
Также пушка 100 мм, точнее её боекомплект, несёт дополнительные риски для экипажа и десанта. При попадании кумулятивного боеприпаса, боеукладка может сдетонировать. Эффект от 100 мм осколочно-фугасных снарядов будет куда губительнее для экипажа, чем начавшая рваться лента с выстрелами 30 мм. В последнем случае, бывает, удаётся покинуть машину.
Можно посмотреть на перспективные образцы отечественных БМП, чтобы убедиться в претензиях к 100 мм пушке. Так, одна из свежих разработок, БМП-3 «Манул» имеет необитаемый боевой модуль, в который входит только 30 мм автопушка, ПКТ, а также пусковые контейнеры ПТРК «Корнет».
А также компоновка возвращена к переднемоторной. Десантное отделение повыше, поудобнее. Кресла десантников подвесные, с амортизацией на случай подрыва, позволяют минимизировать риски травм. Дно усилено дополнительным стальным настилом. Реализована аппарель (дверь, откидывающаяся назад и вниз для быстрого выхода десанта).
Сравнение с конкурентами
Преимущество БМП-3 над БМП-1 и БМП-2 очевидно по всем параметрам. Благодаря жёсткому корпусу у БМП-3 достигается лучшая герметичность. А значит, это единственная реально плавающая БМП в боевых условиях. Да, всё равно нужно жёстко готовить машину. Но это на порядки реалистичнее, чем проделать то же самое с предшествующими моделями.
Масса выше, что не сказалось на подвижности, маневренности. Напротив, в этом плане БМП-3 сильно впереди. Защищённость выше. Алюминиевая броня жёстче, что обеспечивает лучшую стойкость к близким взрывам артиллерийских снарядов.
БТР-70, БТР-80, БТР-82А хуже по бронезащите и вооружённости, но за счёт колёс обладают лучшей стойкости к минам. Могут потерять колесо, но ранения экипажу наносятся реже, чем в БМП-3.
Ну и основное сравнение – с образцами техники противника. БМП М2 «Брэдли». Тоже машина с алюминиевой бронёй. В базовой комплектации вполне сопоставима по защищённости с БМП-3. Другое дело, что их наделано под 10 000 (хоть они и в 3 раза дороже, по 3 млн. долларов штука). И сейчас актуальны модернизированные версии М2А2/А3 с комплексом динамической защиты, пусть не на 100%, но с шансами противостоять РПГ. В таком виде можно сравнивать только с БМП-3 с КДЗ «Кактус», коих совсем немного у нас.
По вооружению тоже всё не в пользу нашей БМП. Автопушка «Бушмастер» калибра 25 мм довольно злая. Имеются подколиберные оперённые бронебойные выстрелы, аналогов которых к нашим 30 мм пушкам не существует вовсе. Боекомплет к пушке больше: 901 выстрел, из которых 75 тех самых бронебойных, а остальные осколочно-фугасные зажигательные трассирующие.
Имеется ПТРК TOW (127 мм). Две ракеты в пусковой установке и ещё 5 в укладке в десантном отделении. Решение с ручной перезарядкой ПТУРов, конечно архаика, но это уже придирки к мелочам. Впрочем, на «Брэдли» будет отдельный обзор, поэтому дальше углубляться здесь не буду.
Вывод: БМП-3 хороша, лучшее из серийного, что у нас есть. По ходовым характеристикам, по выносливости получше, чем «Брэдли». Маневренность, управляемость, скорость по бездорожью выше, запас хода больше. Испытания на выносливость во время конкурса у арабов показали полное доминирование БМП-3 над всеми западными образцами, включая «Брэдли». Но в плане защищённости и вооружения баланс не в нашу пользу. Не фатально, но всё же. Есть над чем работать. Как минимум, из реального: обеспечить как можно больше комплектов дополнительной защиты, навесных бронеэкранов и решёток, а также КДЗ. Тогда баланс подравняется. Ну и клепать их тысячами.
* * *
Подписывайтесь на канал! Впереди много статей о выживании на войне и в экстремальных условиях: оружии, снаряжении, приёмах.
Заслать денег в благодарность автору
* * *
Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru
* * *
Статьи близкой тематики:
- Прорывное решение: БМП на базе старых танков Т-54 Т-55 Т-62