Современная война немыслима без широкого применения различной автомобильной техники, бронетехники, боевых машин. Естественно, будучи объектами весьма крупными, все транспортные средства приоритетно подвергаются обстрелам со стороны врага. Поэтому передвижение на технике, нахождение в ней или за ней на стоянках – всегда сопряжено с повышенными рисками. При артиллерийском, миномётном, авиационном налёте, при обстреле стрелковым оружием, могут пострадать экипажи, сопровождающие, десант и сама техника. Поговорим о методах дополнительной защиты, доп. бронирования, которые применяют в инициативном порядке бойцы, работающие на технике. Естественно, оперируя актуальными примерами из зоны СВО на «территории 404» за 2022 и начало 2023 года.
Чтобы сходу максимально обосновать актуальность темы, приведу фото КАМАЗа с бронекапсулами в кабине и кузове, поражённого осколками от близкого разрыва артиллерийского снаряда.
Множественные осколочные поражения передней проекции. Мощные лобовые стеклопакеты удержали осколки. А вот отсеку двигателя дополнительная защита не помешала бы…
Ещё фото. Первый день СВО. Разгромленная колонна ВСУ, выдвигавшаяся отражать десант российских ВДВ в Гостомеле.
Крыша грузовика просто разорвана в клочья крупнокалиберной пушкой российского вертолёта.
Скорее всего, это 30-мм пушка Ка-52 или Ми-28Н, которые прикрывали десант 24.02.2022 в небе над Киевской областью.
От такого никак не защититься. Но иллюстрация неплохая. Показывает, насколько автомобильная техника уязвима перед прямыми попаданиями чего-то мощнее «стрелковки».
Если же применена дополнительная защита, бронирование отсека двигателя, бензобака, кабины, это может снизить урон даже от таких серьёзных пушек. Верхняя проекция – увы, это понятно, без шансов. Мелкие же осколки даже кустарная защита может остановить весьма эффективна. Именно прилёты артиллерийских снарядов, мин, ракет, не всегда идеально точные, а просто где-то поблизости – это основная угроза сегодня. Поэтому, если есть время, ресурсы и ровные руки, то озаботиться дополнительной защитой свой техники будет не лишним. Рассмотрим основные варианты.
Бронежилет на двери
Простейшая мера дополнительной защиты, прежде всего для водителя и пассажиров в кабине – это крепление бронежилета на дверь. Мера, которую использовали ещё со времён войны СССР в Афганистане, затем в Чечне. Применяются бронники в таком качестве и сегодня.
Так что если остался бронежилет от раненого товарища, эвакуированного медиками в тыл, либо достались трофейные СИБЗ, то их можно применить для дополнительной защиты легковых и грузовых автомобилей.
Такая мера защитит от пуль, мелких и средних осколков, летящих в проекцию кабины, двери. Это точно лучше, чем ничего, когда нет бронекапсулы, а автомобиль самый обычный.
Дополнительное бронирование
Популярное решение: создание дополнительных усиленных каркасов вокруг кабин, двигательного отсека, бензобака. Наваривание на них стальных листов.
Подобные конструкции в стилистике киберпанк кино-вселенной «Безумный Макс», встречаются в зоне боевых действий весьма регулярно. Такой себе наш ответ: «Безумный Донбасс – дорога ярости», «Безумный Иван».
Если же нечто подобное исполняет противник, то это уже, безусловно: «Безумный Тарас – дорога гiдностi».
😄😄😄
Такое дополнительное бронирование, при кажущейся нелепости и чудаковатости, является весьма эффективной мерой от мелких и средних осколков, даже от вольфрамовой картечи «Хаймарсов». А также обычно держат пули, вплоть до 7.62х54R БЗТ и БП (смотря, какие пластины применены, конечно…). Против крупнокалиберных пулемётов 12.7 и более, прямых попаданий выстрелов различных РПГ и снарядов пушек танков, БМП, вертолётов – это не поможет. От крупных скоростных осколков – шансы повысит, но явно не на 100%.
В любом случае оно того стоит!
Деревянные щиты
Если нет возможности зайти через слесарку, нет материала и условий, то некую примитивную защиту можно соорудить из древесины.
Как сделали на фото понтонщики с Дальнего Востока. Видимо поняли, где оказались слишком поздно. Пришлось заниматься мерами повышения защиты и живучести своих КАМАЗов уже где-то в лесах Харьковской или Луганской области.
Такие щиты на проекции мотора весьма эффективны против средних и мелких осколков. На этом, собственно, и всё. Что пули, что крупные быстрые осколки прошьют такую защиту.
Но это всё равно нелишняя мера. Огромное количество автомобильной техники с обеих сторон выводится из строя именно нелепым мелким осколком, прилетевшим от весьма дальнего разрыва… Подобные берёзовые щиты, как раз призваны такие досадные моменты пресекать.
Антикумулятивные решётки
Также в зоне операции можно встреть немало заходов на защиту от кумулятивных выстрелов из РПГ, СПГ, отчасти от ПТУРов. Из кустарных решений превалируют решётчатые экраны. Их можно наблюдать на БТР различных моделей, БРДМ, бронеавтомобилях.
Решётка первой встречает выстрел. Кумулятивный заряд срабатывает НЕ в поверхностном слое брони, как положено, а в воздухе, за несколько сантиметров от корпуса (даже десятков сантиметров, в некоторых случаях). Боевая часть частично разрушается об решётку, траектория заряда смещается. Кумулятивная струя ударяется о борт под некоторым углом, и никакого пробития не происходит, либо ущерб в разы меньше, чем при штатном срабатывании. Весьма эффективный приём защиты.
Такими решётками стараются прикрывать, прежде всего, проекции зон, где размещается экипаж и боекомплект.
Но бывают решения по перекрытию такими решётками практически всей бронемашины. ВСУ практиковали такие экраны на своих БТР-4 «Буцефал» и других моделях. Не всегда помогает. Таких набитых пожжённых «коробочек» было запечатлено немало.
Поражения техники бывают разными. Но именно от кумулятивных выстрелов такая защита шансы повышает.
Применяют и решётчатые козырьки для прикрытия верхней проекции башен танков. Их позиционируют, как защиту от ПТРК по типу «Джавелинов» или NLAW, которые, как раз, бьют сверху. Насколько это эффективно – внятной статистикой не располагаю.
Про данные комплексы западных противотанковых средств, их эффективность и распиаренность отдельно поговорим в будущих публикациях.
От чего точно такие козырьки защищают, так это от сбросов ВОГов и ручных гранат с дронов, что практикуется обеими сторонами весьма активно. Потерять дорогой танк из-за точного попадания копеечной гранаты, какой-нибудь Ф-1, ещё советского производства – это беда-печаль. Козырёк просто не даст этого сделать. А сбросы просто на танк, рядом с ним – малоэффективны.
В комплексе с мерами по дополнительной защите техники, на стоянках применяют маскировку подручными средствами, ветками, масксетями.
* * *
Подписывайтесь на канал! Впереди много интересных и полезных материалов о выживании на войне, оружии, снаряжении, приёмах.
* * *
Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru