Найти в Дзене
ВЫЖИВАНИЕ ПО-РУССКИ

Отечественные бронетранспортёры Часть 1 (БТР-40 БТР-152 БТР-60 БТР-70) Обзор

Оглавление

Бронетранспортёры предназначены для доставки пехоты (мотострелков) к месту выполнения боевой задачи, обеспечения защиты от пуль лёгкого стрелкового оружия и некрупных осколков. Формально в прямых фронтовых боях БТРы участвовать не должны, броня и вооружение слабоваты, но в реальности бывает по-всякому. Этот тип бронетехники актуален и на современной войне, а потому заслуживает внимания. Отечественные БТРы прошли солидный путь, эволюцию с середины XX века и поныне. В данном цикле статей пройдусь по модельному ряду от первых послевоенных Советских БТР до действующих образцов. В этой части: БТР-40, БТР-152, БТР-60 и БТР-70. Во второй части пойду от БТР-80 и до современных. Там же затрону и перспективные разработки.

БТР-60П на учениях (фото из открытых источников)
БТР-60П на учениях (фото из открытых источников)

В Великую Отечественную войну СССР вошёл с крайне низким уровнем механизации пехоты. Когда за винтовку взялись многие миллионы, даже поездка в кузове грузовика стала роскошью. На специализированную бронетехнику для перевозки пехоты ресурса не было. Славным предкам пришлось преодолевать дороги от границы до Сталинграда, а затем обратно и до Берлина, в основном пешком.

Трудные, кровавые, но Славные, и, в итоге, Победные дороги Красной Армии (фото из открытых источников)
Трудные, кровавые, но Славные, и, в итоге, Победные дороги Красной Армии (фото из открытых источников)

По Ленд-Лизу из США в СССР было поставлено свыше 3 000 бронеавтомобилей (разведывательных машин) M3 Scout Car.

Бойцы РККА на M3 Scout Car по полыхающей Вене в 1945. Вооружена машина крупнокалиберным американским же пулемётом M2 Browning (фото из открытых источников)
Бойцы РККА на M3 Scout Car по полыхающей Вене в 1945. Вооружена машина крупнокалиберным американским же пулемётом M2 Browning (фото из открытых источников)

Это техника своей эпохи, наиболее близкая к концепции современного бронетранспортёра. Понятно, что в огромных масштабах Красной Армии «Скауты» терялись, и лишь частично покрывали потребности спецчастей (применялись для разведывательных рейдов, и как база для фронтового ПВО). На основе американского M3 Scout после войны был создан первый Советский серийный колёсный БТР-40.

БТР-40

БТР-40 (фото из открытых источников)
БТР-40 (фото из открытых источников)

БТР-40 проектировали в 1947-49 годах, производили серийно с 1950 по 1960 г. Всего было выпущено порядка 8 500 штук.

  • Габариты БТР-40: длина 5 м; ширина 1.8 м; высота: 1.75 м (1.83 с тентом).
  • Бронирование: лоб 11-15 мм; борта: 8-9 мм.
  • Масса: 5.3 тонн.
  • Вместимость: 2 (экипаж) + 8 (десант).

БТР-40 был лёгким, с двумя парами колёс (естественно полный привод 4х4).

Восстановленный БТР-40. Наглядно проходимость. Не фонтан... (фото из открытых источников)
Восстановленный БТР-40. Наглядно проходимость. Не фонтан... (фото из открытых источников)

БТР-152

Параллельно с БТР-40 был принят более тяжёлый БТР-152 с тремя парами колёс по формуле 6х6. В нём угадываются черты и американского полугусеничного БТР M3, и ряда немецких бронетранспортёров времён Второй мировой.

БТР-152. Кадры хроники (фото из открытых источников)
БТР-152. Кадры хроники (фото из открытых источников)

БТР-152 также стали выпускать серийно с 1950 г. Производили до 1955 г (в некоторых модификациях до 1962 г). Всего свыше 12 000 машин.

  • Габариты БТР-152: длина 6.83 м; ширина 2.32 м; высота 2.41 м.
  • Бронирование: лоб 13 мм; борта: 6-10.8 мм;
  • Масса: 8.7 тонн (с лебёдкой 9 т).
  • Вместимость: 2 (экипаж) + 19 (десант).
БТР-152 (фото из открытых источников)
БТР-152 (фото из открытых источников)

Штатно БТР-40 и БТР-152 были вооружены пулемётами Горюнова 7.62 мм. Ставили на них и ДШК 12.7 мм или различные спарки пулемётов, зенитные установки.

Открытые сверху десантные отделения лёгкого и среднего БТР предполагали брезентовый тент в качестве защиты от осадков.

Несмотря на три пары колёс, БТР-152 всё равно имел не лучшую проходимость.

По задумке военных стратегов того периода: по мере возрастания механизации войск, БТРы с десантом из мотострелков должны были двигаться в общих порядках с танками (основной ударной силой прорывов). Никуда не годилось, когда БТРы не могли вслед за танками преодолевать глубокую грязь, песок, траншеи, сложный рельеф.

БТР-152. Проблемы с преодолением не самых широких рвов... (фото из открытых источников)
БТР-152. Проблемы с преодолением не самых широких рвов... (фото из открытых источников)
Тогда же возникла «идея-фикс» с плавающей бронетехникой, повлекшая массу проблем, и аукающаяся поныне… Когда за плавучесть, а позднее и десантируемость некоторой техники, заплатили мощью брони, от чего многие заплатили уже своими жизнями…

На том этапе нужна была разработка совершенно иной платформы.

БРДМ-1

Когда БТР-40 и БТР-152 перестали удовлетворять требованиям военных, нужно было создавать принципиально новые машины. БТР-40 шёл, как лёгкий бронетранспортёр (даже бронеавтомобиль по западной классификации). Машина разведывательная, дозорная, рейдовая, как и её американский прототип. БТР-152 – средний. Это разделение техники дальше только углубилось. Ещё в первой половине 1950-х начали создавать бронированную разведывательно-дозорную машину, БРДМ-1.

БРДМ-1. Реконструкция (фото из открытых источников)
БРДМ-1. Реконструкция (фото из открытых источников)

Помимо основных 4-х колёс, она имела ещё 4 небольших выдвижных, что обеспечивала повышенную проходимость по самой тяжёлой местности. Корпус, напоминавший лодку, был приспособлен для плавания, имел водомётный движетель. Очертания, наработки БРДМ-1 перетекли и в проект основного (среднего) БТР.

На БРДМ-1 и БРДМ-2 здесь останавливаться не буду. Данное ответвление рассмотрю в отдельном обзоре.
БРДМ-2 (фото из открытых источников)
БРДМ-2 (фото из открытых источников)

Платформой среднего бронетранспортёра была выбрана база с 4-мя парами полноценных колёс (8х8). Так появился БТР-60, родоначальник целого семейства отечественных бронетранспортёров, практически со сквозной геометрией корпуса, дошедшей до современных моделей.

БТР-60

БТР-60П ранняя версия, с открытым (тентированным) десантным отделением (фото из открытых источников)
БТР-60П ранняя версия, с открытым (тентированным) десантным отделением (фото из открытых источников)

Разработка проходила во второй половине 1950-х. Приняли БТР-60 на вооружение в 1959 году.

Особенности концепции:

  • Форма, напоминающая баржу или лодку, заточенная под возможность плавания, преодоления водных преград сходу, без долгой подготовки. Устранение лишних люков в нижней части корпуса, способствовало минимизации рисков набрать воду через какие-то прохудившиеся уплотнители.
Водомётный движетель БТР-60 (фото из открытых источников)
Водомётный движетель БТР-60 (фото из открытых источников)
  • Отделение управления размещалось спереди. Где были посадочные места механика-водителя и командира машины. Перед ними имелись смотровые люки, прикрытые броневыми крышками. В походном положении их можно было поднять и смотреть через ветровые стёкла. В боевом положении крышки закрывались, обзор осуществляли через приборы наблюдения, смонтированные в крышках. А выше были размещены приборы ночного виденья. Позднее их совместили и вынесли над крышками.
  • Десантное (боевое) отделение располагалось посередине.
  • Силовая установка, состоящая из двух двигателей с едиными топливными баками (тоже 2 шт), размещалась в моторном отделении в корме. Трансмиссия располагалась снизу, под полом десантного отсека. Колёсная формула 8х8. Правый двигатель вращал переднюю и третью ось, левый – вторую и четвёртую. Колёса с системой поддержания давления (подкачкой).

Такая компоновка делала затруднительным выведение обоих движков из строя. И даже на одном можно было выйти из-под огня.

Но уйти удавалось не всегда... Пара подбитых БТР-60ПБ на Гренаде, во время американского вторжения 1983 года (фото из открытых источников)
Но уйти удавалось не всегда... Пара подбитых БТР-60ПБ на Гренаде, во время американского вторжения 1983 года (фото из открытых источников)
У БТР-60 получилась приличная стойкость к подрыву на противотанковых минах. Утратив одно или даже два колеса, порой удавалось, за счёт работы оставшихся и полного привода, убраться с места своим ходом.
А вот при взрыве под весьма тонким днищем – беда.

Также смещение за счёт силовой установки центра масс ближе к корме, способствовал лучшему положению на воде, с небольшим креном на корму. Спереди имелся выдвижной щиток. При форсировании водной преграды его поднимали, и он служил, как отражатель волн, чтобы не залило нос и не потопило машину. А в остальное время – это был элемент дополнительной бронезащиты нижней части лобовой проекции.

БТР-60П форсирукет водную преграду (фото из открытых источников)
БТР-60П форсирукет водную преграду (фото из открытых источников)

Агрессивные углы лобовой части способствовали не только хорошей гидро- и аэродинамике, но и рикошету пуль (осколков), летящих из самого опасного переднего сектора. Верхняя часть бортов скошена с той же целью. В бортах для стрелков предусмотрены бойницы с герметичными заслонками.

Первая версия БТР-60П не имела крыши. Применялся тент для защиты десанта от осадков и ветра.

«П» – означает плавающий, благодаря водомётному движетелю в корме и системе откачки воды.

Версия «П» была вооружена пулемётом Горюнова калибра 7.62 мм. Но ставили и ДШК, и различные спарки.

БТР-60П. Ранняя версия с открытым десантным отделением. Оснащены крупнокалиберными пулемётами ДШК 12.7 мм (фото из открытых источников)
БТР-60П. Ранняя версия с открытым десантным отделением. Оснащены крупнокалиберными пулемётами ДШК 12.7 мм (фото из открытых источников)

Версия БТР-60ПА (начало выпуска с 1963 г) уже имела жёсткую крышу, герметичный корпус. Версия «ПА» вооружалась подоспевшим пулемётом Калашникова (ПКБ) 7.62 мм. Для ведения огня один из десантников должен был высунуться из люка, что нарушало герметичность отсека, и, очевидно, делало стрелка крайне уязвимым.

БТР-60ПА с закрытым верхом (изображение из открытых источников)
БТР-60ПА с закрытым верхом (изображение из открытых источников)

БТР-60ПБ (выпускался с 1966 г) имел поворотную башенку с пулемётом КПВТ калибра 14.5 мм, спаренным с ПКТ (танковой версией пулемёта Калашникова с электроспуском) 7.62 мм.

Башня вращалась на 360 градусов. А вот с углами наклона стволов пулемётов всё неважно: от -5 до +30 град. Чего явно мало для задач ПВО, для работы по целям на возвышениях, в горах или городской застройке. Эта проблема была устранена лишь в БТР-80.
  • Габариты БТР-60: длина 7.56 м; ширина 2.83 м; высота 2.235 м.
  • Бронирование: лоб 7-9 мм; борта: 7 мм.
  • Масса: 9.9 тонн.
  • Скорость по трассе: до 80 км/ч. По грунтовой дороге: 25-30 км/ч. По воде: до 10 км/ч.
  • Запас хода при полной заправке: 500 км.
БТР-60ПБ (фото из открытых источников)
БТР-60ПБ (фото из открытых источников)
Исходно двигатели бензиновые, что плохо в плане пожарной опасности. Благо, моторное отделение и баки отделены от десантного отсека. Карбюраторные движки неважно проявили себя и на жаре в Афгане. Уже значительно позднее какое-то количество машин проходили модернизацию с переходом на дизели.

У БТР-60 хорошая маневренность, резвость на бездорожье, устойчивость, высокая проходимость. Явно прорывные ходовые характеристики для своего времени.

Вместимость разная у разных версий:

  • БТР-60П: 2 (экипаж) + 14 (десант).
  • БТР-60ПА: 2 + 10.
  • БТР-60ПБ: 2 + 8.
БТР-60ПБ на выставке, наши дни, точнее 2015 год (фото из открытых источников)
БТР-60ПБ на выставке, наши дни, точнее 2015 год (фото из открытых источников)

У закрытых версий были предусмотрены люки для выхода десанта. У БТР-60ПА только два люка сверху. У БТР-60ПБ к ним добавили ещё пару люков в скошенной верхней части бортов. Но лючки были неудобные. Для современных бойцов, часто возрастных, явно крупнее 18-20 летних срочников, ещё и в СИБ – практически непролазны 😄 Когда нужно быстро загрузиться или выгрузиться под огнём – это проблема…

Люки сверху, и даже сбоку, вплоть до современных модификаций Отечественных БТР – это недостаток, объективно связанный с компоновкой. Двигатель разместили сзади, что сделало невозможным устройство там распашных люков, либо откидной аппарели. Покидая машину с боков, тем более через верх, десантники могли оказаться под огнём противника, например, при попадании в засаду, или если БТР применили в роли БМП, и штурмуют прямо на нём. Также, порой, приходится десантироваться на ходу. При размещении люков сбоку, ненулевые риски попасть под колёса...

БТР-60 дольше всего в СССР, а потом и в РФ задержался в погранвойсках. Куда поступление БТР-70 и БТР-80 шло по остаточному принципу.

Несмотря на архаичность и выпуск множества последующих версий, непосредственно БТР-60 встречались во всех горячих точках после развала СССР. Просто их наделали более 20 000 штук, разных модификаций.

БТР-60ПБ в Донецке летом 2014 года, во время осады Ополчением здания Нацгвардии «страны 404» (фото из открытых источников)
БТР-60ПБ в Донецке летом 2014 года, во время осады Ополчением здания Нацгвардии «страны 404» (фото из открытых источников)

Они даже применялись на Донбассе в 2014-15 годах, период наиболее активных боёв той стадии противостояния. Каких-то чудес от них не ждали, но как усиление блок-постов, стационарные огневые точки – годились вполне. КПВТ 14.5 мм – это аргумент.

БТР-70

БТР-70 (фото из открытых источников)
БТР-70 (фото из открытых источников)

Разрабатывался БТР-70 с конца 1960-х. Был принят на вооружение в 1971. В войска массово поступил с 1976.

БТР-70 был прямым развитием БТР-60ПБ, так что на множестве рассмотренных выше моментов по конструкции, компоновке, останавливаться не придётся. Отмечу отличия, точки модернизации.
БТР-70 вид сбоку (изображение из открытых источников)
БТР-70 вид сбоку (изображение из открытых источников)
БТР-70 вид сверху (изображение из открытых источников)
БТР-70 вид сверху (изображение из открытых источников)
БТР-70: фронт, тыл (изображение из открытых источников)
БТР-70: фронт, тыл (изображение из открытых источников)

Первое и самое явное внешнее отличие БТР-70 от БТР-60ПБ: устранение боковых люков в верхней скошенной части корпуса. Вместо них появились парные дверки в нижней части, между второй и третьей колёсными парами. Они открывались, откидывались вбок и вниз, поскольку имели форму треугольника со скруглёнными углами.

БТР-70, боковой люк, дверка (фото из открытых источников)
БТР-70, боковой люк, дверка (фото из открытых источников)

Это было ещё не очень хорошо, но уже значительно лучше люков БТР-60ПБ или, тем более ПА.

Применялась более качественная бронесталь, что позволило обеспечить заданную стойкость даже со снижением толщин ряда листов корпуса. Так, лобовая броня корпуса и башни имела толщины: 8-10 мм; остальная по периметру: 6 мм.

Остов выгоревшего БТР-70 ВСУ на Донбассе. События 2022 года (фото из открытых источников)
Остов выгоревшего БТР-70 ВСУ на Донбассе. События 2022 года (фото из открытых источников)

В плане вооружения (КПВТ + ПКТ), и углов наклона (-5..+30) всё идентично БТР-60ПБ. Проблему недостаточного угла подъёма стволов вооружения осознали лишь по ходу кампании в Афганистане, когда выпуск БТР-70 уже был в процессе.

Заменили двигатели: 6-цилиндровые ГАЗ-40П на 8-цилиндровые ЗМЗ-4905 (модификация движков от ГАЗ-66). Тоже карбюраторные, бензиновые. Мощность одного движка возросла с 90 до 120 «лошадей». Запас хода снизился до 400 км. С дополнительными внешними баками можно повысить ход до 600 км.

Противник катит на БТР-70. Всё же Армия России располагает большим количеством БТР-80 и особенно БТР-82. А в ВСУ с 2014 и по 2022 было много и БТР-70, и БТР-60. Правда, теперь там доминируют Западные образцы, а Советские БТР во многом выбиты (фото из открытых источников)
Противник катит на БТР-70. Всё же Армия России располагает большим количеством БТР-80 и особенно БТР-82. А в ВСУ с 2014 и по 2022 было много и БТР-70, и БТР-60. Правда, теперь там доминируют Западные образцы, а Советские БТР во многом выбиты (фото из открытых источников)

Компоновка БТР-70 та же, что и у предшественника: моторное отделении сзади. Топливные баки отделили не только от десантного отсека, но и от двигателей. Также были внесены мелкие изменения в ходовой. Добавлена пара генераторов.

Переиграли компоновку десантного отделения. Теперь посередине имелась двойная лавка, где спина к спине сидели по 3 стрелка. Ещё один стрелок размещался справа от башни. Вооружение башни обслуживал пулемётчик. Спереди, в отделении управления размещались: механик-водитель и командир машины. Итого: 2 + 8.

В БТР-60 все сидели лицом вперёд. В самой первой версии БТР-60П с открытым верхом был вариант с лавками вдоль бортов.
Десантное отделение БТР-70. Конкретно тут свежая польская модификация (фото из открытых источников)
Десантное отделение БТР-70. Конкретно тут свежая польская модификация (фото из открытых источников)

Габариты БТР-70 минимально отличаются от БТР-60. По верх башни стал несколько пониже (на 18.5 см).

Масса: 11.5-12 т. Выросла за счёт усиления брони некоторых участков, более тяжёлых двигателей, и прочей начинки.

Более равномерное бронирование на основе бронестали следующего поколения устранило ключевую претензию к БТР-60, который иногда с близкого расстояния пробивался обычной пулей ЛПС 7.62х54. Чего не должно было быть в принципе, исходя из техзадания. Возможно, виной тому неравномерное качество сталей… БТР-70 уже ЛПС держал. Но бронебойную в нормаль, также с близких дистанций – нет (кроме лба, конечно). Справлялся с автоматными пулями (промежуточный патрон) и мелкими, даже многими не слишком быстрыми средними осколками – и это хорошо.

Ещё сгоревший БТР-70 ВСУ у опоры ЛЭП на Донбассе (фото из открытых источников)
Ещё сгоревший БТР-70 ВСУ у опоры ЛЭП на Донбассе (фото из открытых источников)
В лоб, со средних дистанций, благодаря агрессивным углам, и 12.7 мм держит. Но если где-то поймает близко к нормали – прошьёт конечно. Так что тут не всё однозначно. Играет роль: тип пули, дальность, угол.

Волноотражающий щиток в транспортном положении переехал с нижнего переднего скоса на верхнюю горизонтальную деталь.

Большое количество БТР-70 осталось после разрушения СССР в бывших республиках и в странах Восточной Европы (бывшего «Варшавского договора»). В «стране 404» на базе различных БТР (60, 70, 80) создавали целый ряд своих модификаций: БТР-70М, БТР-3, БТР-4 и прочие. Подобным занимались поляки и многие другие.

БТР-70, польская модификация. Дверка переделана в двустворчатую, как у БТР-80. Но бойницы выдают 70-ку (фото из открытых источников)
БТР-70, польская модификация. Дверка переделана в двустворчатую, как у БТР-80. Но бойницы выдают 70-ку (фото из открытых источников)

В связи с этим можно обнаружить гибриды, в которых трудно сразу распознать исходную модель. Например, часто у БТР-70 вырезают продолжение дверок, и становится очень похоже на БТР-80.

Приходится присматриваться к форме бойниц, которые у БТР-80 отличаются разворотом в переднюю полусферу. Но на некоторых глубоких модификациях они вовсе убраны...
Тот же БТР-70, польская модификация (фото из открытых источников)
Тот же БТР-70, польская модификация (фото из открытых источников)

Также производят другие работы с корпусом и начинкой, ставят боевые модули с пушкой 30 мм, вместо штатной башенки с КПВТ.

Трофейный БТР-3 ВСУ с боевым модулем «Штурм» на выставке в одном из городов РФ. Машина на базе БТР-70 или БТР-80. В боевой модуль входит модифицированная кожухом автопушка 30 мм 2A72 (или её клон ЗТМ-1), пулемёт ПКТ, пара ПТУР «Фагот» и дымовые гранатомёты «Туча» (фото из открытых источников)
Трофейный БТР-3 ВСУ с боевым модулем «Штурм» на выставке в одном из городов РФ. Машина на базе БТР-70 или БТР-80. В боевой модуль входит модифицированная кожухом автопушка 30 мм 2A72 (или её клон ЗТМ-1), пулемёт ПКТ, пара ПТУР «Фагот» и дымовые гранатомёты «Туча» (фото из открытых источников)

Весь этот «зоопарк» разбирать считаю излишним, поскольку и так большинство этих БТР уже уничтожены.

Редкий БТР-3M2 ВСУ, с миномётом, уничтоженный на Донбассе. Вероятно сделан на базе БТР-70. Видно, как корпус иссечён осколками (фото из открытых источников)
Редкий БТР-3M2 ВСУ, с миномётом, уничтоженный на Донбассе. Вероятно сделан на базе БТР-70. Видно, как корпус иссечён осколками (фото из открытых источников)
Ещё уничтоженный БТР-3 ВСУ. Командно-штабная версия с дополнительным дизелем в шкафчике на борту (фото из открытых источников)
Ещё уничтоженный БТР-3 ВСУ. Командно-штабная версия с дополнительным дизелем в шкафчике на борту (фото из открытых источников)

Если что-то попадётся не наше, то не надо удивляться, что это не то, чем показалось на первый взгляд. Но это уже для дотошных ценителей. Между БТР-80 и 70 разница есть, но это прямое продолжение линейки, и отличия невелики. Лучше качество стали, стойкость брони. Но по чисто функциональным моментам БТР-70 вполне можно модернизировать до уровня 80-ки, и даже без особых проблем, по ряду моментов, превзойти её.

Внутри модернизированного польского БТР-70 (фото из открытых источников)
Внутри модернизированного польского БТР-70 (фото из открытых источников)

В следующей части начну, как раз, с БТР-80. Там же рассмотрю основной современный бронетранспортёр Армии России: БТР-82. Затрону тему не взлетевшего БТР-90, а также перспективные БТР на платформе «Бумеранг» и ещё некоторые.

* * *

Подписывайтесь на канал! Впереди много интересных и полезных материалов о выживании на войне, оружии, снаряжении, приёмах.

Заслать денег в благодарность автору

* * *

Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru

* * *

Статьи близкой тематики: