Продолжаю обзор Отечественных БТР. В первой части была обозначена линия преемственности основных черт от лёгкого бронетранспортёра, бронированной разведывательно-дозорной машины БРДМ-1 к средним БТР-60 и БТР-70. Далее на повестке переход к БТР-80.
БТР-80
Машина разрабатывалась в начале 1980-х. В ней уже учитывался опыт применения бронетехники в Афганистане. И это сработало очень хорошо. Пусть конфликт средней, а местами и низкой интенсивности – всё же реальная война и опыт, а не умозрительные построения военных теоретиков послевоенного периода (после Великой Отечественной войны). Серийно производился с 1984 г по 2011. Выпущено, как минимум 4 300 штук. После чего перешли на БТР-82А.
Геометрия, общие черты БТР-80 повторяют БТР-60 и БТР-70. Компоновка: спереди отделение управления, посередине боевое отделение (десантный отсек, башня с вооружением), моторное отделение сзади.
Основные изменения:
- Поставили один дизельный турбированный двигатель КАМАЗ-7403 или ЯМЗ-238 (вместо пары бензиновых карбюраторных на прошлых версиях). Мощность движка 260 лошадиных сил. Ходовые характеристики сохранились, зато безопасность двигателя, простота обслуживания – возросли. Немного вырос запас хода (до 600 км по трассе).
Из-за потребности вместить новый двигатель корпус в задней части пришлось сделать ровным. От чего исчез характерный скос БТР-70. Один из отличительных признаков этих машин, наряду с бойницами и боковыми люками.
- Усилили бронезащиту. Лобовые детали: 10 мм. Борта: 7-9 мм. Башня, корма: по 7 мм. Масса увеличилась до 13.6 тонн (против 11.5 т у БТР-70).
Держит пули лёгкого стрелкового оружия. В лоб может удержать 12.7 мм, в основном благодаря агрессивным углам расположения бронелистов. При попадании под углом, близким к 90 градусов – конечно дырка. Про ЗУ-23, КПВ, пушки 30 мм, РПГ и речи не идёт, всё это фатально.
За счёт формулы 8х8 неплохая стойкость к подрыву на противотанковых минах. Только мощный фугас или подрыв под днищем, а не под колесом, скорее всего означают вывод из строя.
- Незначительно подросли габариты: длина 7.65 м; ширина 2.9 м; высота: 2.35-2.46 м. Прирост 11.5 см по длине, 10 см по ширине и 3 см по высоте.
- Сделали более удобные для быстрой посадки и десантирования двустворчатые боковые люки. Верхняя дверка откидывается вбок, а нижняя – вниз, формируя подножку. Это значительно удобнее и безопаснее боковых люков БТР-70.
- Увеличили в 2 раза угол подъёма ствола пулемётов (с +30 до +60 градусов). Что позволило поражать воздушные цели, а также огневые точки противника на возвышениях в горах, в высотной застройке населённых пунктов или промзон.
Само вооружение осталось прежним: КПВТ калибра 14.5 мм и ПКТ 7.62 мм.
- Бойницы с заслонками заменили на шаровые, развёрнутые в переднюю полусферу. Что позволяло сосредоточить огонь стрелков из числа десанта.
- Добавлены дымовые гранатомёты «Туча».
- Экипаж: 3, десант: 7. С сокращением мотострелкового отделения до семи человек (под БМП-2), пулемётчик, обслуживающий вооружение башни, был переведён в экипаж. Раньше эти функции выполнял один из стрелков. Это, в среднем, повысило качество подготовки пулемётчиков, поскольку они стали банально больше работать со матчастью.
Можно разместить и 12 и более. Но и для вооружения (РПГ, ПТРК), боекомплекта к ним и к стрелковому, место нужно.
БТР-80 имеет пару водомётных движетелей и переделанную систему забора воды, препятствующую попадание тины, водорослей, что наблюдалось у БТР-70.
Как и предшественники, БТР-80 неплохо плавает.
Может форсировать водные преграды при минимальной подготовке, проверке состояния уплотнителей и агрегатов (водомётных движетелей и системы откачки воды).
* * *
А так выглядит реальный боевой БТР-80 с кустарной дополнительной защитой... И конечно на нём никто даже не думает плавать, форсировать водные преграды. Зато недостающую защиту приходится подтягивать вот так, своими силами.
БТР-82
БТР-82, БТР-82А – это глубокие модификации БТР-80.
Как таковой БТР-82 так и остался на стадии разработки. Там испытывался боевой модуль с КПВТ 14.5 мм. Это было уже не очень интересно, смотрели в сторону автопушки калибра 30 мм.
На текущий момент в Армии России преобладает именно БТР-82А.
Также поступают ещё более модернизированные БТР-82АМ.
На БТР-82А установлен более мощный двигатель дизель КАМАЗ в 300 «коней».
Ключевое изменение: замена башни с КПВТ унифицированным боевым модулем с автоматической пушкой 30 мм (2A72). ПКТМ калибра 7.62 перекочевал из башни в модуль.
Автопушка 30 мм – это конечно радикальное повышение огневой мощи машины. Ставит БТР-82А в один ряд с БМП-2, и разжигает споры по классификации. Грань БМП и БТР размыта и спутана не в первый раз. Погружаться в это не стану: БТР, так БТР.
Как и подобает боевым модулям с авопушкой, внедрена система стабилизации в двух плоскостях. Модуль управляется электроприводами.
К обычному корпусу БТР-80 добавился арамидный подбой внутри (на некоторых модификациях точно). Он призван ловить вторичные осколки при попадания в корпус крупного калибра, РПГ или мощных осколков. Пробить-то пробьёт. Но одна сквозная дырочка – не так фатальна для всего десанта и экипажа, как множество осколков от самого бронекорпуса.
На БТР-82А, по возможности, устанавливают и дополнительную защиту. Ремонтные подразделения или непосредственно экипажи довешивают дополнительные бронеэкраны, противокумулятивные решётки. С началом эпохи дронов поля боя – ещё и различные навесы, «мангалы», сети, цепи.
БТР-82А активно участвуют в боях с самого начала событий 2022 года и поныне.
Показывают себя неплохо, в рамках возможностей их защиты конечно. При той интенсивности боевых действий – потерь немало.
На то бронетехника и расходный материал, чтобы в разы сокращать потери личного состава, а самой гибнуть. Чудес не бывает, это даже не танк. А подбивают и танки.
БТР-90
Военные никогда не были полностью удовлетворены выходившими моделями Отечественных БТР. Всегда не хватало защищённости и отчасти огневой мощи. Где-то были нарекания к компоновке, двигателям. Правда последние с переходом на один турбо-дизель сошли на нет. Вот и после знакомства с БТР-80 шли жалобы, требования усилить броню, вплоть до уверенного удержания пуль крупнокалиберного пулемёта М2 «Браунинг» (США), хотя бы в лобовую проекцию. А также предложения о смене КПВТ на автопушку 30 мм. То есть, грубо говоря, сделать корпус лёгкого или скорее среднего танка и поставить туда башню от БМП-2. Ну или изготовить аналог БМП-2 на колёсной базе, которая имела ряд преимуществ, как-то лучшие ходовые качества, стойкость при подрыве на минах. БТР оставались более приспособленными к форсированию водных преград, нежели БМП. И корпус с меньшим количеством потенциальных течей, деталей, люков с уплотнителями, и накачанные воздухом колёса что-то вытесняют.
Все эти требования уже в конце 1980-х привели к работе надо проектом БТР-90. Однако из-за развала СССР этот проект так и остался на бумаге. С 1994 по 2010 произвели несколько прототипов, которые в разном оснащении таскали по выставкам. Где-то действительно была тупо башня от БМП-2.
Где-то унифицированные боевые модули: «Росток», «Бережок», с добавлением автоматического гранатомёта (АГС) для борьбы с пехотой и ПТУРов для противостояния технике противника, включая танки.
На один из выставочных образцов и башню от БМП-3 присобачили.
Первая версия имела массу 22 т. Что серьёзно, и более чем в 1.5 раза превосходило массу БТР-80.
Поэтому БТР-90 и нёс 30 мм автопушку 2А42. Тяжёлый корпус её нормально держит.
Тяжёлая машина потребовала и серьёзно более мощного двигателя. Им стал 510 сильный дизель Ярославского моторного завода. Обеспечивается скорость свыше 100 км/ч по трассе. Запас хода: 800 км. Очень сильные показатели.
Броня на лобовой проекции БТР-90 была толщиной 18 мм (низ) и 23 мм (верх). То есть обеспечивала защиту от пуль 12.7 мм (M2 Browning, ДШК) и с каким-то шансом, с учётом дистанции и угла – 14.5 мм КПВТ и 23 мм ЗУ-23. Борта: 15 мм. Что также позволяло удерживать обычные небронебойные 12.7 мм. По толщине других участков корпуса данных не обнаружил. Да и все названное намерили энтузиасты в ходе тех самых выставок 😄
Габариты БТР-90: длина 8.2 м; ширина 3.1 м; высота 3 м. Клиренс: 51 см.
Усиленное бронирование днища, высокий клиренс, всё это способствовало улучшению противоминной стойкости машины. А ведь она и у ранних версий БТР была неплохой. Тут ещё улучшилась.
Бойницы из бортов убрали. Солдаты внутри рассажены спинами к бортам. Разумно. Тема стрельбы из стрелкового оружия прямо изнутри бронетехники изначально была далека от реальности, мягко выражаясь. Только пустая трата боекомплекта.
БТР-90 всё ещё оставался плавающим. На ранних версиях пару водомётов размещали внутри кормы, а позднее вынесли наружу.
Историю БТР-90 пытались ещё раз реанимировать в ходе реформ Сердюкова. Но из-за какой-то интриги или финансовых моментов, конкуренции предприятий, отказались. Формально сослались на неудачную компоновку, оставшуюся от БТР-80 и прочих предшественников.
Во время этого бюрократического бодалова и прошла модернизация с БТР-80 до БТР-82А. Пушку 2А42, которая стояла на БМП-2, платформа БТР просто не выдерживала, корпус сильно болтало из-за отдачи. А вот 2А72 с иным принципом автоматики потянула прекрасно. Новая машина с автопушкой 30 мм во многом устроила военных заказчиков, хотя бы в плане вооружения. Так что БТР с новой, а на самом деле общепринятой в мире переднемоторной компоновкой, ожидал следующих подходов к теме.
«Бумеранг»
Таким концептом с переносом моторного отделения вперёд стала платформа «Бумеранг». Что позволило использовать откидную аппарель в корме для высадки десанта.
«Бумеранг» – это унифицированная межвидовая колёсная платформа. То есть на ней предполагалось создавать не только БТР, но и мобильные миномёты, средние колёсные танки на подобии французских AMX и т.д.
- Масса: 28-34.4 т, в зависимости от модификации (это уже, по сути, не просто тяжёлая БМП, а средний танк).
- Габариты: длина 8.8 м; ширина 3.187 м; высота: 3.26 м. Клиренс: 45 см.
- Дизельный двигатель на 750 лошадиных сил. Развивает скорость до 100 км/ч по трассе. Запас хода 800 км.
- Вооружён БТР (идёт, как колёсная БМП) на платформе «Бумеранг» необитаемым боевым модулем «Эпоха», в составе которого: 30 мм автопушка 2А42, пулемёт ПКТ 7.62 мм, ПТУРы «Корнет». Преимущество компоновки в формате лафетной башни – всё наверху, а внизу просторный десантный отсек. Где просто впереди сидит оператор башни, через монитор ведёт наблюдение, прицеливается, и дистанционно управляет вооружением. Классические же башни старых БТР, БМП, занимают изрядное место в боевом отделении.
Есть вариант БТР «Бумеранг» с боевым модулем с пулемётом 12.7 мм КОРД.
По бронированию точных данных нет, но оно солидное. В лоб держит 30-ку. В борта 12.7 мм, а вероятно и 14.5 мм крупнокалиберного пулемёта Владимирова.
Обеспечена очень солидная противоминная защита (двойное дно, внизу V-образный корпус, большие колёса, приличный клиренс, подпружиненные кресла десанта).
При подрыве на противотанковой мине (до 8 кг тротила) обеспечивает целостность экипажа и десанта. А останется ли на ходу – это как повезёт. Даже с куда менее защищёнными ранними БТР с колёсной формулой 8х8 такое проходило. Тут и подавно.
Экипаж: 3 (командир, водитель, оператор боевого модуля). Десант: 6 человек. Но можно втиснуть и 7-8. Десантное отделение просторное. Просто что кресел по на сторону.
По-прежнему плавает, если нагружать не более 6.3 тонн. Внешние водомётные движетели сзади наличествуют.
Изначально проект рассматривался больше с прицелом на экспорт. Машины, которые были на выставках, шли в весьма люксовой комплектации (явно под шейхов с Ближнего Востока), та и по базе они очень недешевые. Новый мощный бронекорпус, боевой модуль, электроника – это дорого. Так что едва ли мы их когда-либо увидим в нашей армии. Но какие-то наработки «Бумеранга» явно будут в армейском БТРе будущего поколения.
БТР-82А (Усовершенствованный)
Концепция «Бумеранга» хороша, логична и давно напрашивалась. Но были и остаются проблемы с дороговизной, низкой взаимозаменяемостью деталей с уже имеющейся техникой. Поэтому идёт работа над идеей перекомпоновать БТР-82А на переднемоторный вариант. При этом в производстве задействовать многие элементы уже имеющихся производственных мощностей и комплектующих. Выставочные образцы уже имеются.
Мотор уехал вперёд. Десантное отделение стало выше, просторнее. Сзади распашные двери. Что не аппарель, но уже явно лучше боковых дверок.
Применили более продвинутое бронирование: разнесённое. Это позволило некоторые части корпуса сделать общими с БТР-80, но усилить защиту за счёт дополнительных бронеэкранов толщиной 5-6 мм, слегка вынесенных от основного бронекорпуса.
Правильное решение, позаимствованное у некоторых Западных бронеавтомобилей MRAP, в роде Cougar, MaxxPro и прочих.
Будет ли это в серии, и если будет, то когда – вопросы открытые. У нас в этих делах всё секретно 😄
БТРы МЗКТ
Интересные машины имеются у белорусов. С учётом геополитических реалий, может быть и с такими придётся работать где-нибудь в Сувалках…
Машина совсем новая, 2021 года разработки.
- Масса: 20 т.
- Экипаж: 3 + 8.
- Двойное противоминное днище.
- Вооружение: 30 мм автопушка 2А42, ПКТ, 4 ПТУР «Конкурс».
- Китайский дизельный движок. Баки: 2х220 л. Запас хода по трассе: 1 200 км. Солидно.
Идёт дальнейшее развитие до V3. Опять же, сколько и когда таких машин будет в действующих войсках – тайна.
Отечественные ГУСЕНИЧНЫЕ бронетранспортёры
По гусеничным бронетранспортёрам бегло. Сейчас набирает обороты выпуск и поставки в войска «Ракушки». По ней как-то будет отдельный обзор.
В зоне боевых действий на нашем юго-западном фронтире встречаются штучные экземпляры старых восстановленных БТР-50 и БТР-Д (на базе БМД-1).
Судьба тяжёлых БТР на танковой базе, БТР-Т и прочих, пока туманна. Потребность есть, ясности нет.
Народ выезжает на кустарных Царь-мангалах, которые на какой-то стадии превращаются и в десантный отсек.
* * *
Подписывайтесь на канал! Впереди много интересных и полезных материалов о выживании на войне, оружии, снаряжении, приёмах.
Заслать денег в благодарность автору
* * *
Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru
* * *
Статьи близкой тематики:
- Прорывное решение: БМП на базе старых танков Т-54 Т-55 Т-62