Найти в Дзене
ВЫЖИВАНИЕ ПО-РУССКИ

«Тигр» – бронеавтомобиль силовиков России Обзор

Оглавление

Транспорт в армии – это непроходящая БОЛЬ ещё со времён СССР. УАЗик «козёл», какой-то неказистый автобус, грузовые «Урал» или «КамАЗ» и потом сразу БТР. На старте российского периода, при борьбе с преступностью или в операциях антитеррора – аналогичная картина: или остатки автопрома прошлой эпохи или сразу БТР, если всё серьёзно. Нечто промежуточное, проходимое, бронированное, вооружённое но и комфортное, современное – очень напрашивалось. Мировой автопром не стоял на месте, был разработан ряд интересных решений, применимых и к военным машинам. В нулевые у РФ появились ресурсы, чтобы, в том числе, обновлять вооружения, технику в армии и прочих силовых структурах. Одной из знаковых позиций среди новинок стал бронеавтомобиль «Тигр». На него и взглянем в данном материале.

Бронеавтомобиль «Тигр» (фото из открытых источников)
Бронеавтомобиль «Тигр» (фото из открытых источников)

История появления бронеавтомобиля «Тигр» нестандартна. Уж для реалий России точно. Изначально проект бронированной машины с хорошей проходимостью Горьковскому автозаводу («ГАЗ») заказала фирма из ОАЭ. Испытания прототипов прошли успешно. Но по каким-то бизнес соображениям арабы не стали разворачивать серийное производство в России. Оплатили проект, документацию, доработали с другими компаниями, и стали производить у себя. Конечно, наши рассчитывали на выпуск крупной серии машин, там основная прибыль. Стали искать заказчика, как вовне, так и внутри страны, предложив «Тигр» силовым ведомствам России. Там давно нуждались в новой технике подобного рода, и стороны нашли друг друга.

На учениях (фото из открытых источников)
На учениях (фото из открытых источников)

Сначала «Тигр» тестировал московский СОБР. После чего МВД стало заказывать эти броневики. Серийное производство стартовало с 2005 года на знаменитом Арзамасском заводе («АМЗ»), где выпускаются Отечественные БТР, другая техника.

Бронеавтомобиль «Тигр», ранняя версия на параде (фото из открытых источников)
Бронеавтомобиль «Тигр», ранняя версия на параде (фото из открытых источников)

«Тигр» – автомобиль классической компоновки: переднемоторный, 4 колеса, полный привод.

  • Для силовых структур выпускается бронированный (3 класс защиты).
  • С более толстой бронёй (5 класс).
Броня 3 класса держит обычные автоматные пули (ПС). По 5 классу – пулю СВД 7.62х54.
  • Модификации с дополнительной навесной бронёй.
Машина с дополнительным бронированием (фото из открытых источников)
Машина с дополнительным бронированием (фото из открытых источников)
  • А также гражданские небронированные версии.

Все варианты на единой раме.

Характеристики бронеавтомобиля «Тигр»

Бронеавтомобиль «Тигр» на дорогах Донбасса. Дополнитильные навесные бронеэкраны, пулемёт КОРД 12.7 мм (фото из открытых источников)
Бронеавтомобиль «Тигр» на дорогах Донбасса. Дополнитильные навесные бронеэкраны, пулемёт КОРД 12.7 мм (фото из открытых источников)
  • Длина корпуса: 5670 мм.
  • Ширина: 2200 мм.
  • Высота: 2000 мм.
  • Клиренс: 400 мм.
  • Масса: от 5.3 до 9 т, в зависимости от версии.
  • Экипаж: 2 человека. Десант: 4-6.
Бойцы у бронеавтомобиля «Тигр» в зоне боевых действий на «территории 404» (фото из открытых источников)
Бойцы у бронеавтомобиля «Тигр» в зоне боевых действий на «территории 404» (фото из открытых источников)

Ходовая

Исходно использовался двигатель ГАЗ-562, локализация американо-австрийского дизеля. Мощностью 180 лошадиных сил (л/с). Либо американский движок Cummins B (150 или 180 «лошадей»). Позднее, после наложения торговых ограничений: ярославский дизель ЯМЗ-534 в 215 л/с.

«Тигр» мчит (фото из открытых источников)
«Тигр» мчит (фото из открытых источников)
  • Скорость по трассе до 140 км/ч.
  • Колёсная формула: 4х4. Полный привод.
  • Запас хода 1 000 км.
С установкой РЭБ на крыше, вслед за «мотолыгой» на дорогах Новороссии (фото из открытых источников)
С установкой РЭБ на крыше, вслед за «мотолыгой» на дорогах Новороссии (фото из открытых источников)

Присутствует гидроусилитель руля. Подвеска торсионная независимая у всех колёс. Гидравлические амортизаторы на каждом. Раздаточная коробка трансмиссии продвинутая, с возможностями блокировки дифференциалов (межосевого, межколёсных), что способствует действительно достойным показателям проходимости броневика по сложному рельефу. Имеется понижающий ряд трансмиссии, выведенный на рычаг в кабине.

Воздухозаборник вынесен на уровень крыши, и позволяет проезжать узкие водные преграды до 1.2 м глубиной (при твёрдом, хорошо разведанном дне).
Есть места, где и танки садятся. Так что без фанатизма. «Тигр» обладает хорошей проходимостью, но у всего есть пределы (фото из открытых источников)
Есть места, где и танки садятся. Так что без фанатизма. «Тигр» обладает хорошей проходимостью, но у всего есть пределы (фото из открытых источников)

Реализована система поддержания давления и подкачки колёс с электронным управлением из кабины. Это позаимствовано у БТР-80, как и опорные стойки колёс.

Установлена электрическая лебёдка.

Извлечён... (фото из открытых источников)
Извлечён... (фото из открытых источников)

Опционально могут внедряться системы, свойственные современным автомобилям: кондиционер, дополнительные системы подогрева, различная электронная начинка, в зависимости от ведомства и задач.

В кабине бронеавтомобиля «Тигр» (фото из открытых источников)
В кабине бронеавтомобиля «Тигр» (фото из открытых источников)
Ещё вид в салоне (фото из открытых источников)
Ещё вид в салоне (фото из открытых источников)

Вооружение

Вооружение броневиков «Тигр» варьируется от версии, коих немало.

Боевой модуль с автоматической пушкой калибра 30 мм 2А72 (фото из открытых источников)
Боевой модуль с автоматической пушкой калибра 30 мм 2А72 (фото из открытых источников)

Имеются варианты:

  • 30 мм автоматической пушкой 2А72.
  • Крупнокалиберные пулемёты НСВ «Утёс» или КОРД 12.7 мм.
С пулемётом КОРД 12.7 мм (фото из открытых источников)
С пулемётом КОРД 12.7 мм (фото из открытых источников)
  • Пулемёт ПКП калибра 7.52 мм.
  • Система «Туча» для отстрела дымовых гранат, постановки дымовой завесы.
  • Некоторые боевые модули включают автоматический гранатомёт (АГС-17, АГС-30).
«Тигры» на учениях. Разное вооружение. АГС-17 и ПКМ (фото из открытых источников)
«Тигры» на учениях. Разное вооружение. АГС-17 и ПКМ (фото из открытых источников)
  • Можно разместить и ПТУРы ПТРК «Корнет-Д» с дистанционным управлением.
  • Есть версия с миномётом.
Были и прочие экспериментальные боевые модули, не пошедшие пока в серию.

Вооружение оформлено по-разному. В одних версиях, как дистанционно управляемый боевой модуль. В других, просто как пулемётная установка, за которой боец, поднявшийся из люка. Либо пулемёт плюс АГС.

Корпус

Рамная основа (шасси) придаёт повышенную жёсткость кузову. Хотя и сам сплошной сварной корпус даёт достаточную жёсткость. Так что машина действительно крепкая.

Повидавший виды экземпляр в «стране 404». Но крепкий корпус явно защитил экиаж и десант (фото из открытых источников)
Повидавший виды экземпляр в «стране 404». Но крепкий корпус явно защитил экиаж и десант (фото из открытых источников)

Бронированные варианты трёхдверные: две двери кабины экипажа, и задняя – для выхода десанта.

В некоторых боевых модификациях окна с бойницами.

Предусмотрен люк сверху (для ведения огня или экстренного покидания машины при аварии и клине дверей).

Под Харьковом весной 2022 (фото из открытых источников)
Под Харьковом весной 2022 (фото из открытых источников)

На ранних версиях был люк, с крышкой, откидывающейся назад. Не очень удобный для работы с вооружением.

На более поздних появились распашные люки, и основа с возможностью переставить в нужное положение, смотря какой тип вооружения применён.

«Тигры» на учениях. Бойцы с пулемётами ПКМ 7.62 мм, высунувшись из люков на крыше (фото из открытых источников)
«Тигры» на учениях. Бойцы с пулемётами ПКМ 7.62 мм, высунувшись из люков на крыше (фото из открытых источников)

Бронированные версии позволяют перевозить до 9 человек и 1.2 тонны груза.

Бронирование

Отработка операции антитеррора или зачистки в населённом пункте. Группа СпН действует под прикрытием брони (фото из открытых источников)
Отработка операции антитеррора или зачистки в населённом пункте. Группа СпН действует под прикрытием брони (фото из открытых источников)

Бронированные варианты по 3 классу имеют корпус из бронелистов толщиной 5 мм. По 5 классу – 7 мм. Также имеются версии с дополнительным навесным бронированием, которое держит вплоть до 12.7 мм.

Установлены бронестёкла. Держат хорошо. Из опыта даже останавливают обычные пули 12.7 мм (.50 BMG) от крупнокалиберного пулемёта M2 Browning. С приличных дистанций, естественно. Ну так под крупняк в упор попасть – это надо умудриться, особенно в современных реалиях очень раздвинутого ТВД.

«Тигр», получивший пулю 12.7 мм в лобовой стеклопакет. Водитель уцелел (фото из открытых источников)
«Тигр», получивший пулю 12.7 мм в лобовой стеклопакет. Водитель уцелел (фото из открытых источников)

Только бронебойный сердечник от 12.7х108 мм проникает, а оболочка остаётся в стеклопакете. И особо вторичных осколоков нет, на радость находящимся в машине.

Ещё попадания пуль в стеклопакеты «Тигра» без пробития (фото из открытых источников)
Ещё попадания пуль в стеклопакеты «Тигра» без пробития (фото из открытых источников)

Формально «Тигр» не создавался в соответствии с Западной концепцией MRAP (автомобили с усиленной стойкостью к подрыву на минах). Однако практика показала приличную выживаемость, сохранность экипажа и десанта при подрыве на противотанковых минах. Разносит передок, моторное отделение, но экипаж, как правило, отделывается лёгкими контузиями.

«Тигр» после подрыва на противотанковой мине ТМ-62. Члены экипажа и десанта ходят позади, что-то ищут... Видимо взрывом сорвало что-то, закреплённое на крыше (фото из открытых источников)
«Тигр» после подрыва на противотанковой мине ТМ-62. Члены экипажа и десанта ходят позади, что-то ищут... Видимо взрывом сорвало что-то, закреплённое на крыше (фото из открытых источников)
Он же, другой ракурс. Машина уже никуда не поедет, но свою задачу выполнила, экипаж уцелел (фото из открытых источников)
Он же, другой ракурс. Машина уже никуда не поедет, но свою задачу выполнила, экипаж уцелел (фото из открытых источников)
Ещё подорвавшийся на ТМке «Тигр». Передок и мотор в хлам, а экипаж цел (фото из открытых источников)
Ещё подорвавшийся на ТМке «Тигр». Передок и мотор в хлам, а экипаж цел (фото из открытых источников)

Факторы хорошей стойкости к подрывам на минах:

  • переднемоторная компоновка;
  • крупные колёса (R20);
  • высокий клиренс (400 мм);
  • усиленное рамное днище;
  • элементы подвески от БТР-80, который тоже знаменит своей живучестью при наезде на ТМку.
«Тигр» группы разминирования подорвался на противотанковой мине. «Мангал» от дронов указывает, что дело было недавно (фото из открытых источников)
«Тигр» группы разминирования подорвался на противотанковой мине. «Мангал» от дронов указывает, что дело было недавно (фото из открытых источников)

Основные версии

  • СПМ-1 «Тигр» (Специальная Полицейская Машина). Бронирование по 3 классу.
  • СПМ-2. Бронирование по 5 классу.
«Тигр» военной полиции России в Сирии (фото из открытых источников)
«Тигр» военной полиции России в Сирии (фото из открытых источников)
  • СТС «Тигр» (Специальное Транспортное Средство). Армейский вариант. По 3 классу.
  • «Тигр-М» вариант с усиленно бронированным капотом и обширной модернизацией ходовой.
Против сброса с дрона в виде кумулятивного боеприпаса, чудес, конечно, не бывает... Дырка... (фото из открытых источников)
Против сброса с дрона в виде кумулятивного боеприпаса, чудес, конечно, не бывает... Дырка... (фото из открытых источников)
Все трёхдверные.
  • ГАЗ-233001 «Тигр» – небронированный вариант, пятидверный кузов.
Помимо России и своей версии в ОАЭ («Nimr»), бронеавтомобили «Тигр» различных версий выпускаются и в Китае (КНР).

Назначение бронеавтомобилей «Тигр»

«Тигр» позиционируется, как многоцелевой автомобиль повышенной проходимости. Предназначен для перевозки людей и грузов.

На учениях (фото из открытых источников)
На учениях (фото из открытых источников)

Это тот самый неплавающий броневик, с защитой, сопоставимой с БТР. С возможностью и вооружение подтянуть до уровня БТР-82А, установив боевой модуль с автопушкой 30 мм. Хотя это обычно излишне, и хватает пулемёта КОРД или даже ПКП. Всё же ходить в лобовые атаки на бронеавтомобилях – странно. Пусть этим занимается противник на своих MRAP «сараях», предоставленных странами Запада…

Несколько броневиков «Тигр» едут на задачу. На первой машине установка РЭБ для защиты от дронов (фото из открытых источников)
Несколько броневиков «Тигр» едут на задачу. На первой машине установка РЭБ для защиты от дронов (фото из открытых источников)

Может выполнять функции БТР, подвозить отделение спецназа, разведки, группы дроноводов, к точке, к рубежу выхода на задачу. При этом «Тигр» более компактный, менее заметный. Лишь немного уступает БТРам 8х8 по проходимости, особенно если не сильно гружёный.

На учениях, в тяжёлых условиях каменистой местности. Качества проходимости «Тигр» как раз в тему (фото из открытых источников)
На учениях, в тяжёлых условиях каменистой местности. Качества проходимости «Тигр» как раз в тему (фото из открытых источников)

Хорошо подходит для патрулирования, рейдовых, разведывательных действий в конфликтах низкой интенсивности.

Итог

Ввиду прежнего пробела в модельном ряду Отечественной военной и специальной техники, «Тигр» занял это место. И просто самим фактом, что он есть, решил множество проблем. Дальше можно придираться к мелочам, либо хвалить. Пытаться сравнивать с конкурентами, что очень трудно сделать объективно.

«Тигр» группировки V в Киевской области, весна 2022 года (фото из открытых источников)
«Тигр» группировки V в Киевской области, весна 2022 года (фото из открытых источников)

При цене до $120 000 это очень хороший вариант. Сравнивать с американским «Хамви» не совсем удобно. Тот из другой эпохи, уступает по всем параметрам. При этом по цене дороже.

Тут, конечно, надо сравнивать не в номиналах, а с учётом коэффициента покупательной способности (в США в среднем всё в 2-3 раза дороже).

Если же сравнивать с полноценными MRAP (MaxxPro, Cougar, Oshkosh), то они где-то уделывают «Тигр» по показателям защищённости, а в чём-то на уровне. Но цены в разы выше.

Бронеавтомобили HMMWV и Oshkosh L-ATV (фото из открытых источников)
Бронеавтомобили HMMWV и Oshkosh L-ATV (фото из открытых источников)

Если сравнивать с ближайшим конкурентом, бронеавтомобилем «Рысь» (на базе Iveco LMV), «Тигр» обладает более высокой защищённостью, лучше переживает подрыв на мине (исходя из ряда случаев в Сирии и событий в Северном Причерноморье). Также «Тигр» вместительнее. Больше запас хода. У «Рыси» комфортнее салон, этого не отнять. Ну и «Рысь» ощутимо дороже в 1.8-2 раза. Так что это скорее машина для поездок генерала в средне-глубоких тылах, а «Тигр» – «рабочая лошадка» для спецназа. Для действий если не на самой первой линии (сегодня, в эру дронов, такое не прощается), то близко к этому.

Бронеавтомобиль «Рысь» в Херсоне, 2022 год (фото из открытых источников)
Бронеавтомобиль «Рысь» в Херсоне, 2022 год (фото из открытых источников)

Вывод прост: «Тигр» – неплохая база для дальнейшей модернизации, создания новых, узкоспециальных версий. Этих машин нужно как можно больше. До идеала, который некоторые себе строят в голове, практически никогда нельзя дотянуться. Ну и откровенных минусов тоже нет. Хорошая машина, на своём месте. Транспорт с ходовыми возможностями автомобиля и защитой от пуль лёгкого стрелкового оружия, мелких и средних осколков. С дополнительным навесным бронированием и от кое-чего тяжёлого защищает.

Фото-подборка

«Русская весна» в Крыму 2014 год. Сразу несколько броневиков «Тигр» блокируют выезд из воинской части ВСУ (фото из открытых источников)
«Русская весна» в Крыму 2014 год. Сразу несколько броневиков «Тигр» блокируют выезд из воинской части ВСУ (фото из открытых источников)
Тогда же, ближе. Бронеавтомобили «Тигр» и Русские «ихтамнеты», они же «зелёные человечки» в терминологии оппонентов 😄 (фото из открытых источников)
Тогда же, ближе. Бронеавтомобили «Тигр» и Русские «ихтамнеты», они же «зелёные человечки» в терминологии оппонентов 😄 (фото из открытых источников)
«Тигр», уничтоженный в Сирии. Машина пережила подрыв, и вполне могла быть эвакуированной. Но такой возможности не было, и вынуждены были сжечь, чтобы не достался боевикам. Рамному корпусу хоть бы хны (фото из открытых источников)
«Тигр», уничтоженный в Сирии. Машина пережила подрыв, и вполне могла быть эвакуированной. Но такой возможности не было, и вынуждены были сжечь, чтобы не достался боевикам. Рамному корпусу хоть бы хны (фото из открытых источников)
Русские «Тигры» в колонне перед 24 февраля 2022... (фото из открытых источников)
Русские «Тигры» в колонне перед 24 февраля 2022... (фото из открытых источников)
Заход «за ленточку» 2022 год (фото из открытых источников)
Заход «за ленточку» 2022 год (фото из открытых источников)
«Тигр» на Запорожской атомной станции, ЗАЭС (фото из открытых источников)
«Тигр» на Запорожской атомной станции, ЗАЭС (фото из открытых источников)
Выведенные из строя бронеавтомобили «Тигр» в Харькове, после трагического эпизода с нашим спецназом в первые дни Священной Военной Операции России в «стране 404» (фото из открытых источников)
Выведенные из строя бронеавтомобили «Тигр» в Харькове, после трагического эпизода с нашим спецназом в первые дни Священной Военной Операции России в «стране 404» (фото из открытых источников)
«Тигр» группировки V на дороге (кадр из открытых источников)
«Тигр» группировки V на дороге (кадр из открытых источников)
Машина с боевым модулем «Арбалет» и установкой РЭБ на крыше (фото из открытых источников)
Машина с боевым модулем «Арбалет» и установкой РЭБ на крыше (фото из открытых источников)
Бронеавтомобиль «Тигр» с дополнительным бронированием. Решётки на окнах и радиаторе, Дополнительные модули брони на бортах и капоте. Пулемёт КОРД 12.7 мм с щитком (фото из открытых источников)
Бронеавтомобиль «Тигр» с дополнительным бронированием. Решётки на окнах и радиаторе, Дополнительные модули брони на бортах и капоте. Пулемёт КОРД 12.7 мм с щитком (фото из открытых источников)
«Тигр» с масштабным дополнительным разнесённым бронированием (фото из открытых источников)
«Тигр» с масштабным дополнительным разнесённым бронированием (фото из открытых источников)
Новые веяния. Масштабная защита, навес от FPV-дронов и сбросов с коптеров (фото из открытых источников)
Новые веяния. Масштабная защита, навес от FPV-дронов и сбросов с коптеров (фото из открытых источников)
«Тигр» с навесом от дронов (фото Телеграм-канал: «VБРОНЕ 31»)
«Тигр» с навесом от дронов (фото Телеграм-канал: «VБРОНЕ 31»)
«Тигр» группировки «Север» с соответствующим тактическим знаком. Дополнительная защита от сбросов с дронов и ФПВ (фото из открытых источников)
«Тигр» группировки «Север» с соответствующим тактическим знаком. Дополнительная защита от сбросов с дронов и ФПВ (фото из открытых источников)
Ещё «Тигр» группировки «Север», оснащённый дистанционно управляемым боевым модулем «Арбалет» с пулемётом КОРД 12.7 мм (фото из открытых источников)
Ещё «Тигр» группировки «Север», оснащённый дистанционно управляемым боевым модулем «Арбалет» с пулемётом КОРД 12.7 мм (фото из открытых источников)
Сирия. Бронеавтомобиль «Тигр» с пулемётом НСВ «Утёс» 12.7 мм (фото Телеграм: «Канал специального назначения»)
Сирия. Бронеавтомобиль «Тигр» с пулемётом НСВ «Утёс» 12.7 мм (фото Телеграм: «Канал специального назначения»)

* * *

Подписывайтесь на канал! Впереди много статей о выживании на войне и в экстремальных условиях: оружии, снаряжении, приёмах.

Заслать денег в благодарность автору

* * *

Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru

* * *

Статьи близкой тематики: