Противостояние «меча и щита», средств поражения и защиты – вечная тема в истории человечества, которая, преимущественно, и есть история войн. Эта борьба продолжается на наших глазах, и местами, надо сказать, приобретает весьма причудливые формы. Самое мощное оружие современного пехотного отделения – это пушка БМП. Та же техника (БТР, БМП, БМД) – основное средство передвижения этого отделения. Многократно похороненный «экспердами» танк, остаётся самой защищённой машиной на поле боя. Грозная пушка прилагается. Поэтому основные средства поражения нацелены на выбивание техники. А усилия инженерных умов – на её защиту и сохранение. К артиллерии и ПТУРам сравнительно недавно массово прибавились различные дроны. Что полностью изменило подходы к защите техники. Последним словом на данный момент со стороны «щита» стал наш Танк Царь-мангал. Вершина развития дополнительной защиты, которую монтируют умельцы прямо на фронте. Взглянем же на это Русское Чудо, которое острая на язык молва моментально записала в ряд к Царь-пушке и Царь-колоколу, и понесла в интернет-мемы.
Говорят, «Бог любит Троицу». Что же, около 400 лет понадобилось, чтобы два великих Царь-шедевра Русских мастеров получили третий элемент, замкнули ту самую Троицу. Учитывая, что «Танк Царь-мангал» ездит и стреляет (в отличие от не стреляющей Царь-пушки и не звонящего Царь-колокола) – расцениваю это не иначе, как знак Свыше, и Русской Цивилизации сейчас реально ПОПРЁТ! 😄
Собственно уже ПРЁТ. Просто не всех устраивает скорость изменений… Но, чтобы наши люди были в массе довольны, даже если всё неплохо – такого же быть не может. Как и отдельный творец постоянно недоволен своими шедеврами, так и наш народ-творец тоже постоянно брюзжит. Простим себе это, и пойдём творить дальше.
Итак, дополнительная защита стала появляться на танках буквально вскоре после массового появления этой техники на полях сражений. Точнее, с изобретением первых эффективных средств, способных пробивать заводское, штатное бронирование. «Танки-уродцы» Первой мировой войны – не в счёт. То были первые «пробы пера». А вот во Вторую мировую, где танки сильно рванули в техническом плане – и закрутилось то противоборство, развитие которого мы наблюдаем ныне.
На лёгких и средних танках Вермахта в первый же год войны уже экспериментировали с противопульными экранами. Листы и гнутые полосы из нетолстой листовой стали разбивали бронебойные пули Советских противотанковых ружей (ПТРД, ПТРС), оголяли сердечник, разворачивали его. К броне сердечник пули долетал, утратив пробивную способность.
Кумулятивные боеприпасы, всё активнее применялись в завершающие годы Большой войны. Тогда и стали появляться первые противокумулятивные экраны в виде решёток, как дополнительная защита.
Идея в том, что кумулятивный боеприпас имеет «фокусное расстояние» (как у линзы в оптике), на котором ударная струя или ударное ядро должны начать формироваться, чтобы подлететь непосредственно к броне танка в оптимальной конфигурации. Дополнительным препятствием в виде решётки стремились разбить кумулятивную воронку. Или активировать заряд, запустить процесс формирования струи раньше, чтобы к моменту контакта с бронёй она утратила часть импульса, возможно даже отклонилась и атаковала под неоптимальным углом.
В период после Второй мировой войны противокумулятивные решётки на технике регулярно появлялись, как только где-то вспыхивали настоящие бои. И исчезали, когда проводились лишь учения, парады или «танковые биатлоны». Что вполне объяснимо. Зря работать, выходить за инструкции и уставы никто не будет.
Ближе к нашим временам и местности: 2014 год. Войска «страны 404» трудно переживали вхождение в конфликт по части готовности…
Пережили не только лишь все…
Но после таких «выступлений» там активно принялись оставшуюся в строю технику дополнительно защищать решётчатыми экранами против кумулятивных боеприпасов.
Такая защита не была панацеей. Ни от артиллерии, ни от мин не защищала. От ПТУРов тоже не особо. Но от попаданий обычных РПГ, кумулятивных «морковок», какой-то процент шанса давала.
После Минских соглашений воевать стало труднее. Недальновидность политиков «связала руки» воинам Донбасса и примкнувшим добровольцам из РФ. Тяжёлые вооружения, включая миномёты 82 мм и выше – пришлось отвести. Где-то это нарушалось беспардонно. Где-то формально соблюдали, но искали обходные маневры. Оппоненты тогда начали применять польские миномёты 60 мм, которые не подпадали под ограничения, но наносили существенный урон. Обе стороны тогда только начинали пробовать применять гражданские квадрокоптеры для разведки, делали первые сбросы. Явление не было массовым, чтобы вызвать повальную установку дополнительной защиты на технику. Да и технику, в основном, держали подальше от передка. Уже тогда особо прозорливые товарищи предвещали революцию в военном деле, связанную с дронами. Но большие погоны и «эксперды» утверждали, что это детские игрушки, что (цитирую): «включат РЭБ и всё упадёт». Да, видим, как до сих пор падает… вслед за репутацией этих персонажей. Если бы не потери, можно было бы посмеяться…
Начало Священной Военной Операции России в «стране 404» показало, что противник был лучше готов к «войне дронов». Вслед за разведкой и наведением артиллерии, массово начали применять сбросы различных боеприпасов с тех самых гражданских квадрокоптеров.
Потом пошла волна использования недорогих, кустарно собранных одноразовых FPV-дронов «камикадзе», несущих боевую часть (обычно «морковку» от РПГ-7, или нечто кустарное).
Подтянули и крупные аграрные коптеры («Баба-яга»), способные нести существенно больше, чем 1-2 ручных гранат или ВОГов. Большие аппараты уже сбрасывают кумулятивные боеприпасы: те же «морковки» от РПГ-7, авиабомбочки ПТАБ, гранаты РКГ-3.
Очень много техники было выведено из строя на маршах, на стоянках, по ходу боёв. Большое количество танков и прочей брони было сожжено, когда их вынужденно оставляли экипажи. А потом подлетал коптер, сбрасывал гранату в люк, детонировал боекомплект.
Русская Армия хоть и отставала вначале, быстро показала, что в эту игру можно играть вдвоём. Уже продолжительное время обе стороны несут ощутимые потери техники именно от дронов: сбросов и ударных «камикадзе».
Россия имеет серьёзный козырь в виде барражирующих боеприпасов «Куб» и «Ланцет», которые охотятся именно за техникой в тылах противника. В этой нише оппонент пока ничего сопоставимого не предъявил. Но он (пока) преобладает в малых дронах.
Самая толстая броня танка (и любой другой бронемашины) находится в лобовой проекции (передняя часть корпуса, башни). Там же предусмотрены наклоны, углы, которые не только улучшают обтекаемость воздухом при езде, но и способны откидывать боеприпасы рикошетом. Решётчатые экраны наваривали по кругу. Получилось, что сверху довольно тонкая броня и там не принято было размещать противокумулятивные решётки. Так было до массового появления дронов…
В сегодняшних реалиях поражение техники обычной артиллерией не то чтобы редкость, но расход снарядов, миномётных мин, на одно прямое попадание – огромен. По быстро движущейся броне – шансы мизерные.
Высокоточные корректируемые боеприпасы типа «Эскалибур» (аналог наших «Краснополей»), уже давно ушёл из трендов. Научились отклонять с помощью средств РЭБ. Да и тратить на каждый танк, тем более БМП, столь дорогие и дефицитные снаряды у противника не получается. То же самое, в ещё большей мере, касается ракет для РСЗО «Хаймарс». Времена плотных скоплений нашей техники в прошлом. Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить...
Бои на дистанциях прямого выстрела по танку из танка или из пушки БМП – редкость. Тем более нечасто технику поражает пехота из РПГ. ПТУРисты собирают свой «урожай», но тоже скромный.
Наши вертолётчики с ПТУРами «Вихрь» и «Ланцетчики» бьют нормально. У противника в этих нишах провал.
Западные противотанковые ракетницы («Джавелин», NLAW), с крышебойным вариантом воздействия, показали себя в самом начале СВО, когда наши колонны продвигались на огромные расстояния и попадали в засады. Сейчас применение этих средств стало крайне редким, хоть и часто остаётся метким.
Вот и получается, что коптеры со сбросами и ударные FPV-дроны «камикадзе» стали для противника преобладающими средствами поражения нашей техники.
Особенно при относительном снарядном голоде в артиллерии, который наблюдался прошлые полгода минимум. Как будет дальше – увидим.
Сбросы, понятно, падают на верхнюю проекцию техники, где тонкая броня. Да и неважно какая броня, если в некоторых эпизодах граната сбрасывалась в открытый люк… Ну и отсутствие любой дополнительной защиты верхней проекции на первых порах СВО сказывалась.
FPV-дроны могут подлетать под разными углами, с любой стороны: атаковать в крышу, с боков, сзади, где также броня слабее, чем лобовая.
Меры защиты начинались скромно, с небольших по площади конструкций сверху, над башней, люками. За внешнее сходство к ним сразу приклеилось название: «мангалы». Первые «мангалы» были сварены из довольно толстого стального профиля, уголка. Они больше были рассчитаны, как раз, от «Джавелинов» и NLAW, и только во вторую очередь от сбросов.
Если построить графики актуальности указанных Западных ракетниц и сбросов, то эти линии очень быстро пересеклись бы и разошлись. Частота применений (тем более успешных) «Джавелинов» и NLAW заметно снижалась. А вот «авиапарк» дронов у противника рос стремительно, как и применение сбросов. Тенденция сохраняется, только значительную часть коптеров со сбросами теперь заменили ФПВ.
Поэтому постепенно от громоздких «мангалов» из толстого проката стали отказываться в пользу увеличения площади покрытия и применения довольно тонкой сетки Рабица из стальной проволоки, или чего-то подобного. Где-то использовали комбинацию сетки и решётки из арматуры, где-то – просто сетку.
Параллельно «мангалы» стали изготавливать и устанавливать прямо на заводах. На такие штатные конструкции устанавливают блоки динамической защиты «Контакт-1». Уже кусок работы сделан. На фронте защиту дополняют, надстраивают, расширяют сетками по всей площади.
Стремление закрыть всю верхнюю проекцию понятно. Потеряв возможность сбрасывать боеприпас в открытый люк техники, опытный оператор мог бросить кумулятивную гранату на незащищённые участки, пробить тонкую крышу, поразить боеукладку, повредить двигатель. Да и просто обычной гранатой, ВОГом, их осколками вывести из строя внешние приборы наблюдения. То есть, всё равно, отправить технику на ремонт.
Задачи всех этих защитных конструкций:
- Уловить сброс, обычную ручную гранату, ВОГ, чтобы боеприпас взорвался сверху, никак не мог попасть в люк или сильно повредить навесное оборудование.
- Если применяется кумулятивный боеприпас, то инициировать его заранее, нештатно. Таким образом, кумулятивная боевая часть создаёт струю (ударное ядро) преждевременно, и потому пробивные кондиции утрачиваются. Зачастую боеприпас застревает, отскакивает, не срабатывает вовсе.
С массовым появлением FPV-дронов и участившимся применение тяжёлых коптеров, что сбрасывали различные кумулятивные боеприпасы, встал вопрос защиты именно от кумулятивов. Прежде всего нужно было защищать верхнюю проекцию техники, но и, желательно, уже выходить за края, дабы ФПВ было трудно залететь под «мангал» как-то сбоку, под углом.
Эти изыскания и привели наших фронтовых умельцев туда, куда привели…
«Железный капут» по-русски
Не слишком юные читатели, заставшие в сознательном возрасте 90-е, наверняка видели юмористические сборники «Каламбур» и рубрику «Железный капут», про упоротых немецких танкистов и их секретный мега-танк. Юмор был тупейший. Но заходило 😄 Так вот, при появлении в последнее время на фронте наших танков с навороченной внешней защитой, у многих возникли именно ассоциации с этими сюжетами про Херр-Майора, Дранкеля, Жранкеля и Сверхоружие 😄
Сзади и с боков на танк, при помощи цепей, привязали пустые ящики от снарядов.
Смонтировали раму основу сверху. И на ней, опираясь на пояс из ящиков, из стальных листов наварили двускатную крышу с плоской площадкой наверху, вдоль продольной оси.
Получилось нечто напоминающее крышу дома с мансардой на гусеничном ходу. Эстеты рассмотрят ларец («з подарунками для хлопцiв»). Продвинутые в Святом Писании разглядят передвижной, походный храм, Скинию. Прям Знамение! Не иначе…
Задумка отличная! Со своими минусами и ограничениями, но и болевые точки перекрыты. Это главное.
Венчает конструкцию установка РЭБ на крыше. Таким образом, Танк Царь-мангал имеет не только механическую, но и радиоэлектронную защиту от FPV-дронов и простых Мавиков со сбросами.
Более того, купольный РЭБ защищает не только сам Царь-танк, но и покрывает какую-то существенную площадь вокруг. Получается, что 2-3, а может и более бронемашин, следующих довольно плотно за таким танком, ведущим такую мини-колонну, оказываются под РЭБ-куполом, и им не страшны дроны врага.
Купольный РЭБ, устанавливаемый на технику хорош тем, что не имеет тех ограничений по весу, габаритам, возможностям источника питания, с которыми сталкиваются переносные комплексы: всякие противодронные ружья, глушилки в формате ранца. Это позволяет охватить все диапазоны, а также обеспечить солидную мощность подавления. Поэтому, как не играйся противник в нестандартные частоты, приблизиться и атаковать Царь-танк непросто, если вообще возможно.
Это актуально для малых дронов, управляемых оператором с пульта, на современном их уровне развития. В будущем могут появиться автономные аппараты, проводные и с прочими решениями, которые никак не будет задевать РЭБ. Тогда-то танку пригодится его механическая защита… Соревнование «меча и щита» пойдёт на очередной виток.
Царский «мангал» защищает танк от осколков близких разрывов снарядов, артиллерийских мин, суббоеприпасов кассетных снарядов. Простые сбросы в виде гранат или ВОГов – как слону дробина. Кумулятивным боеприпасам тоже непросто достать непосредственно до машины и, тем более, до экипажа, топлива, боезапаса. Любой кумулятив срабатывает на поверхности внешней «скорлупы». И уже к броне боевая часть прилетает, утратив энергию, не под тем углом, или вовсе в виде фрагментов преждевременно оформившейся струи.
Штатная динамическая защита «Реликт» или «Контакт-1», как минимум в лобовой части и вдоль бортов оставлена (на части замеченных образцов, как минимум). Так что если что-то долетит, то ещё это препятствие нужно преодолеть. Да, от срабатывания ДЗ часть «мангала» может нехило разворотить, но главное – экипаж будет в порядке.
Даже при прямом попадании артиллерийского снаряда или мины 120 мм, такая конструкция несколько сгладит удар, возможно даже отклонит боеприпас.
Прямой выстрел пушки танка противника такая допзащита конечно не удержит. Но тут уже нюансы тактики применения. Запускать Царь-танк в прорыв, вместе с сопровождаемой колонной, следует только, когда своя арта разогнала технику противника.
Это же касается ПТРК. Попадание ПТУРа будет весьма разрушительным, именно для внешней конструкции. Но, опять же, срабатывание кумулятивной боевой части будет некорректным, и шансы экипажа уцелеть высоки. А вот останется ли танк на ходу – это уже вероятности.
Если до танка всё же долетит FPV-дрон с кумулятивной гранатой, или будет сброс кумулятивного боеприпаса, либо же прямой выстрел РПГ – внешняя «скорлупа» примет удар, будет пробита, но не даст боевой части дойти до брони в расчётных кондициях. Так что множественные попадания такой танк должен держать. И только сильное разрушение внешнего контура приведёт к вступлению по-серьёзному основной брони танка.
Пока же можно наблюдать на видео, как этот танк (такие танки, их не один и не два на фронте), невозбранно подъезжают к населённым пунктам, занятым противником, катаются, чуть ли не через несколько кварталов, доводят колонну, едут обратно. И кроме кассетных и не очень точных обычных снарядов, пущенных явно издали, ничего до Царь-танка не долетает. Воздействие ФПВ не замечено. Видео с дронов-разведчиков врага пишется явно издали. Видимо РЭБ работает успешно. Механическая же защита выступает подстраховкой.
Минусы понятны:
- Невозможность вертеть башней с пушкой на 360 градусов. Остаётся только небольшой угол, насколько позволяют скаты крыши (25-30 град). Но, как для танка прорыва к укрепрайону противника, в условиях изоляции поля боя нашей артиллерией, вести паритетные танковые бои от Царь-мангала и не требуется.
Также не получится слишком фривольно таранить стены, потому что пушку будет не отвернуть в сторону. На одном из видео действий другого танка, тоже с масштабным «мангалом», но всё же не таким, как раз есть эпизод прорыва через стены. Как будет вести себя танк с, по сути, статичной башней – покажет время. Наверняка что-то ещё будут придумывать.
- Увеличенные габариты. Где-то может не проехать. Но это не критично. Как видно на некоторых видео боевого применения: Царь-танк бодро катается по улочкам посёлка, разворачивается, маневрирует.
- Если нужно покинуть танк, то мехводу это сделать несложно через переднюю часть. А вот командиру и наводчику из башни может быть выбираться сложнее. Это всё требует проработки.
- Сокращение обзора. Не то чтобы из танка и без такого масштабного «мангала» было хорошо видно, особенно в бою, когда голову из люка не высунешь. Но всё же угол обзора ещё сократился. Может решаться хорошей связью, поддержкой экипажей других машин и подсказками операторов наших дронов. Дойдёт ли до внешних камер и дисплея у командира – пока непонятно, как это реализуемо в тесной машине… Время покажет. При правильном использовании, повторюсь, на изолированном участке поля боя – это не критично. Только вперёд!
В Телеграм-канале разместил несколько видео с участием Танка Царь-мангал
* * *
Подписывайтесь на канал! Впереди много статей о выживании на войне и в экстремальных условиях: оружии, снаряжении, приёмах.
Заслать денег в благодарность автору
* * *
Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru
* * *
Статьи близкой тематики:
- Скрытность Маскировка себя и позиций на войне