Автомобиль «Humvee» (HMMWV) плотно ассоциируется с образом американской военщины начиная с 90-х годов. Операция «Буря в пустыне», а затем «Шок и трепет» перешедшая в «Иракскую свободу» (ох уж этот пафосный пиндосский нейминг 😄). Всё это плотно освещалось Западными СМИ (они же мировые, на тот момент). Поскольку «Железный занавес» пал, весь этот медийный продукт («война в прямом эфире») хлынул в мозги жителей постсоветского пространства. Поэтому «Хаммер» своего рода легенда, очень яркий образ. Не просто машина, а символ тогдашней мощи Америки, единственной оставшейся Сверхдержавы, выигравшей Холодную войну. Некоторые на Западе тогда даже поспешили объявить «Конец Истории»… Наивные 😄 Прошло время, и в 2008 в Грузии солдаты Армии России уже подбивали и трофеили те самые «Хамви». В 2014-15 годах на Донбассе наши «ихтамнеты» и местные Русские парни из Ополчения повторяли это с «Humvee» вооружённых сил «страны 404» с ещё большим размахом. Заметно возросло присутствие (и потери) этих машин в горячих событиях с 2022 года и поныне. Так взглянем же на эту технику поближе. Встречаться с ней придётся ещё долго и плотно.
Пока лишь подбираюсь к более подробной статье: почему нас ждут жаркие военные десятилетия. Если коротко: Глобальная Американская Империя уже не та. Доля в мировой экономике скукоживается. Политическое влияние падает. Кто только за последнее время не вытер ноги о мнение Вашингтона по вопросам войны, мира, политики и торговли, в самых разных уголках планеты. Западным либерал-глобалистам придётся отступать, терять влияние во многих регионах (это уже явственно происходит, но ещё ускорится). А значит, чтобы конкурентам США, региональным лидерам, жизнь мёдом не казалась – они будут провоцировать, поджигать конфликты. Что мы и так в зачаточных формах наблюдаем во многих точках Евразии: Афганистан, Мьянма, Ближний Восток, Северное Причерноморье.
Кавказ, Средняя Азия, Дальний Восток, Балтика – в перспективе для России. Тайвань, Юго-Восточная Азия и та же Центральная Азия – для Китая. Частично те же очаги для Ирана. Будет жарко!
Американцы за минувшие десятилетия уже навезли во многие точки своё оружие, технику, в том числе «Хамви», как совсем старенькие так и модернизированные версии. По мере обновления автопарка армии США более современными образцами, они будут сплавлять старьё своим прокси, чтобы воевали против России и других поднимающихся сил. Поэтому и пишу, что уничтожать, жечь, трофеить «Хамви» придётся много (как и другую Западную технику, оружие), в нынешних и будущих зонах конфликтов. Готовьтесь! А безосновательные грёзы «о возврате всего взад» – забудьте.
Предыстория создания машин «Хамви»
Во времена Второй мировой войны американцы и их союзники (включая СССР), активно использовали автомобили повышенной проходимости «Виллис» (Willys MB). Эта машина в последующем стала основой для множества внедорожников, включая знаменитый, и ставший нарицательным «Джип» («Jeep»).
Это была преимущественно машина для передвижения командного состава разного уровня. Некоторые рейдовые и разведывательные действия на ней иногда проводились, но подходила она для этого слабо. Возможности такого применения ограничивали: низкая грузоподъёмность и вместительность в плане вооружений, боезапаса и личного состава; отсутствие хотя бы минимального бронирования.
Значительные группы американской пехоты передвигались просто в кузове грузовых автомобилей или на колёсно-гусеничных гибридных БТР (M3, M5, M9). Последние не блистали надёжностью, проходимостью, компактностью, вместительностью и бронезащитой. В общем, ничем не блистали 😄 Потому по окончанию большой войны были признаны тупиковой ветвью.
После Второй мировой военная армия США искала замены. Прошла масса попыток доводки военного внедорожника. В 1960-70 годы, в частности во Вьетнаме, эту роль выполнял «M151 MUTT».
Со многими задачами не справлялись ни такие лёгкие автомобили, ни грузовики гражданского типа. С 1970-х появились такие уродцы, как «M561 Gama Goat» («гама козёл», многообещающее название 😄).
Присутствовали и другие транспортные средства, долгим списком которых нагружать здесь не вижу смысла. Понятно, что военных США не мог устраивать такой «зверинец», и они формировали техзадание на единую платформу, на которой могли бы развернуть множество машин с разным функционалом: боевым, грузовым, медицинским и прочим.
Концепция машины повышенной проходимости вынашивалась пиндосами ещё с конца 1960-х. Дошли даже до испытаний образца: XR311. Но тогда военные не почувствовали потенциала заменить ЭТИМ все позиции, которые требовалось. Ну а заводить в «зоопарке» ещё одного зверя – сочли ошибкой. Так и отложили проект.
HMMWV, «Хамви», «Хаммер»
Только в 1979 году было сформировано то самое техзадание на универсальную платформу. Собственно: HMMWV – аббревиатура, означающая: «высокоподвижное многоцелевое колёсное транспортное средство». А «Хамви» – максимально близкое по звучанию название, которое хоть как-то возможно выговорить 😄
Ключевые требования были:
- Надёжное поведение на бездорожье. Преодоление сложных перепадов рельефа.
- Адекватные времени: запас хода и скорость по шоссе.
- Существенная грузоподъёмность.
- Выведенный высоко воздуховод и гидроизоляция электропроводки для преодоления водных преград.
- Улучшенная в сравнении с простыми легковушками живучесть под непрямым огнём (осколки, пули на излёте).
Из-за необходимости скрестить «бульдога с носорогом» в одном изделии, получился громоздкий автомобиль внедорожник и недогрузовик одновременно.
Испытания представленных на конкурс машин проходили в первой половине 1980-х. Готовый образец был уже в 1983 году. В 1985 началось серийное производство «Хамви».
Машина прошла первую войну с Ираком (операция «Буря в пустыне», 1991 год), где и стала знаменитой на весь мир. Позже плотно участвовала в других операциях США (второй Ирак, Афганистан, Югославия и другие).
Это были первые вооружённые конфликты, которые так подробно освещались СМИ с мест событий. Что и предопределило популярность машин «Хамви». Многие в Америке, да и чего уж там, во всём мире, захотели автомобиль, точь-в-точь, как у тех крутых парней, которые нагибают кого хотят на этой планете…
Так появилась гражданская версия HMMWV под брендом «Hummer». Как бы созвучно с «Humvee», но уже другое. Словесная аллюзия на «hammer», «молот». Прямоугольные формы кузова, брутальный внешний вид – понятно ассоциируются с таким названием.
По ходу своего пика славы в 1990-е и нулевые, машина продавалась (поставлялась) американцами множествам их союзников и прокси в мире. Операторы: более 70 стран (и региональных группировок без государственного статуса). В том числе «Хамви» поставлялись в «страну 404» ещё с 2001 года, даже до «первого Майдауна». В Грузию, накануне событий 08.08.08.
Многие другие соседи России заимели в своих армиях американские машины, как бы присягая новому (для себя) и единственному на тот момент центру силы в мире.
Любым истерикам и восторгам свойственно утихать. Так и с «Хамви» ореол мощи от первоначального медийного эффекта постепенно сдувало песчаными ветрами Ближневосточных пи Афганских пустынь…
И сами американцы, и их союзники всё больше распробовали машину (попутно модернизируя, избавляясь от самых вопиющих проблем). Нахлебались вдоволь!
* * *
Машина отметилась в конфликтах:
- Вторжение США в Панаму (1989).
- Война в Персидском заливе. Та самая операция «Буря в пустыне» (1990-1991). Что самое забавное, сами американцы относят этот конфликт к Холодной войне. Очень странно…
- Беспорядки, восстание банд в Лос-Анджелесе (1992). Господи, благослови Америку! Побольше бы такого (примечание автора 😄)
- Операции США в рамках гражданской войны в Сомали (1993). Вспоминаем фильм «Падение Чёрного ястреба». Там тоже мелкают «Хамви», и как и в реальных событиях, нормально так огребают в уличных боях.
- Многочисленные операции в рамках развала Югославии (по понятным причинам в американских источниках освещены скупо, но поставки вооружений, включая «Хамви» различным террористам и сепаратистам проводились, сам видел).
- Война в Ираке (с 2003 года и поныне, потому что спокойно там не стало…). Сначала война США с правительством Саддама. Потом война тамошнего марионеточного правительства с ИГИЛ* (запрещённая террористическая организация в РФ). И масса разборок с множеством группировок, описывать которые – потеряешься…
- Война в Афганистане (2001-2021). Пиндосы позорно бежали, оставив порядка 350 «Хамви». А это только эти машины. Другой техники там было брошено много. Брошено и по причине невозможности вывезти. Слишком большие издержки на логистику. Ну и был расчёт, что с этим оружием местные ребята разожгут немало войн в регионе. Ну увидим… Пока Талибы* отправляют свою делегацию на ряд форумов в Россию. Что-то там по исламской линии, потом БРИКС. В общем, пока эта ставка американцев не играет. Но ружьё в первом акте повешено на стене. Вражины за океаном рассчитывают, что выстрелит…
- Война в Сирии (с 2011 года до сих пор). США, видимо, руководствуясь правилами пресловутого «мира, основанного на правилах», захватили часть суверенного государства Сирия, и тупо воруют там нефть до сих пор…
- Некий кризис на Филиппинах (2013).
- Гражданская война в Йемене (с 2014 года и поныне). Те самые Хуситы, что сейчас на слуху, оттуда. США и там разжигали и поставляли оружие одной из сторон…
- Война с мексиканскими наркокартелями (из их «американской древности» и поныне).
- Арабо-Израильский конфликт.
- Война России с Западом и их прокси («страной 404») на исторических землях России: Донбассе, Новороссии и по куда мы там сами решим 😉
Обращаю внимание, кому ещё не дошло: какие «миролюбивые штаты». И это всего за 30 с небольшим лет. За времена Холодной войны там ещё десятки конфликтов, которые они развязали.
Характеристики «Humvee»
Как и подобает внедорожнику, «Хамви» – полноприводный (4 х 4).
- Длина: 4.6 м.
- Ширина: 2.16 м.
- Высота: 1.8 м.
- Клиренс: 41 см.
- Масса: 2.7 т.
- Грузоподъёмность: 2 т.
- Максимальная скорость по шоссе (км/ч): 113 (88 у первой версии).
- Запас хода без дозаправки: 320 км.
- Двигатель формата V8.
В первом поколении использовался бензиновый на 5.7 л (200 «коней»). Во втором: дизельный на 6.2 л (170 л.с.). В третьем: дизельный с турбонаддувом на 6.5 л (195 «лошадей»). Последний обеспечил разгон до 100 км/ч за 17.3 сек.
- Коробка автомат (4 ступени).
- Гидроусилитель руля.
- Опционально может комплектоваться лебёдкой и системой подкачки колёс, что важно на тяжёлом рельефе и в боевых условиях.
Модификации
Существуют три поколения «Humvee»: А0, А1, А2.
- Первое поколение (1984-1993). Базовая модель: М998 – грузовой открытый автомобиль.
- Второе поколение (1993-2005). Базовая модель: М1097А2.
- Третье поколение (с 2006 года). Базовая модель: М1165.
Всего в рамках этих трёх поколений имеются более 40 вариантов. Перечислять все смысла не вижу. Приведу лишь несколько наиболее характерных:
- M998 Avenger – зенитный с ЗРК «Стингер».
- M996 (М997, М1035) – санитарные.
- М966 – противотанковый с ПТРК «TOW».
- М1025 – полностью закрытый кузов на 4 места.
- М1037 – двухместный грузовой фургон.
- Машина с разведывательным модулем.
- Машина связи.
- Машина с пусковой установкой ракет «Хеллфайр».
Если (а точнее когда...) будем воевать за Арктику, можем встретить и такое:
На закрытых четырёхместных версиях предусмотрен люк на крыше и возможность установки различных вооружений, как в сочетании с защитным бронещитком, так и без него. Это может быть крупнокалиберный пулемёт Browning M2, Minigan, один пулемёт калибра 7.62 мм на станке или спарка из двух таких пулемётов.
Ставят и автоматические гранатомёты (Mk 19 и подобные).
Возможны и иные варианты, вплоть до ДШКМ, как делали наши оппоненты из «страны 404».
Параллельно с выходом третьего поколения «Хамви» (2006-2007) уже начинались работы над глобальной заменой этой платформы, поскольку некоторые «болезни» были заложены на базовом уровне и неустранимы. Это вылилось в концепцию MRAP (машины с усиленной противоминной защитой) и создание Oshkosh L-ATV (M-ATV) и International MaxxPro.
Где-то в районе 2020 года, проходила информация о планах на новую глубокую модернизацию «Хамви», версию «Humvee NXT 360». Кузов «пикап» с открытым грузовым отсеком.
Бронестекло сзади салона и на задних дверях заменено камерами и дисплеями внутри. В общем, где-то повредит электронику и как минимум треть обзора (120 градусов) потеряется 😄 При этом вес удалось снизить, бронированные стеклопакеты тяжёлые. Бронезащиту этих участков улучшили за счёт бронеплит. Сложно оценивать такой ход. Ведь через растрескавшийся от попаданий стеклопакет тоже мало что видно…
Пока про серийный выпуск не слышно. Вероятно и не будет такового вовсе.
Защита
«Хамви» изначально позиционировался как автомобиль с лёгким бронированием. Но это очень условная классификация, поскольку, как таковых поверхностей и крупных участков, которые неплохо было бы дополнительно защитить усиленной бронёй, практически нет.
Спереди экипаж защищает двигатель и передний стеклопакет из бронестекла. С боков проекцию салона практически полностью перекрывают довольно массивные двери, также со стеклопакетами из бронестекла. Можно сказать, что нижняя часть дверей и рама вокруг стекла – это и есть бронирование, просто толстый металл. Рама, участки между стёклами и дверьми – массивные, усиленные.
Задняя часть кабины или салона, крыша, днище – всё очень слабенькое. Масса примеров, где эти части прошивали средние осколки. С близкого расстояния в эти зоны и пулемётный 7.62 БЗТ может прошить.
Со второй версии условно комбинированную «броню» заменили полностью алюминиевой.
Некоторые линейки выпустили с усиленной бронёй, что сразу привело к утяжелению почти на тонну и существенной утрате проходимости.
Неплохие стеклопакеты, массивные двери – всё это ловило пули 7.62, тем более автоматные, а также некрупные, не очень энергичные осколки от артиллерийских мин и снарядов разрывающихся на некотором удалении от машины (с близкого – решето…).
В роде бы всё неплохо. Ожидать удержания пуль крупнокалиберных винтовок или пулемётов было бы странно. Этого в изначальном техзадании и не требовалось. Хоть как-то защищённый автомобиль, всё же, а не бронетранспортёр полноценный.
Но настоящей проблемой для «Хамви» стали мины, фугасы. У этой разработки не первой молодости, нет салона-бронекапсулы в современном понимании. Поэтому при наезде на противотанковую мину (в роде ТМ-62), или при подрыве управляемого фугаса, машина гарантированно выходила из строя. Но, что главное, и экипаж погибал или получал серьёзные ранения.
Теперь понятно, почему двинулись в сторону концепции MRAP, машин, заточенных на защиту экипажа на случай попадания под воздействие мины или в засаду с участием тяжёлого вооружения. Там хоть какие-то шансы есть.
При этом ценник на такие машины подлетел почти вдвое (например, $400К за Oshkosh L-ATV против $220К за «Хамви»). Хоть Пентагон и «чёрная дыра» по части прозрачности бухгалтерии, но даже там не смогли пропихнуть полной замены. И на многих вспомогательных ролях, на относительно безопасных участках, продолжают активно применять «Humvee».
Другие проблемы
Помимо слабенькой защищённости экипажа, у «Хамви» хватает и других минусов:
- Проходимость по проблемной местности всё же не блестящая. Глубокая грязь, песок, горные участки с большими валунами и перепадами – всё это может ставить машину в тупик. Хочется клиренс и колёса побольше.
- Несмотря на довольно продвинутую для своего времени ходовую, тому времени уже 40 лет, и много чего можно подтянуть.
- Вроде машина немаленькая, а в салоне всё равно тесновато Особенно крупным парням в броне, с оружием и боекомплектом на себе.
Итог
«Хамви» хорош для парадов и гоняния по прериям или пустыням совсем уж туземных персонажей… Если оппонент широко применяет тяжёлое вооружение: артиллерию, ПТУРы, FPV-дроны и кумулятивные сбросы, крупнокалиберные пулемёты, пушки БМП, БТР, не говоря о танках – это проблема…
Да даже массово поставленная минная война, без всего перечисленного, доставляет пользователям этих американских внедорожников очень сильно.
Становясь на позиции глобального противника, самих США, всё логично: сбагривать сейчас это небезопасный металлолом куда только можно. То, что какие-нибудь чубатые аборигены поубиваются, поподрываются на минах, так и не жалко.
Нам же, в случае попадания таких трофеев, можно рекомендовать использовать эти машины лишь в глубоких тылах, при переброске БК, припасов, эвакуации раненых, уже на втором этапе, от «нуля» в тыл, не подъезжая к передовой. Там может быть и дистанционное минирование ПТМ-3, и FPV-дроны, и сбросы c «Баб-яг», та и просто «Мавиков». Уж точно не надо на таком ходить в атаки…
Та по чернозёмам на бездорожье оно и так не проедет, за исключением может пары летних месяцев.
Про разведывательные, рейдовые действия при обрушении фронта – тоже всё понятно. Где есть возможность засад и/или минирования, там передвигаться на «Хамви» крайне рискованно.
* * *
Подписывайтесь на канал! Впереди много статей о выживании на войне и в экстремальных условиях: оружии, снаряжении, приёмах.
Заслать денег в благодарность автору
* * *
Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru
* * *
Статьи близкой тематики: