Продолжая тему развития Советских колёсных БТР сложно пройти мимо, пожалуй, самой глубокой модификации данной техники, из серийной уж точно. Речь про разработку из бывшей УССР: семейство бронетранспортёров БТР-4 «Буцефал». Эти машины в существенном количестве были на вооружении ВСУ в 2022 году. Встречаются и по сей день, хотя понесли большие потери. С такими тенденциями обозреть БТР-4 особо актуально, пока он не стал музейным раритетом.
Проектированием БТР-4 занималось то же Харьковское КБ, что и БТР-3, о котором был предыдущий обзор цикла о технике (ссылка будет в конце, если пропустили). Разработка инициативная, начала 2000-х. Прицел был одновременно для силовых структур «Незалежной» и на экспорт. Серийное производство началось с 2008 г.
Основа БТР-4: общие очертания, габариты корпуса, колёсная формула 8х8, позаимствованы у Советских БТР-70, БТР-80. Однако существенных отличий немало.
Во-первых, претерпела изменений компоновка, на что не решались в многочисленных модификациях ранее.
По-классике у Советских БТР и более поздних, на их основе:
- отделение управления – спереди;
- десантное отделение – посередине;
- моторно-трансмиссионное отделение – сзади.
Основные люки-дверцы для выхода десанта – распашные, расположены с боков, между 2 и 3 колёсами.
У БТР-4 «Буцефал» отделение управления осталось спереди. А вот моторное отделение поменяли местами с десантным. Таким образом, двигатель (в отдельном отсеке) оказался прямо за спинами водителя и командира машины.
Узкий проход справа от моторного отсека имеется, но единого пространства нет.
Всё оставшееся пространство за двигателем – десантное отделение. Прямо за моторным отсеком располагается место стрелка, управляющего боевым модулем. Сам боевой модуль находится на крыше, и никак не занимает пространство БТР. Все вооружения, основной боекомплект – всё в модуле наверху.
Под задачи можно взять дополнительный БК (ленты к ПКТ, «улитки» к АГ-17). Разместить в десантном отсеке и дозарядить после расхода основного.
За стрелком, вдоль бортов, расположены сиденья для десанта. В разных модификациях: от 7 до 9 мест. Итого, экипаж: 3 человека. Десант: 7-9.
Выход десанта предусмотрен со стороны кормы, через крупные распашные люки (двери).
Имеются дополнительные люки в крыше, для выхода в экстренной ситуации, если основные двери заклинит. Также, по ситуации, можно подняться из этих люков, вести наблюдение или огонь.
Существенные отличия претерпела головная часть бронетранспортёра. Вместо небольших ветровых обычных стёкол, прикрытых бронещитками, а также приборов наблюдения (триплексов), реализована кабина, ближе к автомобильной.
Большие ветровые бронированные стёкла. Боковые двери для водителя и командира, также с бронестёклами.
Такой подход существенно улучшил обзор. Но к защищённости, жёсткости конструкции передней части корпуса, появились вопросы. БТР и так – далеко не танк. А тут ещё дополнительно ослабили конструкцию.
Во-вторых, полностью пересмотрено вооружение. БТР-80 имел башню с пулемётами КПВТ калибра 14.5 мм и ПКТ 7.62 мм, и всё. У БТР-4 «Буцефал» реализован необитаемый боевой модуль на крыше, с мощным и разноплановым вооружением: автопушка 30 мм, ПКТ, АГ-17, ПТРК.
Боевой модуль БМ-7 «Парус» с полным боекомплектом имеет массу около 1.8 тонн. Предусмотрена возможность монтажа дополнительной защиты: навесных бронелистов и решётчатых противокумулятивных экранов. Всё это тоже вес. Поэтому и двигатель требовался более мощный, а значит и тяжёлый, в сравнении с базовыми БТР-80. Все эти факторы привели к повышению массы БТР-4 под 22 т, а с дополнительной защитой и того больше.
БТР-4 номинально плавает. Без дополнительной защиты уж точно. Реализован увеличенный волноображающий щиток с окошками. На версиях для морской пехоты добавлены поплавки. Вместо привычных водомётных движетелей – гребные винты, что позволяет лучше маневрировать на воде, резвее разворачиваться и даже плыть (идти) назад.
Дополнительная видеокамера наверху, играет роль перископа, чтобы командир мог наблюдать за обстановкой и держать верный курс, даже при небольшом волнении. С этой же целью внедрён спутниковый навигатор.
Вооружение БТР-4 Боевой модуль
Ранние версии БТР-4А комплектовались различными боевыми модулями.
- «Гром». Автоматическая пушка 30 мм, пулемёт ПКТ 7.62 мм, автоматический гранатомёт АГ-17, 4 ПТУР «Барьер».
- «Шквал». Аналогичное вооружение, с нюансами по пушке, количеству ПТУРов и компоновке. Пушка уже чаще не Советская 2А72, а местная нелицензионная копия. То же касается пулемёта и гранатомёта – локализованные версии. Может быть 2 или 4 ПТУРа.
- БАУ 23х2 – боевой модуль со спаренными автоматическими пушками калибра 23 мм. По-сути: зенитная установка ЗУ-23. И пулемёт 7.62 мм (ПКТ или местный клон).
Начиная с версии БТР-4В, а также на основных БТР-4Е и БТР-4Е1 – боевой модуль БМ7 «Парус»:
- Автоматическая пушка 30 мм, ЗТМ-1 (нелицензионная местная копия 2А72). Боекомплект: 300 снарядов в виде двух лент (можно зарядить разными: бронебойными и осколочно-фугасными и переключаться). На ранних версиях было до 400 снарядов. Но, видимо, потом решили, что хватили лишку, что-то не так работало и откатились к 300.
- Пулемёт калибра 7.62 мм, ПКТ или местный аналог КТ-7.62. Боекомплект 500 патронов заряжено. И ещё с собой в десантном отделении 1500-2000 или сколько влезет.
- Автоматический гранатомёт 30 мм, АГ-17 или местный КБА-117. Боекомплект: 29 выстрелов (1 «улитка»). С возможностью дозаряжать сколько надо. Сколько в десантное отделение вместилось.
- ПТРК «Барьер» с бронепробиваемостью до 800 мм брони за динамической защитой. Местная разработка КБ «Луч». Пусковых 2 штуки.
- Комплекс «Туча», 6 гранатомётов для отстрела дымовых гранат и постановки дымовых завес.
Если к ПТРК вопросов нет, КБ «Луч» известно своей продукцией, тем же ПТРК «Стугна», то к автопушке, пулемёту, автоматическому гранатомёту – масса претензий. К 30 мм пушке по качеству металла и термообработке. Откуда и возник кожух на стволе. Из-за этих проблем даже откладывали поставки по некоторым внешним контрактам (в Ирак).
Местные аналоги ПКТ и АГ-17 – вообще какая-то мутная тема. Не было производств оружейных, и трах-бах – возникли… Есть подозрение, что это может быть фиктивная локализация. Производство может быть: Болгария, Румыния или даже РФ, купленные через третьи страны… Просто перебита маркировка, дали своё название, ну и отчитались, что всё местное. Если можно в Китае заказать любую продукцию под своим брендом, на заводе, который клепает аналогичные изделия под сотнями наименований для разных заказчиков, то что мешает точно также заказать ПКТ и АГСы у болгар… Думаю, что ничего.
Боевой модуль «Парус» оснащён камерой кругового обзора. Присутствует не только дневной канал с хорошим приближением, но и ночной – тепловизионный. Имеется бронезащита внешних приборов наблюдения. Хотя бы от мелких осколков помогает.
Картинка с приборов БМ выводится на мониторы командира и стрелка, и они могут выбирать оружие, вести огонь со своих мест. При частичном выходе из строя пульта управления, стрелок может открыть люки снизу БМ и манипуляторами наводить вооружение вручную. Однако если ослепить камеры, разбить приборы наблюдения боевого модуля – то всё. Обычных оптических прицелов не предусмотрено. Такая она, техника «будущего»… Всё круто. Но если что-то сломалось, уже по месту починить ничего нельзя, что касается системы управления огнём.
Двигатель Ходовая
Чтобы придать должную подвижность потяжелевшему БТР, пришлось ставить дизельный двигатель 400+ лошадиных сил. На разных версиях это были: Iveco, Deutz или местный ЗТД-3 (Харьков) в 500 л.с.
Коробка автоматическая (США), с дополнительным рядом пониженных передач.
Колёса бескамерные, с функцией регулировки и поддержания давления. Это обычные возможности ещё Советских БТР. Однако на некоторых версиях БТР-4 применялись более широкие шины Западного производства, противопульные («Мишлен», «Континенталь»).
Предусмотрен дополнительный одноцилиндровый дизельный двигатель, для подзарядки аккумуляторов и работы оборудования, боевого модуля, без запуска основного движка. Выглядит, как коробка, выступающая сбоку корпуса. Аналогичные на командных машинах БТР-3.
Проходимость БТР-4, несмотря на мощный двигатель, оставляет желать лучшего. Вообще, машина очень хороша для городских боёв, действий на дорогах с твёрдым покрытием. Скорость по трассе до 110 км/ч. Запас хода: 690 км. А вот на пересечённой местности ведёт себя посредственно. Номинально удельная мощность даже слегка выше, чем у базового БТР-80 (20.2 против 19.1 «лошадей» на тонну). Однако масса, особенно если машина с допзащитой, 23-24 т, давит на ту же площадь контакта 8 колёс с поверхностью. И на бездорожье БТР-80, особенно наш БТР-82А, ведёт себя ощутимо бодрее.
Отдельным фактором является низкое, или, как минимум, нестабильное качество деталей, агрегатов. Много проблем, поломок. Это отмечали иностранные заказчики (Ирак, Нигерия), и несостоявшиеся (Казахстан, Индонезия).
Доходило до смешного, что иракцы заявляли о ржавых и треснувших корпусах. Высказывали подозрения на использование частей «уставших» Советских БТР-70, с хранения… Отправляли партии из десятков БТР-4 на ремонт, замену. Зная психологию обитателей нашего Дикого Юго-Запада, ни разу не удивлён. 😄
Начинка
Из-за того, что пространство БТР-4 рассечено моторным отделением, предусмотрено танковое переговорное устройство для внутренней связи. На внешнюю связь комплектация бывала разная, но обычное дело: пара радиостанций Западного производства («Моторолла», «Харрисон»).
Установлен кондиционер с разводкой к каждому месту экипажа и десанта. На холодные сезоны предусмотрено несколько отопителей.
Оптико-электронный модуль с тепловизором. Всё высокого качества, современное, также Западного производства. Это, безусловно, сильнейшая сторона БТР-4.
Имеется кевларовый подбой корпуса, для улавливания вторичных осколков при пробитии корпуса, как на БТР-82А.
Итог
Планировалось поставить в Ирак более 400 БТР-4 разных модификаций. Однако, как я понял, заказ не был полностью завершён, и всего через Ирак прошло до 150 машин. Состоянием на 2016 год в строю оставалось 60 единиц. Ещё десяток у Нигерии. У Индонезии – 5 шт.
Вооружённые формирования «страны 404» получили официально около 100 машин разных назначений. Было заказано ещё под 200. Сколько было реально изготовлено – информации нет.
Только подтверждённых на фото-видео, уничтоженных и захваченных в качестве трофеев Армией России – около 100 БТР-4.
Безусловно, какое-то количество выведенных из строя машин не попало на фото-видео фиксацию. Что-то погребено ударами ракет и планирующих авиабомб в подземных укрытиях, в промзонах, ангарах.
БТР-4 «Буцефал» продолжают фигурировать во время попыток контратак противника на разных направлениях. Но количество их уже невелико. Давно и уверенно преобладают образцы техники Западного производства. Так что берегите трофейные БТР-4 – скоро это будет довольно редкий и ценный музейный экспонат. 😄
Что до самой машины: задумка интересная. Наконец реализован уход от одиозных боковых люков-дверок в пользу больших распашных дверей в корме. Довольно комфортный десантный отсек.
Классное Западное оптико-электронное оборудование, позволяющее эффективно вести огонь днём и ночью. Вооружение мощное, разноплановое. Может и с танком побороться (ПТРК) или разбить автопушкой приборы наблюдения. С любой лёгкой бронёй справляется (если успевает первым). Ну и по пехоте есть чем отработать. Концепция дистанционно управляемого боевого модуля, не занимающего пространство внутри корпуса – крайне здравая.
Это позитивно и с позиций выживаемости экипажа. Если БМ повреждён, начинается детонация боекомплекта, то это происходит снаружи, и есть какой-то временной зазор десанту и экипажу покинуть машину.
Дополнительная навесная защита делает БТР-4 более защищённым, чем большинство «одноклассников».
Есть и откровенные минусы:
- Ослабленная передняя часть корпуса из-за затеи с большими стеклопакетами и дверьми.
- Двигатель расположен так, что попасть в него, обездвижить БТР стало значительно проще, чем с заднемоторной компоновкой.
- Слабая проходимость и не лучшие ходовые характеристики по пересечёнке, вязким грунтам.
- Ну и огромные претензии к качеству корпусов, деталей, агрегатов. Есть удачные машины, а иные из ремонта не вылезали. Такая нестабильность неприемлема для боевых машин… Некоторые были покинуты на полях сражений, изначально не будучи подбитыми. Просто что-то сломалось. Их оставляли, и уже потом наши, или сами оппоненты, добивали FPV-дронами, сбросами.
Вот такой противоречивый «Буцефал». Название громкое, в честь коня Александра Македонского. 😄 Но под неплохим пиаром много тёмных пятен…
Продолжу цикл обзоров боевой техники чем-то Западным.
* * *
Подписывайтесь на канал! Впереди много статей о выживании на войне и в экстремальных условиях: оружии, снаряжении, приёмах.
Заслать денег в благодарность автору
* * *
Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru
* * *
Статьи близкой тематики: