Транспорт в армии – это непроходящая БОЛЬ ещё со времён СССР. УАЗик «козёл», какой-то неказистый автобус, грузовые «Урал» или «КамАЗ» и потом сразу БТР. На старте российского периода, при борьбе с преступностью или в операциях антитеррора – аналогичная картина: или остатки автопрома прошлой эпохи или сразу БТР, если всё серьёзно. Нечто промежуточное, проходимое, бронированное, вооружённое но и комфортное, современное – очень напрашивалось. Мировой автопром не стоял на месте, был разработан ряд интересных решений, применимых и к военным машинам. В нулевые у РФ появились ресурсы, чтобы, в том числе, обновлять вооружения, технику в армии и прочих силовых структурах. Одной из знаковых позиций среди новинок стал бронеавтомобиль «Тигр». На него и взглянем в данном материале.
История появления бронеавтомобиля «Тигр» нестандартна. Уж для реалий России точно. Изначально проект бронированной машины с хорошей проходимостью Горьковскому автозаводу («ГАЗ») заказала фирма из ОАЭ. Испытания прототипов прошли успешно. Но по каким-то бизнес соображениям арабы не стали разворачивать серийное производство в России. Оплатили проект, документацию, доработали с другими компаниями, и стали производить у себя. Конечно, наши рассчитывали на выпуск крупной серии машин, там основная прибыль. Стали искать заказчика, как вовне, так и внутри страны, предложив «Тигр» силовым ведомствам России. Там давно нуждались в новой технике подобного рода, и стороны нашли друг друга.
Сначала «Тигр» тестировал московский СОБР. После чего МВД стало заказывать эти броневики. Серийное производство стартовало с 2005 года на знаменитом Арзамасском заводе («АМЗ»), где выпускаются Отечественные БТР, другая техника.
«Тигр» – автомобиль классической компоновки: переднемоторный, 4 колеса, полный привод.
- Для силовых структур выпускается бронированный (3 класс защиты).
- С более толстой бронёй (5 класс).
Броня 3 класса держит обычные автоматные пули (ПС). По 5 классу – пулю СВД 7.62х54.
- Модификации с дополнительной навесной бронёй.
- А также гражданские небронированные версии.
Все варианты на единой раме.
Характеристики бронеавтомобиля «Тигр»
- Длина корпуса: 5670 мм.
- Ширина: 2200 мм.
- Высота: 2000 мм.
- Клиренс: 400 мм.
- Масса: от 5.3 до 9 т, в зависимости от версии.
- Экипаж: 2 человека. Десант: 4-6.
Ходовая
Исходно использовался двигатель ГАЗ-562, локализация американо-австрийского дизеля. Мощностью 180 лошадиных сил (л/с). Либо американский движок Cummins B (150 или 180 «лошадей»). Позднее, после наложения торговых ограничений: ярославский дизель ЯМЗ-534 в 215 л/с.
- Скорость по трассе до 140 км/ч.
- Колёсная формула: 4х4. Полный привод.
- Запас хода 1 000 км.
Присутствует гидроусилитель руля. Подвеска торсионная независимая у всех колёс. Гидравлические амортизаторы на каждом. Раздаточная коробка трансмиссии продвинутая, с возможностями блокировки дифференциалов (межосевого, межколёсных), что способствует действительно достойным показателям проходимости броневика по сложному рельефу. Имеется понижающий ряд трансмиссии, выведенный на рычаг в кабине.
Воздухозаборник вынесен на уровень крыши, и позволяет проезжать узкие водные преграды до 1.2 м глубиной (при твёрдом, хорошо разведанном дне).
Реализована система поддержания давления и подкачки колёс с электронным управлением из кабины. Это позаимствовано у БТР-80, как и опорные стойки колёс.
Установлена электрическая лебёдка.
Опционально могут внедряться системы, свойственные современным автомобилям: кондиционер, дополнительные системы подогрева, различная электронная начинка, в зависимости от ведомства и задач.
Вооружение
Вооружение броневиков «Тигр» варьируется от версии, коих немало.
Имеются варианты:
- 30 мм автоматической пушкой 2А72.
- Крупнокалиберные пулемёты НСВ «Утёс» или КОРД 12.7 мм.
- Пулемёт ПКП калибра 7.52 мм.
- Система «Туча» для отстрела дымовых гранат, постановки дымовой завесы.
- Некоторые боевые модули включают автоматический гранатомёт (АГС-17, АГС-30).
- Можно разместить и ПТУРы ПТРК «Корнет-Д» с дистанционным управлением.
- Есть версия с миномётом.
Были и прочие экспериментальные боевые модули, не пошедшие пока в серию.
Вооружение оформлено по-разному. В одних версиях, как дистанционно управляемый боевой модуль. В других, просто как пулемётная установка, за которой боец, поднявшийся из люка. Либо пулемёт плюс АГС.
Корпус
Рамная основа (шасси) придаёт повышенную жёсткость кузову. Хотя и сам сплошной сварной корпус даёт достаточную жёсткость. Так что машина действительно крепкая.
Бронированные варианты трёхдверные: две двери кабины экипажа, и задняя – для выхода десанта.
В некоторых боевых модификациях окна с бойницами.
Предусмотрен люк сверху (для ведения огня или экстренного покидания машины при аварии и клине дверей).
На ранних версиях был люк, с крышкой, откидывающейся назад. Не очень удобный для работы с вооружением.
На более поздних появились распашные люки, и основа с возможностью переставить в нужное положение, смотря какой тип вооружения применён.
Бронированные версии позволяют перевозить до 9 человек и 1.2 тонны груза.
Бронирование
Бронированные варианты по 3 классу имеют корпус из бронелистов толщиной 5 мм. По 5 классу – 7 мм. Также имеются версии с дополнительным навесным бронированием, которое держит вплоть до 12.7 мм.
Установлены бронестёкла. Держат хорошо. Из опыта даже останавливают обычные пули 12.7 мм (.50 BMG) от крупнокалиберного пулемёта M2 Browning. С приличных дистанций, естественно. Ну так под крупняк в упор попасть – это надо умудриться, особенно в современных реалиях очень раздвинутого ТВД.
Только бронебойный сердечник от 12.7х108 мм проникает, а оболочка остаётся в стеклопакете. И особо вторичных осколоков нет, на радость находящимся в машине.
Формально «Тигр» не создавался в соответствии с Западной концепцией MRAP (автомобили с усиленной стойкостью к подрыву на минах). Однако практика показала приличную выживаемость, сохранность экипажа и десанта при подрыве на противотанковых минах. Разносит передок, моторное отделение, но экипаж, как правило, отделывается лёгкими контузиями.
Факторы хорошей стойкости к подрывам на минах:
- переднемоторная компоновка;
- крупные колёса (R20);
- высокий клиренс (400 мм);
- усиленное рамное днище;
- элементы подвески от БТР-80, который тоже знаменит своей живучестью при наезде на ТМку.
Основные версии
- СПМ-1 «Тигр» (Специальная Полицейская Машина). Бронирование по 3 классу.
- СПМ-2. Бронирование по 5 классу.
- СТС «Тигр» (Специальное Транспортное Средство). Армейский вариант. По 3 классу.
- «Тигр-М» вариант с усиленно бронированным капотом и обширной модернизацией ходовой.
Все трёхдверные.
- ГАЗ-233001 «Тигр» – небронированный вариант, пятидверный кузов.
Помимо России и своей версии в ОАЭ («Nimr»), бронеавтомобили «Тигр» различных версий выпускаются и в Китае (КНР).
Назначение бронеавтомобилей «Тигр»
«Тигр» позиционируется, как многоцелевой автомобиль повышенной проходимости. Предназначен для перевозки людей и грузов.
Это тот самый неплавающий броневик, с защитой, сопоставимой с БТР. С возможностью и вооружение подтянуть до уровня БТР-82А, установив боевой модуль с автопушкой 30 мм. Хотя это обычно излишне, и хватает пулемёта КОРД или даже ПКП. Всё же ходить в лобовые атаки на бронеавтомобилях – странно. Пусть этим занимается противник на своих MRAP «сараях», предоставленных странами Запада…
Может выполнять функции БТР, подвозить отделение спецназа, разведки, группы дроноводов, к точке, к рубежу выхода на задачу. При этом «Тигр» более компактный, менее заметный. Лишь немного уступает БТРам 8х8 по проходимости, особенно если не сильно гружёный.
Хорошо подходит для патрулирования, рейдовых, разведывательных действий в конфликтах низкой интенсивности.
Итог
Ввиду прежнего пробела в модельном ряду Отечественной военной и специальной техники, «Тигр» занял это место. И просто самим фактом, что он есть, решил множество проблем. Дальше можно придираться к мелочам, либо хвалить. Пытаться сравнивать с конкурентами, что очень трудно сделать объективно.
При цене до $120 000 это очень хороший вариант. Сравнивать с американским «Хамви» не совсем удобно. Тот из другой эпохи, уступает по всем параметрам. При этом по цене дороже.
Тут, конечно, надо сравнивать не в номиналах, а с учётом коэффициента покупательной способности (в США в среднем всё в 2-3 раза дороже).
Если же сравнивать с полноценными MRAP (MaxxPro, Cougar, Oshkosh), то они где-то уделывают «Тигр» по показателям защищённости, а в чём-то на уровне. Но цены в разы выше.
Если сравнивать с ближайшим конкурентом, бронеавтомобилем «Рысь» (на базе Iveco LMV), «Тигр» обладает более высокой защищённостью, лучше переживает подрыв на мине (исходя из ряда случаев в Сирии и событий в Северном Причерноморье). Также «Тигр» вместительнее. Больше запас хода. У «Рыси» комфортнее салон, этого не отнять. Ну и «Рысь» ощутимо дороже в 1.8-2 раза. Так что это скорее машина для поездок генерала в средне-глубоких тылах, а «Тигр» – «рабочая лошадка» для спецназа. Для действий если не на самой первой линии (сегодня, в эру дронов, такое не прощается), то близко к этому.
Вывод прост: «Тигр» – неплохая база для дальнейшей модернизации, создания новых, узкоспециальных версий. Этих машин нужно как можно больше. До идеала, который некоторые себе строят в голове, практически никогда нельзя дотянуться. Ну и откровенных минусов тоже нет. Хорошая машина, на своём месте. Транспорт с ходовыми возможностями автомобиля и защитой от пуль лёгкого стрелкового оружия, мелких и средних осколков. С дополнительным навесным бронированием и от кое-чего тяжёлого защищает.
Фото-подборка
* * *
Подписывайтесь на канал! Впереди много статей о выживании на войне и в экстремальных условиях: оружии, снаряжении, приёмах.
Заслать денег в благодарность автору
* * *
Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru
* * *
Статьи близкой тематики: