Из большого разнообразия бронетехники, которую страны Запада навезли в «страну 404», чтобы воевать руками своих прокси против России, выделяется боевая машина пехоты M2 Bradley. Что же в ней такого особенного? Во-первых, это одна из наиболее массовых БМП в мире на сегодня. У главного (если не сказать единственного) силового ядра Запада, у США, этих машин тысячи в армии и на хранении, готовых к модернизации до последних версий и отправки в зоны конфликтов. С очевидным ослаблением гегемонии США, мир вступает в период хаоса и войн. Так что многие сотни, а то и тысячи М2 «Брэдли» наверняка окажутся в Евразии: на Европейском, на Ближневосточном и на Тихоокеанском направлениях. И там должны быть сожжены, уничтожены нами, и нашими союзниками-попутчиками (китайцами, иранцами и прочими)… Чтобы эффективно бить врага, нужно изучать его, и его вооружения, технику. Во-вторых, как бы ни был высок патриотический накал, следует признать, что «Брэдли» – удачный образец военной техники. Потому заслуживает особого внимания.
В ходе Второй мировой войны и особенно после неё, во всех крупных военных державах развивалась тенденция к приданию большей мобильности пехоте. Произошёл полный отход от конной тяги в действующих частях, нарастала механизация. Для перемещения солдат к полю боя внедрялись бронетранспортёры (БТР). Автомобили или гусеничная техника с минимальной бронезащитой от пуль лёгкого стрелкового оружия и от осколков. Такие машины должны были довезти пехоту до линий своей обороны или рубежей выхода в атаку. Но ранние БТРы не были приспособлены и достаточно вооружены, чтобы принимать непосредственное участие в бою. При этом ударные функции возлагались на танки. Недостатки такого подхода очевидны. На самом опасном участке сражения бойцы оказывались без защиты брони, без мощи тяжёлого орудия для огневой поддержки, без средств подвоза боекомплекта и эвакуации раненых.
Дальнейшее развитие связки пехоты и бронетехники было очевидным. Инженеры работали над усилением защиты и внедрением более грозного вооружения. Чтобы машины не просто довозили пехоту до «красной зоны», но и шли в бой вместе с ней (везли десант внутри или на броне), прикрывали огнём, взаимодействовали с танками, дополняя их.
Так появился новый класс военной техники: боевая машина пехоты (БМП).
Границы между БТР и БМП были и остаются размытыми. Условно, то, что тяжелее и имеет грозное орудие, обычно на гусеничном ходу – это БМП. БТР слабее бронирован, хуже вооружён. Но в мире имеют место исключения: как гусеничные и довольно тяжёлые БТРы. Не удивительно, ведь проводить разделение между БТР и БМП пришлось не инженерам и даже не военным, а политикам СССР и США при обсуждении сокращений обычных вооружений в Европе в 1980-х, в период «разрядки». Уровень компетентности по военной составляющей понятен… Поэтому мы и имеем очень смутные критерии, вынуждены ориентироваться на названия, присвоенные самими создателями, только и всего. Как пример, М113 – БТР, а YPR-765, на его базе, с дополнительным бронированием, при том же вооружении (пулемёт Browning 12.7 мм) – уже стал БМП… И это не единственная путаница.
Прорабатывали тему БМП многие страны, примерно с начала 1960-х. Первым серийным образцом, актуальным и поныне, стала Советская БМП-1 (принята на вооружение в 1966 году). О ней, как и о БМП-2, БМП-3, были отдельные обзоры на канале (ссылки в конце данной публикации).
Американцы запустили свой проект изысканий по БМП ещё в 1964 году. Намеревались создать боевую машину пехоты на базе БТР М113 (тоже обозревался на канале). Однако судьба разработки была сложная, не легче, чем у наших БМП-2 и БМП-3, которые также тонули в бюрократии и клановой борьбе среди военных и политиков (такие разные политические системы – СССР и США времён Холодной войны, а природа человека и проблемы идентичные).
То прототип оказывались слишком тяжёлыми, габаритными и медленными. То 20 мм пушка показалась комиссии слабой. Что приводило к возврату работ к отправной точке. То закончилась война во Вьетнаме (1975 год, но американцы начали отползать ещё раньше, в 1973).
Кстати, намёк в «страну 404», как это произойдёт и с ними тоже, скоро…
Машину резко сочли слишком дорогим, финансирование урезали, и проект заморозили 😄
Арабо-израильский конфликт 1973, большие потери техники, стимулировали американцев переосмыслить защищённость БМП, в сторону повышения, а значит утяжеления машины. Снова пришлось пересматривать техзадание, отказаться от базы М113 и делать ходовую, корпус с нуля. Как итог, М2 Bradley была принята на вооружение армии США лишь в 1981 году. Неслабо, 17 лет… Тоже могут 😄
Производилась машина с 1980 по 1989 годы. За это время было выпущено почти 10 000 единиц. Прекратили производство, поскольку посчитали – хватит. Помимо поступления в войска, были созданы значительные запасы. Холодная война завершалась, слабость тогдашнего руководства Союза была очевидной. Американцы решили остановить выпуск М2 Bradley.
Кстати, название машина получила в честь американского военачальника ХХ века Омара Брэдли.
С учётом затрат на проект-долгострой, средняя балансная цена за одну штуку «Брэдли» вышла порядка 3 млн. долларов США (для сравнения, наша БМП-3, считается далеко не дешёвой, при цене до $1 млн.). Но это НИОКР, многочисленные переделки. Сколько стоит именно производство машины – загадка. Тем более что она уже 35 лет не производится. Компетенции утеряны, инженерный потенциал США плачевный даже в более актуальных отраслях, в роде гражданского авиастроения. История с «Боингом» показательна. Так что, когда остатки «Брэдли» на хранении исчерпаются – будет новая реальность, и какая-то другая машина. Пока достают из запасов, модернизируют. Этого хватает. Но не будем заглядывать далеко за горизонта, обратимся к матчасти.
Основная масса машин принадлежит армии США и нацгвардии. Порядка 3 000 в строю. Ещё 2 000 на хранении.
Неизвестное, но существенное количество было завезено в Афганистан и там тупо оставлено…
Поставлялась в Саудовскую Аравию (320 шт.), немного в Ливан и Хорватию.
Какое-то количество в «страну 404». Официально 300 штук, и официально же больше половины выбиты. Неофициально приток «Брэдли» ещё возможен.
Характеристики БМП М2 «Брэдли»
Существует несколько модификаций (поколений): М2 – базовая; М2А1, М2А2, М2А3, М2А4 и самые свежие вплоть до А6.
А также М3 – боевая разведывательная версия. Отличается увеличенным боекомплектом, продвинутыми средствами обнаружения (РЛС) и связи. Вместо десанта – наблюдатели и мотоцикл. У нас на ТВД в «стране 404» пока таких нет, поэтому данную ветку опустим.
Какие-то параметры сквозные, на этом акцентировать не буду, а отличия модификаций укажу отдельно в соответствующих разделах.
Компоновка M2 Bradley
Машина построена по классической схеме с моторно-трансмиссионным отсеком спереди. Место механика-водителя расположено также спереди, слева от МТО.
Далее обитаемая башня с автопушкой спаренной с пулемётом. Башня немного смещена вправо, относительно продольной оси машины. В башне располагается командир машины (справа) и наводчик (слева).
Экипаж: 3 человека (командир, наводчик, мехвод). И десант: 6 бойцов, пехотное отделение.
На ранних версиях сиденья десанта располагаются по схеме: 2-2-2. Двое слева от башни, лицами друг к другу. Двое по правому борту. Двое у аппарели. Один смотрит внутрь отсека, а другой назад, и может вести огонь из своего пулемёта через амбразуру в аппарели.
С поколения М2А2 размещение изменили: 3 бойца спереди десантного отсека, 2 справа сзади напротив кормовых амбразур, и один (командир отделения), как и был, слева сзади у борта.
В модификацию М2А4 вообще перекроили десантный отсек и смогли поместить 7 бойцов. Но к М2А6, в роде как, вернулись к 6, тесновато.
Сиденья с амортизацией, что позволяет с меньшим травматизмом переживать подрывы на минах и аварии.
Выход для десанта предусмотрен с кормы, где имеется аппарель, откидываемая назад и вниз. Либо через дверь, встроенную в аппарель.
Имеется люк на крыше десантного отделения, чтобы экстренно покинуть машину, если аппарель и задняя дверь заклинила или заблокирована. Также, высунувшись через люк, можно вести наблюдение и огонь. Но чтобы так не рисковать, внутри предусмотрены призменные приборы наблюдения.
У командира сразу 7 призменных блоков для кругового обзора, без необходимости приподнимать люк и осматриваться, рискуя головой, в буквальном смысле. У мехвода – 4 блока (в том числе передний с ПНВ). У наводчика – 3.
У базовой модели М2 были бойницы со встроенными автоматами на базе M16 (под патрон 5.56х45 мм НАТО). Но при дальнейшей модернизации дополнительные защитные экраны перекрыли бойницы, и от встроенных автоматов отказались.
Габариты Масса
Габариты базовой версии М2 и М2А1:
- Длина: 6.45 м.
- Ширина: 3.25 м.
- Высота (по верх башни): 2.9 м.
Поколения М2А2, М2А3, за счёт добавления динамической защиты, закономерно, несколько крупнее:
- Длина: 6.56 м.
- Ширина: 3.65 м.
- Высота: 2.96 м.
Клиренс: 45 см (на версии с М2А4 – 51 см).
Масса:
- М2 – 21.3 т.
- М2А1 – 22.8 т.
- М2А2 – 27 т без динамической защиты или 30-33 т с КДЗ разных типов.
- М2А3 – 30 т.
- М2А4 – 32-36 т.
Вооружение БМП М2 «Брэдли»
Основное орудие – автоматическая пушка M242 Bushmaster калибра 25 мм. Весьма грозное оружие. Скорострельное (позволяет стрелять очередями или одиночными). Два режима скорострельности: 100 или 200 выстрелов в минуту (специально так ограничена, потому что технически «Бушмастер» может выдавать до 500 выстрелов в минуту, что избыточно).
Эффективная дальность пушки – до 2 км. С подкалиберными оперёнными выстрелами – до 2.5 км.
Боезапас: 900 выстрелов. Особо примечательно наличие бронебойных оперённых подкалиберных снарядов (75 штук), с повышенной пробивной способностью.
Слева-направо:
- M791 APDS-T – бронебойный подкалиберный с трассером.
- M792 HEI-T – осколочно фугасный зажигательный с трассером.
- M793 TP-T – учебный танссер.
- M910 TPDS-T – учебный бронебойный трассер.
- M919 APFSDS-T – оперённый подкалиберный бронебойный с трассером.
Увы, аналогичные по характеристикам выстрелы к 30 мм пушкам наших БТР и БМП, отсутствуют.
Плюс сразу в автомат заряжается лента на 225 осколочно-фугасных трассирующих выстрелов. Можно моментально переходить с одного типа боеприпасов на другой.
Остальные ленты с суммарно 600 ОФЗТ выстрелами находятся в боеукладке корпуса.
Углы действия пушки по вертикали: от -9 до +57 град. Это у моделей с М2А1 и далее. У базовой М2 были чуть больше: -10..+60 град, но дополнительная защита немного «подъела».
По горизонтали: 360 град.
Орудие имеет стабилизацию в двух плоскостях, что типично для данного класса машин.
Задачей пушки «Бушмастер» было поражать Советские БМП-1 (БМП-2) в любые проекции подкалиберными бронебойными снарядами с дистанции до 1.5 км. С этим она справлялась (до появления у последних своего дополнительного разнесённого бронирования).
Помимо дневного прицела имеется пассивный ночной (тепловизор). Увеличение: х4 и х12.
С версии М2А2 встроили лазерный дальномер, интегрированный с системой управления огнём (поправки вводятся автоматически), что правильно. До этого пользовались прицельной сеткой и вводили поправки вручную.
Имеются прицелы для ведения зенитного огня по воздушным целям (и у наводчика, и у командира свой).
С автопушкой спарен пулемёт M240C под боеприпас 7.62х51 мм НАТО. Версия для бронетехники, с подачей ленты справа.
Боезапас: 2 200 патронов. В башне в коробе – лента на 800 шт. Остальные в боеукладке корпуса.
Автопушка своим плотным огнём запросто может разбить внешние приборы наблюдения танка, «ослепить» экипаж и вывести машину противника из боя. Но штатно для борьбы с танками предусмотрена пусковая установка ПТРК TOW (TOW-2). В ней сразу две направляющие для управляемых ракет (ПТУР).
Пусковая установка находится слева на башне. В транспортном положении она расположена вертикально, ПТУРы прикрыты стальной шторкой.
В боевом положении модуль принимает горизонтальное положение и шторка открывается.
Дополнительно 5 ПТУРов находятся в боеукладке десантного отделения (сзади левого борта) в транспортных контейнерах. Заряжание TOW производится бойцом, через люк в крыше десантного отделения. Такое себе решение, но тут без вариантов.
Эффективная дальность ПТУРов TOW (BGM-71B) – до 3 км. Бронепробитие – 600 мм.
Более новые версии TOW-2 (BGM-71C): дальность чуть менее 4 км. Бронепробитие до 900 мм. В том числе, некоторые новые модели со сложной системой постадийного подрыва боевых частей, имеют шанс прорваться и через динамическую защиту танка.
ПТРК второго поколения, управление ракетой по проводной линии (аналог наших «Фагот», «Конкурс»). Обзоры отечественных ПТРК были на канале, ссылки в конце. А обзоры основных Западных ПТРК (TOW, MILAN) ещё предстоят.
Шесть встроенных автоматов у бойниц, с суммарным боезапасом 4 200 патронов 5.56х45 мм НАТО. Были устранены с переходом к версии М2А2. Так что сейчас не актуально.
С версии М2А1 устанавливаются гранатомёты для постановки дымовых завес.
Бронирование M2Bradley
В задании на разработку, было требование удерживать по периметру пули 14.5 мм пулемёта Владимирова (КПВ, КПВТ) с 300 м. А в лоб держать бронебойные выстрелы 30 мм пушек Советских БМП (БТР), и 25 мм собственной M242 Bushmaster. Также останавливать крупные осколки от 155 мм артиллерийского снаряда (осколочно-фугасного), разорвавшегося в 10-15 м.
Люди, вероятно с психологическими травмами от не поступления в мореходное училище, были и в армии США. 😄 Так что идея, что бронетехника должна плавать своим ходом, затронули и базовую версию M2 Bradley. Это накладывало ограничение на массу машины, а значит и защиту. Выполнить требования по бронестойкости с гомогенной бронёй, хоть стальной, хоть алюминиевой, не представлялось возможным. И тогда прибегли к многослойной разнесённой броне.
Основа корпуса сварена из довольно толстых листов алюминиевого броневого сплава. Обеспечена хорошая жёсткость конструкции, а также вязкость при попаданиях.
Через небольшой промежуток установлен первый слой стальных экранов – листы из бронестали высокой твёрдости.
На базовой версии М2 и на М2А1 промежуток между броневым корпусом из алюминия и первым слоем стальных экранов был заполнен вспененным полимером. На последующих поколениях от этой меры отказались.
Затем, через воздушный промежуток в 100-150 мм, ещё и внешние экраны. Последние набраны из стали разной твёрдости.
Получается три разнесённых слоя. На поздних версиях: два плюс КДЗ и кевларовый подбой изнутри корпуса.
Стальные экраны встречали пулю (осколок), и даже будучи пробитыми, сильно снижали энергию, отклоняли траекторию.
Такая конструкция из трёх разнесённых слоёв, повышала шансы сдержать даже кумулятивный выстрел из РПГ, с некоторых углов.
В итоге, осколок или сердечник пули прилетали в алюминиевую броню и уже не всегда могли пробить её.
Разнесённая защита выполняла функции, которые требовало задание: держать бронебойные 14.5 мм из КПВ по периметру и 20-30 мм автопушки в лоб.
С версии М2А2 стали применять совершенно иную комбинацию: алюминиевый корпус, стальные экраны (толщиной 30-32 мм, крепятся болтами поверх корпуса и башни), внутри кевларовый подбой для улавливания вторичных осколков от брони.
В лоб стала держать 30 мм бронебойные выстрелы со 100 м.
Снаружи спереди, по бокам корпуса, спереди на башне – блоки комплекса динамической защиты (КДЗ).
В таком варианте M2 Bradley стала весьма устойчивой даже к РПГ. Подбить, вывести из строя, тем более, полностью уничтожить БМП, стало сложно. На это требуется несколько попаданий из РПГ (или боевых частей тех же РПГ в виде FPV-дронов), либо удачный плотный обстрел из 30-мм пушки в борт с детонацией боекомплекта. Танковый снаряд, как и прямое попадание артиллерийского снаряда или мины, понятно, удержать невозможно, на это машина не рассчитана.
Крупные осколки от близких разрывов могут разрушить КДЗ, но с первого раза пробить все слои брони – затруднительно. ПТУР, смотря какой, и под каким углом был прилёт. Если это современный ПТРК «Корнет» или «Вихрь» с вертолёта, с тандемной БЧ, да прямое попадание, а не по касательной – то финиш сразу, и КДЗ не спасает. Может кто-то сможет выбраться, а может и нет, если прямо в боеукладку попадёт. Ну, от такого и танку плохеет, так что…
Днище «Брэдли» дополнительно усилено стальным листом. Это повышает минную защищённость, но чудес не бывает. Любая противотанковая мина достаточно легко обездвиживает машину, а противоднищевая пробивает даже усиленное дно и может навредить экипажу. Однако чаще применяются именно нажимные, классические ТМки (ТМ-62 и подобные). Машина нуждается в эвакуации с внешней помощью, но экипаж и десант от такого подрыва, максимум, получает контузии. Больше других рискует мехвод, если подрыв произошёл с его стороны. Но критического вреда экипажу и десанту в целом, не наносится. Что будет дальше, после покидания машины – уже дело десятое.
С главной задачей, сохранением жизни экипажа и десанта, M2 Bradley справляется очень хорошо. Нужны множественные попадания, добивания из РПГ или FPV-дронами, сбросами, чтобы полностью уничтожить машину, дабы её эвакуация противником утратила смысл.
Модернизация до М2А3 и последующих версий, в первую очередь, касается электронной начинки, средств связи. Применяется и усиление защиты, титановые листы. Новые комплексы динамической защиты. Но изменения не радикальны. На нашем направлении пока используются исключительно М2А2, они нам наиболее и интересны.
Защита на случай ядерной войны
Отсек с экипажем имеет установку фильтрования и вентиляции воздуха. А вот десанту нужно полагаться лишь на индивидуальные средства защиты от радиационного или химико-биологического воздействия.
Понадеемся, что не придётся выяснить, насколько в наших БМП-3 такая защита лучше. По описанию – таки да, а на деле, не надо…
Двигатель. Ходовая
Движок дизельный, турбированный. V-образный, на 8 цилиндров. Мощность 500 лошадиных сил.
С утяжелением М2А2 стали использовать модернизированный 600 сильный мотор. А на М2А4, и вовсе – 675 л.с.
Ходовая: по 6 опорных катков с каждой стороны плюс по 3 направляющих. Опорные катки 1, 2, 3 и 6 имеют автономную торсионную подвеску с гидравлическими амортизаторами.
Гусеницы металлические, с обрезиненной дорожкой посередине.
По хорошей дороги базовая версия М2 (и М2А1) могла развивать скорость до 66 км/ч. С утяжелением за счёт допброни и КДЗ, М2А2 уже – 61 км/ч. М2А3 – 56 км/ч.
Топлива: 662 л. Запас хода: 480 км. Со снижением примерно до 420 км у утяжелённых модификаций.
Управляемость, манёвренность, надёжность и стойкость ходовой – это один из немногих аспектов, по которым наша БМП-3 заметно впереди «Брэдли». Отчасти за счёт банально меньшей массы, отчасти из-за более низкого профиля и размещения мехвода спереди по центру.
Преодоление водных преград
Формально версии от М2 до М2А3 способны своим ходом переплывать водоёмы. Правда с дополнительными плавсредствами (специальные поплавки, которые крепят к бортам).
Жуткий «костыль». В сравнении с этим наши БМП-3 и БМД-4 реально сносно плавают. Правда, в боевых условиях это практикуют крайне крайне редко… Так что преимущество такое себе.
Водомётные двигатели не предусмотрены. Движение за счёт работы гусениц. Скорость плавания до 7.2 км/ч. Чего мало для преодоления рек даже со средним течением. Плавучесть скромная. При попытке форсировать бурные реки, или в волну – будет подводная «Брэдли» 😄
На деле, затея с плавучестью изначально была мёртвой. Как и у нас, БМП плавала только на учениях, в идеальных условиях, после многократных проверок всего и вся.
На базовой версии и на М2А1 спереди был откидной щиток для отражения волны. А на М2А2 и далее, его без стеснений просто убрали. Модернизировали внешние поплавки.
В данном аспекте, надо признать, американцы молодцы. Сделали упор на защиту, на большой боезапас к пушке, прибавили в массе (хорошо, что запас ресурса ходовой это позволил), а на эфемерную опцию плавания, по факту, плюнули.
Выводы и сравнение с нашими БМП
Нужно признать, что М2А2 «Брэдли», применяемые против нас на текущей войне в «стране 404» – очень хорошие машины.
Да, дорогие. Но на то время американцы бесстыдно печатали деньги, сливали инфляцию на весь мир, пользовавшийся их валютой. В общем, могли себе позволить. В экономическом аспекте поздний СССР, тем более Россию 1990-х, сравнивать по возможностям невозможно. Вопрос цены имеет значение, но исходные возможности стран были изначально не равны. Остаётся сопоставлять матчасть в чистом виде. И тут, объективно, на фоне нашей БМП-3, на много очков вперёди «Брэдли». А уже на фоне БМП-1 (БМП-2) – тем более.
Защищённость, особенно с КДЗ, вооружение, количество боекомплекта, приборы наблюдения, прицелы, средства связи, безопасность экипажа – всё на очень высоком уровне. Какая-никакая минная стойкость.
У БМП-3:
- Выше подвижность, лучше маневренность, что важно.
- Больше запас хода и надёжность ходовой.
- Ниже профиль, что неплохо.
- Лучше дела с защитой от радиации и прочего оружия массового поражения (что пока не актуально).
- Лучше с плаванием своим ходом (но кому это нужно на практике – не понятно).
- Более мощное 100 мм оружие, со спорным функционалом (это подтверждает дрейф и на наших экспериментальных БМП в сторону необитаемого модуля с одной 30 мм автопушкой и увеличенным БК).
- Сомнительная компоновка с движком в корме внизу, под десантным отсеком. Десантирование через верх.
На последующих прототипах: «Драгун», «Курганец», «Манул», от этого отходят и наши, в сторону переднемоторной компоновки, просторного десантного отсека, аппарели в корме, усиления дна от мин, кресел с амортизацией и т.д. Заимствование хороших решений от М2 «Брэдли» очевидно.
На БМП-3 активно сейчас ставят дополнительную защиту: стальные экраны, противокумулятивные решётки. Это неплохо, но по защищённости с КДЗ сравнивать не приходится. Есть комплекты КДЗ «Кактус» для БМП-3 и у нас, но буквально единичные, а М2А2 «Брэдли» противника примерно на 90% с динамической защитой.
Нужна тяжёлая, хорошо защищённая БМП с разнесённой бронёй и желательно с КДЗ, вооружённая автопушкой с большим боезапасом. Не плавающая, не десантируемая. Упор на броню, сохранение жизни и здоровья экипажа и десанта, на пушку и её боезапас.
И нужна другая машина (пусть БМД-4), для операций, наподобие, как в Казахстане в январе 2022 года, когда надо прилететь ВДВ, с техникой, выгрузиться из «горбатых» Ил-76, и пресечь беспорядки. Вот эти машины пусть гипотетически плавают, сбрасывается с парашютами если надо, и всё такое…
Бонус: куда бить «Брэдли»
Могут быть разные стратегии и стадии. Если нужно обездвижить, тут три пути:
- Пытаться бить по ходовой (гусеницам, каткам, подвеске). Это возможно, но непросто, бронеэкраны мешают.
- Сбить динамическую защиту спереди сбоку и затем пытаться поразить двигатель.
- Или стремиться вывести из строя экипаж (десант), заставить покинуть машину, и уже потом добивать. Для этого можно бить сверху, в незащищённую КДЗ корму, сбить защиту и ударить в зону, где мехвод, спереди слева.
Топливный бак поразить сложно, он у днища, и возгорание скорее бывает при подрыве на минах.
Если речь об использовании FPV-дронов, то тут и вопросов нет – бить нужно сверху, мимо участков, прикрытых КДЗ.
Противник из «страны 404» далеко не всегда возит ПТУРы, как в пусковой установке, так и в десантном отсеке. Поле боя сильно расширилось, БМП противника крайне редко сталкиваются с нашей бронетехникой на рабочих дистанциях. Поэтому тут 50 на 50. Можно попробовать ударить в пусковую установку ПТРК TOW, что на башне слева. Если ПТУРы там, то башню или снесёт, или сильно повредит, что обезоружит машину противника. Сбив динамическую защиту в задней части левого борта, и ударив повторно, есть шанс достать боезапас ПТУР TOW, и уничтожить машину.
В любом случае, если цель – экипаж и десант, выгоднее бить именно в левый борт. Там и мехвод спереди, и командир отделения сзади, и боеукладка с ПТУРами. Особенно этот момент актуален для операторов FPV-дронов, которые могут подлететь к машине с нужной стороны, без каких-то ограничений.
Если ПТУРов не оказалось, то остаётся бить в борт на траверзе башни, где боекомплект к автопушке, командир машины и наводчик. Лучше конечно сверху, но это касается только дронов: FPV или мощный сбросов с кумулятивной боевой частью.
Такие дела.
* * *
Подписывайтесь на канал! Впереди много статей о выживании на войне и в экстремальных условиях: оружии, снаряжении, приёмах.
Заслать денег в благодарность автору
* * *
Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru
* * *
Статьи близкой тематики:
- Прорывное решение: БМП на базе старых танков Т-54 Т-55 Т-62